174
175
БЕЗОПАСНОСТЬДОРОГИШипы и колеяОткуда берутся колеи на асфальте? И виновны ли в этом шипованные шины? Власти предержащие то обвиняют шипы в разрушительном действии на дороги, то вспоминают про наш непростой климат и ищут других виновных, то спорят друг с другом. Глеб Макаров изучил, чем и почему изнашивают дороги.ЧЕМ ИЗНАШИВАЮТ? К сожалению, в  России серьезные исследования преждевременного износа и  нарушения структуры дорожного покрытия не  проводятся. Поэтому воспользуемся опытом специалистов американского штата Вашингтон (не  путать с  одноименной столицей). Это  самый северо-восточный штат США, зима снежная, но не очень морозная. Шипованные шины там тоже используют, хотя и реже (американцы предпочитают всесезонку). Несмотря на это, состояние дорог идеальным не назовешь. Для исследования происхождения колеи американцы, в  свою очередь, обратились к  северным соседям. В  Национальном институте оптики Квебека разработали лазерную систему измерения колеи LRMS (Laser Rut Measurement System). Приборы, закрепленные на выносных кронштейнах в задней части автомобиля, считывают текстуру дорожного покрытия через каждые 3  милли174 За рулем 05/2009метра. Одновременно за  полотном следят видеокамеры. Компьютерные системы анализируют ширину, глубину и форму колеи. Подобному контролю подвергли все основные магистрали штата. Основной сложностью было отличить те  повреждения, которые вызвали шипы, от  износа грузовым транспортом и  обычными (нешипованными) легковыми колесами. Как  оказалось, колея, вызванная каждым из этих факторов, имеет свои особенности. От  шипов, например, возникают две тонкие борозды, причем вне их пределов дорога абсолютно ровная. А от остальных шин, в том числе грузовых, колеи словно продавлены, по  бокам обоих углублений имеются характерные возвышения. Асфальт не стирается, а деформируется и расползается в зоны пониженной нагрузки. Таким образом удалось выделить износ именно от шипованных шин. Напри-мер, на  трассе I-5 глубина колеи от  них составила 7  миллиметров. Важное уточнение: покрытие было уложено 40 (!) лет назад, по  этой дороге ежедневно проходит 194 тысячи машин. Для таких обстоятельств износ просто ничтожный!ЧТО ИЗНАШИВАЮТ? В  России средний срок службы дороги 8  лет. Для  строительства дорог в  США до сих пор применяют бетон – смесь песка, гравия и  цемента. У  нас его не  используют еще со  времен СССР  – в  нефтедобывающей стране битум дешевле. Бетонное покрытие имеет характерную особенность: в  среднем через каждые 10  метров дорогу пересекают поперечные швы, заполненные битумом. Это позволяет компенсировать податливость материала и  снизить влияние перепадов температуры. На  смену бетону пришел асфальтобетон  – однородный черный материал, имеющий в  своем составе, помимо пе- НЕМЕЦКИЙ ПОРЯДОКПочти на  всей территории Германии использование шипованных шин запрещено с  1975  года. Но главная причина запрета – увеличение тормозного пути на  чистом асфальте! Немецкие зимы мягкие: снег если и выпадает, то  ненадолго. Шипы разрешены только в  15-километровой зоне у  границы с Австрией, в гористой Тюрингии и еще в  нескольких местах, где зимой снег или лед на дорогах – норма. Знакомые нам колеи встречаются даже на автобанах (но, конечно, не в таком масштабе, как у нас). Однако службы по контролю за дорогами ищут недостатки в первую очередь в  своей работе. В  отчете Немецкого дорожного союза (Deutscher Asphaltverband) указаны основные причины образования колеи: • ошибки при проектировании дороги; неправильный подбор состава асфальтобетонной смеси (не  соответствует температуре и влажности окружающей среды); • недостаточная связь между слоями асфальта; • недочеты окончательного контроля.дители жмут на  газ по  едва остывшей дороге. Положенными 72  часами просто пренебрегают. Равно как и  двухслойной технологией. Зачем тратить вдвое больше времени и материалов? Особенно когда за  перерасход и  несоблюдение сроков можно серьезно схлопотать. Даже срезание и  замена верхнего поврежденного слоя не дает длительного эффекта. Потому что колеи – это деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких сантиметров. Пройдет год, и  новая поверхность, как копирка, проявит дефекты старой. Поэтому в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в  ремонте, ее закрывают целиком. Обходится дороже, но в результате выгоднее...ШИП ИЛИ ПШИК? Получается, что шипованные шины  – отнюдь не главный источник возникновения колейности. Да,  их вклад виден после тщательной компьютерной обработки, но он минимален на фоне воздействия холода, жары, ветра, тяжелых грузовиков и других транспортных средств. Гораздо большее значение имеет качественная работа инженеров и  строителей. Если все сделано грамотно, то  ровная и гладкая поверхность дороги будет радовать водителей десятилетиями. Можно ли переделать наши плохие дороги в хорошие? Успех этой затеи сомнителен. Планировка улиц российских городов, а также отсутствие реальной альтернативы у  большинства междугородных маршрутов приведут к  тому, что при  настоящем капитальном ремонте целые районы охватит транспортный паралич. Из двух зол – отсутствие дорог и плохие дороги – выбирают меньшее. Но шипы тут определенно ни при чем…ска, щебень, минералы и  вяжущий битум, благодаря которому дорога превращается в единое полотно. Кроме того, асфальтобетон обладает лучшими сцепными свойствами. В  Америке, где отдают предпочтение просто бетону, для повышения безопасности в мокрую погоду на еще не застывший верхний слой наносят неглубокие риски, отводящие воду.ПОЧЕМУ ИЗНАШИВАЮТ? Каждое строительство требует строгого соблюдения технологии. С  этой стороны асфальтобетон более уязвим. Точности требуется много: два слоя асфальтобетона толщиной 60–80 миллиметров укладывают на  подстилающий слой из песка и щебня и выдерживают минимум по  трое суток каждый. Один слой асфальтобетона годится только для самых тихих улиц, где за сутки проезжает менее 3000 машин. В российской столице таких попросту нет! На практике получается по-другому. Водители ругают дорожников за  сужения, администрация  – за  сроки. Но  мало кто понимает, чем спешка оборачивается в  будущем. Довольные во-СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙОтчего в асфальте появляются колеи?9% всему виной климат 10% от избытка машин из-за 81% нерадивости дорожниковНа правах рекламыКолея на асфальте – это, как правило, результат несоблюдения технологии его укладки.