126
127
128
130
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИЭлектрические граблиДо сих пор ни один проект продвижения электромобилей не оказался коммерчески успешным, несмотря на мощную государственную поддержку. О самых известных рассказывает Глеб Макаров.Вэто трудно поверить, но  в  1900 году примерно треть машин в  Америке приводилась в  движение электричеством! Примерно в то же время в Техасе нашли нефть, а  восемь лет спустя Форд основал массовое производство модели  Т  – и  бензиновый мотор победил окончательно и бесповоротно.КУРОРТНЫЙ РОМАН На западном побережье Франции есть курортный город Ла-Рошель, который послужил местом первого масштабного эксперимента по внедрению электромобилей. Начало ему положило сотрудни126 За рулем 05/2009чество концерна «Пежо-Ситроен», властей города Ла-Рошель и компании EDF (расшифровка аббревиатуры  – «электроэнергетика Франции»). В декабре 1993  года 50  электромобилей на  базе «Пежо-106» и  «СитроенАХ» были переданы для  опытной эксплуатации. Три десятка нашли свое место в парках частных компаний, остальные попали на службу муниципалитета. В местах хранения электромобилей и на АЗС установили 16-амперные портативные станции, способные за  ночь зарядить аккумуляторы для  поездки на  расстояние до  90  км. Воткнув штекер в  разъем на  5  минут, можно былопроехать еще 10 км. Один полный сеанс стоил 1,6 экю (примерно 2 доллара; экю использовали при  безналичных расчетах, пока не  появился евро). Раскошелившийся на 50 экю получал безлимитный абонемент на 18 месяцев. Впрочем, это были еще не  все расходы! С  каждым циклом емкость никель-кадмиевых батарей снижалась, и  в  среднем через 5000  км (60–100  циклов зарядки-разрядки) требовалось их обслужить или заменить. Никелькадмиевые аккумуляторы не  терпят частичных циклов, их необходимо разряжать до  конца, что крайне неудобно. Действующая по  сегодняшний день услуга оплачивается ежемесячными взносами в  18  евро. При  оплате годовой страховки сумма снижалась на  порядок благодаря дотациям. Но  самым приятным сюрпризом для пользователей электромобилей была бесплатная парковка. Результат пробной эксплуатации признали удовлетворительным. Маленькие городские машинки исправно трудились на своих временных хозяев. Пускай максимальная скорость ограничивалась 91  км/ч, но  динамика вполне устраивала водителей. Электромобили «Пежо» и «Ситроен» после 21 месяца испытаний решили запустить в  серию. Увы, цифры продаж оказались слишком скромными…ЭЛЕКТРОКАРЫ На  сей раз программу приняли шесть городов. Помимо Ла-Рошели, экспериментировать с  электричеством реши-лись шведский Стокгольм, норвежский Ставангер, голландский Роттердам, немецкий Эрланген и  итальянский Милан. Замысловатое название ELCIDIS (Electric Vehicle City Distribution Systems) подразумевало использование электромобилей в службах доставки. Большую машину можно под  завязку набить аккумуляторами, чтобы обеспечить хороший запас хода. Выбор остановили на недорогих свинцовокислотных батареях, и  в  конечном итоге именно это сыграло отрицательную роль. В  марте 1998  года грузовики и фургоны, всего 39 электромобилей и  16  гибридов, начали трудиться на  городских маршрутах. Была создана специальная сеть зарядных станций, однако заметных преимуществ не  выявилось. Электрический «Мерседес-Бенц Спринтер» со свинцово-кислотными аккумуляторами Zebra Z5C, например, весил 3  т (дизельный  – 2  т) и  был спосо-Не так давно в германской столице стартовал проект e-mobility Berlin. Реализуют его энергетическая компания RWE и «МерседесБенц». К концу 2009 года планируется выпустить на улицы сотню автомобилей «Смарт» и «Мерседес-Бенц» А-класса с электродвигателями. В электронную память каждой машины заложен денежный счет для оплаты электричества. На территории города планируется построить 500 зарядных станций. Впрочем, по мнению некоторых экологов, электрические машины будут наносить больший вред, чем дизельные, поскольку электроэнергией Берлин снабжают угольные ТЭЦ.бен перевезти всего 500  кг груза не  далее чем на  60  км. «Ситроен-Берлинго» с  никель-кадмиевой батареей мог перевезти те  же 500 кг на  80  км. В  холодную погоду водителя и пассажира согревал… бензиновый отопитель. Тяжелые гибриды были приняты лучше, в  основном благодаря относительной независимости от  заряжающих станций. Но  перевозить грузыЗа рулем 05/2009 127 ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ«Пежо-106 Электрик» внешне не отличается от бензиновой версии, но под капотом прячет поперечно расположенный бесколлекторный электродвигатель и никель-кадмиевые аккумуляторы. Коэффициент аэродинамического сопротивления двухместного купе GM EV1 (ЗР, 1977, № 3) – один из лучших в автомобильном мире: Сх = 0,195. Обтекаемые панели из композитных материалов противостоят появлению вмятин и поглощают энергию удара при столкновениях. Полученный опыт пригодился при создании самого ожидаемого гибрида 2010 года – «Шевроле-Вольт».эффективнее, чем обычные автомобили, они не  могли. Подзаряжаемый гибрид «Мерседес-Бенц Атего» принимал на  борт лишь 2,3  т против 5,9  т у обычной машины. В почтовой службе неплохо проявили себя 10  гибридов «Ауди-A4  Дуо». Правда, при грузоподъемности 400  кг объема грузового отсека хватало лишь для писем и  посылок… Остается добавить, что у всех гибридов были очень скромные возможности: на электротяге они могли проехать чуть более 30  км. Дальше в работу вступал дизель, и все экологические преимущества вылетали в трубу. Оснований продолжать эксперимент не нашлось.КАЛИФОРНИЙСКАЯ ПЕТЛЯ В 1990 году сенат штата Калифорния издал закон о  том, что каждый автопроизводитель, желающий остаться на  местном рынке, должен к  1998  году поднять долю автомобилей с  нулеДвадцать четыре никельметаллогидридных аккумулятора «ХондыEV Plus» могли выдать 49 кВт/66 л.с. Эту модель в дальнейшем использовали для создания прототипа электромобиля на топливных элементах под названием «Хонда-FCX» (ЗР, 2004, № 1).вым выбросом вредных веществ в  общем объеме реализованной продукции до 2%, а в 2003 году – до 10%! Самым неординарным был, конечно, GM  EV1 (Electric Vehicle), представленный в  1996  году. Это первый электромобиль, разработанный с  нуля, а  не  построенный на  базе серийного авто. В  1997-м через дилерскую сеть «Сатурн» распространили 660  электромобилей, оснащенных свинцовокислотными батареями. Стоимость аренды составляла от 300 до 550 долларов в месяц, пробег на одной зарядке – до  120  км с  аккумуляторами «Делко» или 160 км на «панасониках». Электромобиль GM  EV1 обладал отличной динамикой: с  места до  100  км/ч он разгонялся всего за  8  с. Расположение аккумуляторов снизу кузова, между передними сиденьями, обусловило низкий центр тяжести и придало дополнительной устойчивости при  маневрах. Зарядное устрой-ство, похожее на  небольшой холодильник, могли установить в гараже владельца за  20 долларов ежемесячной арендной платы. Такими же оснастили стоянки около офисов. Безопасный бесконтактный разъем с  индуктивной передачей тока позволял иметь дело с высоким напряжением даже под дождем. В 2000 году к  арендаторам поступило 457  машин EV1 второго поколения, оснащенных никельметаллогидридными батареями. Пробег без  подзарядки вырос до  240  км! Впрочем, такие аккумуляторы плохо работали при  высоких температурах, поэтому выезд c  ними на  дороги жаркой Аризоны был заказан. На  двух экземплярах со  свинцовыми батареями при зарядке возник пожар вследствие дефекта индуктивного порта. И  хотя пострадали только автомобили, первое поколение EV1 в марте 2000 года решили отозвать. Но  к  окончательному закрытию всей программы подтолкну-128 За рулем 05/2009 ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИОбладатели «Тойоты-RAV4 EV» счастливы: электромобиль надежен, не требует больших затрат, а компания до сих пор его обслуживает!ло изменение закона о  минимальной доле транспорта с  нулевым выбросом. К слову, на сегодняшний день он переписан четырежды. В  последней редакции 16-процентный порог для «обезгаженных» машин должен стать реальностью лишь к 2018 году. Надо сказать, даже арендной платой 500  долларов в  месяц EV1 не  окупался. По истечении срока договора эти электромобили были изъяты и утилизированы, несмотря на  бурные протесты пользователей и  защитников окружающей среды. В  1997  году свой вариант, EV  Plus, представила «Хонда». Главным козырем стали никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, впервые установленные на  транспортном средстве. Их  преимущество  – отсутствие эффекта памяти, снижающего емкость после неполной разрядки. Компактный трехдверный хэтчбек мог перевезти четырех пассажиров на  200  км, однако его собственный вес составлял нескромные1600  кг. Встроенное зарядное устройство позволяло «заправиться» за 6 часов от обычной розетки. Стоила «Хонда-EV Plus» без  малого 53  тыс.  долларов, поэтому возможность пустить ее в  продажу не  рассматривалась. Заказчикам предлагали только аренду на  три года за  450  долларов в  месяц. Акция имела направленность скорее рекламную, нежели практическую. После появления гибридной «Хонды-Инсайт» все 340 машин EV Plus утилизировали. Наиболее удачный с  точки зрения успеха на  рынке электромобиль разработала «Тойота». Электрическая версия RAV4  EV с  виду ничем не  отличается от  бензиновой машины. Высокая степень унификации позволила уложиться в  33  тыс. долларов. Первоначально построили прототипы со  свинцово-кислотными и  никельметаллогидридными аккумуляторами «Панасоник», в производство запустили никель-металлогидридную версию. Первые четыре года наслаждаться поездкойКак обойти главный недостаток электромобилей – длительное время зарядки? Создать сеть станций, где можно не только подзарядить, но и поменять подсевшую батарею. Такое решение предложил израильский бизнесмен Шай Агасси, представив проект Better Place. Концерном «Рено-Ниссан» разработаны версии электромобилей с быстросъемными аккумуляторами, способные также заряжаться от розетки. В Израиле планируют развернуть сеть обслуживающих станций. На выбор страны повлияли небольшая территория и зависимость от поставщиков нефтепродуктов.на бесшумном кроссовере могли только служащие североамериканского отделения «Тойоты». В марте 2002-го этот электромобиль поступил в  широкую продажу. Несмотря на  отсутствие рекламы, 328  штук раскупили сразу  же. Могли  бы продать и  намного больше, но  сборочное производство не  рассчитано на  массовый спрос. К  сожалению, выпускать модель стало невозможно технически, поскольку прекратилось производство тех самых аккумуляторов. Права на  них перешли к американской компании «Шеврон», которая почему-то свернула выпуск, невзирая на  стабильный спрос. Интересно, что годом раньше «Шеврон» слился с «Тексако», частью которой владеет… «Дженерал моторс». Покупатели оценили японское честолюбие, ведь фирма не воспользовалась случаем уничтожить RAV4 EV. Некоторые еще катаются по калифорнийским дорогам!ПРО РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТУ Несмотря на  все старания разработчиков и  немалую помощь государства (строго говоря, эти деньги отобрали у  простых автомобилистов и  даже пешеходов), все электрические проекты последних лет провалились. Нет повести печальнее на свете? Полно грустить! На самом деле все было не так: студент Ромео Монтекки подрабатывал садовником у  семейства Капулетти и  всякий раз наступал на  свои грабли. Главное, каждый раз по-новому! Трагедии пока что не произошло...130 За рулем 05/2009