80
81
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ПЕРЕГРУЗТяжелая атлетикаГрузоподъемность автомобиля обозначена в его технической характеристике, но некоторые владельцы грузят, сколько поместится. Сергей Мишин решил проверить, как влияет перегруз на поведение автомобиля.80За рулем 05/2009 Грузоподъемность нашей «Лады-112» по  паспорту  – 455  кг. Нагрузка  – пять человек по 80 кг, в багажнике 55 кг балласта, а для перегруза – шестой пассажир массой в центнер.МЕРА ИНЕРТНОСТИ Результаты в  таблице. Обратите внимание, номинальная нагрузка замедляет разгон примерно на 25%; центнер сверх нормы дает ухудшение разгона против эталона на одну треть. Это вполне закономерно: чем больше масса, тем медленнее разгон. И тем больше выбег – плюс 12% с перегрузкой! Сами по  себе цифры хотя и значительные, но не фатальные – подумаешь, разгон на минуту дольше, ну и что? Все равно груженый автопоезд разгоняется гораздо медленнее. И впрямую на безопасность движения это не влияет. А что покажет торможение? Рост массы с  точки зрения физики и вопреки расхожему мнению никак не  влияет на  тормозной путь. Чем тяжелее машина, тем сильнее колеса давят на дорогу и тем больше сила трения при торможении. А небольшой прирост пути объясняется работой тормозной системы. Но водитель отметил, что разброс результатов растет с  увеличением массы автомобиля. В  первом случае его практически не  было  – плюс-минус 5 см. Усилие на педали небольшое, в случае передавливания резкий срыв колес в  юз. При  полной массе разброс составил уже 0,7 м. Усилие на педали возросло, но  поймать момент блокирования колес стало легче. Перегруз – здесь тормозам крепко достается, педаль стала очень тяжелой, блокировку не  поймать, а результаты плавают в пределах 2,5 м. УПРАЖНЕНИЯ С ГИРЯМИ Начинаем серию переставок в  «легком весе»: достигнута максимальная скорость 68  км/ч. Поведение понятно и прогнозируемо, оценка 8 баллов. Создаем промежуточное весовое состояние, типичное при езде в одиноч-Перегружать автомобиль опасно: значительно ухудшается управляемость, а при экстремальных маневрах велика вероятность опрокидывания.ку. Загружаем в  багажник 55-килограммовый груз, и... полупустой автомобиль растерял управляемость! Повороты руля увеличились, реакции ощутимо запаздывают, возросли крены, усилился занос. В общем, оценка управляемости – 5 баллов. А скорость упала до 66,6 км/ч. Груз в  самом хвосте машины значительно увеличил ее момент инерции относительно вертикальной оси, отсюда и  сложности с  управлением. Поэтому, если возможно, тяжелый груз лучше располагать за спинками передних сидений на полу, ближе к центру тяжести. Увеличившиеся углы поворота руля и  крены кузова, запаздывающие реакции  – вот чем ответил автомобиль на увеличение массы до полной. Но поведение его на  переставке остается понятным, потому оцениваем управляемость выше, чем с  грузом только в  багажнике,  – 6  баллов. Достигнута скорость 65,1 км/ч. Перегруз на  переставке оказался страшной штукой: очень большие углы поворота баранки, угрожающие крены кузова. При  рывке руля задняя подвеска с внешней стороны поворота на сжатие уже не работает – она еще на прямой просела до  отбойников. Потому опрокидывающий момент не  размазывается пружинами, а  жестко передается на  кузов и  пытается оторвать от  дороги переднее колесо. Оно теряет контакт с дорогой, а  машина  – заданное направление. При  перекладке руля все повторяется, только с  резонансным нарастанием, того и  гляди завалимся. Заканчиваем на  максимальной скорости 63,7  км/ч и  3  баллах за  управляемость. Очень серьезное снижение оценки. Помните об опасности лишнего груза!ИЗМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И УПРАВЛЯЕМОСТИ «ЛАДЫ-112» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАГРУЗКИМаксимальная скорость выполнения переставки, км/ч Тормозной путь, 80–0 км/ч, м Оценка управляемости, баллы Разгон, 60–100 км/ч, IV передача, с Разгон, 80–120 км/ч, V передача, с Выбег, 50–0 км/ч, мТестовая нагрузка (160 кг) Нагрузка до полной массы (455 кг) Перегруз (555 кг)566,3 607,3 632,913,3 16,5 17,720,1 25,1 27,431,2 31,5 32,468 65,1 63,78 63На правах рекламы