210
211
СПОРТДЕНЬ ПОБЕДЫГерой – и в ралли геройВ становлении нашего автоспорта после войны самое активное участие приняли фронтовики. Об одном из них, Герое России Петре Казьмине, рассказывает Марк Тилевич. Фото: Константин Якубов.ВМосква, 1960 год, 23-й километр Минского шоссе. Встреча победителей ралли «За мир и дружбу»: Петр Иванович принимает поздравления.от уже час беседуем мы с  Петром Ивановичем Казьминым. Смотрю на  него, слушаю, стараясь не пропустить ни слова, и все не верю, что говорю с человеком, чья работа поражала воображение всех, кто о ней хоть чтото слышал. До сих пор нас изумляют кадры хроники, запечатлевшие маневры сверхзвуковых истребителей или заправку самолетов в  небе. Дух захватывает! Какой точный расчет, мастерство, смелость. Летчик-испытатель Петр Казьмин одним из  первых осваивал реактивные машины, сверхзвуковые полеты, в далеком теперь 1952-м первым на 15% превысил скорость звука, был среди тех, кто отрабатывал заправку самолетов в  воздухе по  системе «шланг-конус». Чем только не  пришлось заниматься в  небе, даже испытывать единственный попавший к нам трофейный самолет, управляемый летчиком в  положении «лежа на  животе», или  сажать машину в безнадежной ситуации. Испытателем ЛИИ, Летно-исследовательского института, Петр Иванович стал после войны. За плечами было 170  боевых вылетов, схватки с  фашистскими асами, пять сбитых вражеских самолетов. Об  этом можно рассказывать долго, но  мы встретились с Героем России, заслуженным летчикомиспытателем СССР, заслуженным испытателем космической техники еще и  по  другому поводу: Петр Казьмин в  сравнительно недавнем прошлом  – из-вестный автогонщик. Как ему удавалось сочетать профессию испытателя с таким беспокойным хобби, знает, наверное, только он сам, тем более что гонщиком был неординарным  – со  своими принципами, своим почерком. Выступал только на личной машине, сам ее подготавливал. Штурманом в ралли была жена – Александра Михайловна Сергеева. Петр Казьмин многого достиг на  спортивных трассах: стал первым победителем первенства России по  ралли, выигрывал другие большие гонки, был включен в  сборную команду для участия в  нашем первом международном ралли «За  мир и  дружбу»  – 5000  километров по  дорогам тогдашних СССР, Польши, ГДР, Чехословакии. Об  этом спортивном событии знала вся страна. К спорту Петра Казьмина тянуло всегда. Еще студентом химико-технологического института увлекся стрельбой, участвовал в  международных соревнованиях (как это пригодилось потом в  воздушных боях!). В  аэроклубе МАИ, который окончил перед войной, став инструктором, занимался парашютным спортом. В довоенные годы его можно было увидеть и  за  рулем мотоцикла «Красный Октябрь» на трассах кросса. А вот в автоспорт попал почти случайно. Как-то, возвращаясь домой, у  парка «Сокольники» обратил внимание на  скопление автомобилей со  спортивными номерами. Оказалось, идут соревнования  – «фигурка», о  которой он до  этого не слышал. Спросил: «Можно поучаствовать?» – и, получив утвердительный ответ, вышел на старт... и победил. С этого началось. Зачастил в Бобров переулок, где помещался Московский городской автомотоклуб, и, кажется, не пропустил ни одного соревнования. После неба пришла вторая любовь, и  он отдался ей: увлекло входившее в  нашу спортивную жизнь авторалли. Оно было прямо-таки создано для  него. Летные навыки, умение делать в  уме штурманские расчеты быстро выдвинули его в чис-210 За рулем 05/2009 ло ведущих раллистов, участников чемпионатов страны. В  напарники взял водителя «скорой помощи» Мишу Лившица, учил его. Тот достиг больших успехов – стал заслуженным мастером спорта. Но в ралли «За мир и дружбу» Казьмин стартовал не с ним. Здесь произошло событие, оставившее память на всю жизнь. Об этом я прошу рассказать Петра Ивановича. – В этом ралли мы выступали на заводских машинах, я  в  паре с  испытателем ГАЗа Яковом Рябининым  – на  «Волге»,  – вспоминает Казьмин.  – До ГДР я ее вел один, успешно прошел все скоростные испытания  – допы. И  тут напарник все чаще стал просить: «Петь, пусти за руль». Пришлось уступить, о чем потом пожалел. На трудном участке он, как принято говорить, не справился с управлением, и наша «Волга» сделала два кульбита. Удержал ее огромный валун. Крыша домиком, кузов помят. Из машины выбирался, как из погреба. Да тут еще ноги побиты, сильная боль. У  Якова дела хуже  – сотрясение мозга, а  надо ехать, во  что  бы то ни стало ехать. Попробовал тронуться  – сбежавшие к  месту аварии зрители закричали, замахали руками: «Куда на  такой машине?!». Но  я не  изменил своему правилу – заканчивать дистанцию невзирая ни на что. Вскоре нас встретил руководитель команды генерал Борис Федорович Трамм. «Петр Иванович,  – сказал он,  – ты последний зачетный участник. Не доедешь – команда выбывает». Около полуторасуток вел я машину по ГДР и Чехословакии. Сзади на сиденье больной товарищ, помощи ждать неоткуда  – только вперед! Самыми мучительными были остановки. Выбраться из машины и влезть в нее стоило больших усилий. Когда финишировали в Праге ик нам подбежали встречавшие, я только и мог сказать: «Отвезите в туалет». О том, что наша команда стала первой, узнал позже. На этом Петр Иванович закончил свой рассказ. Ему уже девяносто три, однако он бодр и активен. Правда, ходить стало трудновато, но  выручает вазовская «четверка». С праздником, Герой России, с Днем Победы!На правах рекламы