134
135
136
КОМПОНЕНТЫАВТОМОБИЛЬНЫЕ РАДИОСТАНЦИИГражданская связьРазобраться в автомобильных СВ-радиостанциях, сделать правильный выбор поможет Владимир Арбузов.Однажды я довольно долго плутал по ночной степи в поисках «пропавшего» Оренбурга. В  тот раз помогли питерские дальнобойщики  – по  рации вывели на  правильную дорогу. Автомобильная радиостанция в  дальнем пути  – вещь незаменимая! Будьте уверены, никто вам не  позвонит на  сотовый, предупреждая о  гаишной засаде за  пригорком и  тракторе, что едва волочится в  зоне действия знака «Обгон запрещен», не  подскажет, в  каком кафе пообедать без вреда для здоровья и на какую заправку лучше не сворачивать. Никакой навигатор не  сообщит, что впереди мост размыт или поперек дороги лежит потерянное лесовозом бревно. Другое дело, если ты в сети радиостанций!СВОЙ-ЧУЖОЙВ Европе никаких разрешительных бумаг для пользующихся гражданским диапазоном радиочастот оформлять не надо. Для тамошних водителей с СиБи-радиостанциями въезд в  Россию прост и  бесплатен. Как говорят наши чиновники, объяснять иностранцам, за что надо платить, себе дороже! Соотечественник же при виде чиновничьего мундира привычно тянется к  кошельку – и сначала заплатит в Радиочастотном центре за  так называемое «ку-ку» (то есть позывной; ни одним из них никто не пользуется, ибо по международным правилам они совершенно не обязательны для Си-Би), а после этого будет месяца полтора-два регистрировать (уже бесплатно) радиостанцию. В  1957  году в  США был выделен для гражданского применения частотный диапазон 26,065–28,305  МГц, названный Citizen Band (гражданский диапазон). Отсюда  – Си-Би-связь. Этот американский диапазон разбили на  каналы по  10  кГц, которые для удобства объединили в  группы (сетки) по  40  каналов. Обозначили сетки буквами A, B, C, D и так далее. Присоединившись к этой системе в 1988 году, Россия блеснула самобытностью  – частным радиостанциям отвели диапазон 26,970–27,850  МГц. А  это ни  то ни  се  – наши группы (сетки) С и  D с  иностранными не  совпали. Но  так как своей аппаратуры почти нет и работаем на заграничной, то  нет и  проблем с  сетками  – вещаем в  американском диапазоне! Каналы  9 и  19 сетки  С можно использовать только как аварийный и  информационный соответственно.134 За рулем 08/2010 НАША СПРАВКАVector VT-27 Comfortнастроить станцию (иногда каналы и сетки на станциях обозначены по-разному)� Функция та же, что в автоприемнимке� ■ VOX – функция активации радиостанции голосом� Позволяет общаться в эфире, не отрывая рук от руля� ■ Амплитудный шумоподавитель – электронное устройство, создающее некий барьер для шумов, а следовательно, и для полезного сигнала� Если амплитуда сигнала выше барьера, последний открывается – и сигнал проходит в УНЧ� Есть шумоподавители с ручной настройкой и автоматические (они грубее и менее эффективны)� ■ Избирательность – способность выделять главный сигнал из всего принятого спектра сигналовшумов� Измеряется в дБ – чем больше показатель, тем лучше� Зависимость эта нелинейная: 75 дБ – отличный показатель, 60 дБ – посредственный� ■ Линейная характеристика микрофона – его способность выдавать на передатчик сигнал одного уровня, независимо от расстояния до губ говорящего� ■ Спектральный шумоподавитель оценивает и уровень сигнала, и его форму� Это помогает отличить полезный сигнал от шумов – и даже слабый пропустить через высокий для шумов барьер� Результат – меньше шума, больше дальность связи� ■ Тангента – переключатель-кнопка: нажмешь – включается передатчик, отпустишь – приемник� ■ Чувствительность – способность приемника снимать с антенны слабый сигнал� Измеряется в мкВ� Чем меньше этот показатель, тем лучше� Например, для переносной станции с короткой антенной 0,12 мкВ – отличный результат�■ CTCSS (Continuous Tone-Coded Squelch System) – система, при которой УНЧ (усилитель низкой частоты) закрыт электронным замком, ключ к нему – поступающий от другого оператора звуковой тон (не слышимый ухом) с полезным сигналом� Ключ открывает УНЧ вызываемого оператора – и оба слышат только друг друга� CTCSS позволяет создать закрытую группу лиц, работающих на одной частоте� Пример – группа таксистов и диспетчер� ■ DW (Dual Watch) – одновременное прослушивание двух каналов� Это как два приемника, настроенных каждый на свою волну и включающихся по очереди� Например, канал 15 – свой, а 9 – аварийный� ■ ESP (Electronic Speech Processor) – электронное устройство для обработки, улучшения разборчивости речи или иных звуков� Подобные системы популярны у безголосых звезд шоу-бизнеса� ■ КСВ (коэффициент стоячей волны) – отношение суммы напряжений активного и реактивного сигналов (направленного в антенну и вернувшегося назад) к их разности� Он характеризует реальный КПД передатчика и дальность связи� При хорошем согласовании сигналов КСВ равен единице� А вот при КСВ больше 3,0 станция может сгореть: почти вся энергия идет на ее нагрев� ■ PA (Public Address System) – с выносным громкоговорителем� Такой «мегафон» позволяет общаться с другими водителями и пешеходами, например зазевавшимися� ■ S-метр – устройство, показывающее уровень сигнала� Оно может быть стрелочным, а на ЖКдисплее обычно выглядит «активной линейкой»� Если оператор случайно выключил громкость, об этом напомнит S-метр, получивший сигнал�По  российскому законодательству мощность передатчика  – не  более 10  Вт (исключение  – сигнал бедствия, чья мощность в  чрезвычайной ситуа-■ SCN – сканер, помогающий найти рабочий канал,Страна-производитель �����������������������������������������Китай Шумоподавитель ������������������������������������� амплитудный (следующая модификация предполагает спектральный) Размеры �������������������������������������������������180×35×140мм Число каналов европ./росс. ����������������������������� 400/400 Цена ���������������������������������������������������������������������2950 руб� Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ� Микрофон с линейной характеристикой� Громкость достаточная для большинства грузовиков�TTI TCB-880ции не  ограничивается). Использование гражданской связи в коммерческих целях запрещено, но  наши таксисты об этом, видимо, не знают.Страна-производитель ����������������������������Южная Корея Шумоподавитель ������������������������������������� амплитудный Размеры ������������������������������������������������ 156×51×176 мм Число каналов европ./росс. ����������������������������� 400/400 Цена ���������������������������������������������������������������������3000 руб� ЖК-дисплей с регулировкой яркости� Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ� Четыре ячейки памяти� SCN, DW� Для поиска каналов за рубежом – буквенный код старны�На правах рекламыЗа рулем 08/2010 135 КОМПОНЕНТЫ | АВТОМОБИЛЬНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ MegaJet MJ-200 Plus Vector VT-27 LuxСтрана-производитель �����������������������������������������Китай Шумоподавитель �������������������������������������cпектральный Размеры ������������������������������������������������ 140×42×130 мм Число каналов европ./росс. ����������������������������� 120/120 Цена ���������������������������������������������������������������������3000 руб� Регулировка чувствительности приемника� SCN, DW, ЖКдисплей� Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ� В тангенте есть кнопка переключения каналов� Эта многоканалка особенно популярна у таксистов, но берут ее и дальнобойщики�Страна-производитель �����������������������������������������Китай Шумоподавитель �������������������������������������спектральный Размеры ������������������������������������������������ 180×35×140 мм Число каналов европ./росс. ����������������������������� 450/450 Цена ���������������������������������������������������������� около 4000 руб� Высококонтрастный ЖК-дисплей� Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ� Сенсорное управление� 10-сегментный S-метр� SCN, DW� Тангента с кнопками переключения каналов и блокировкой� Соединение микрофона и станции защищено от «статики»� Речевой процессор ESP�РУБЛЕВЫЙ ДИАПАЗОНСуществует два способа передачи сигнала  – с  амплитудной модуляцией  (АМ) и  с  частотной  (ЧМ). Последняя предпочтительнее: с  ней и  дальность связи больше, и  речь разборчивее. В  сетках есть пропуски частот  – «дырки». Некоторые станции работают и  в  них. Дальнобойщики предпочитают радиостанции с  европейской и российской сетками и, как ни странно, с амплитудной модуляцией – такова устоявшаяся в этом сообществе траVector VT-27 Navigatorдиция. Обычно работают в  15-м канале сетки  С на  частотах 27,130  МГц в России и 27,135 МГц в Европе (все европейские обозначения частот оканчиваются цифрой  5, российские  – цифрой 0). А у таксистов специфика работы такова, что характер модуляции их не  интересует; они трещат на  всех каналах – как с AM, так и с ЧМ. Их приоритеты – легкосъемная многоканалка, позволяющая общаться с несколькими коллегами, диспетчером и т. д., и прочный, надежный провод к тангенте.«Штурман-882»Страна-производитель ����������������������������Южная Корея Шумоподавитель �������������������������������������спектральный Размеры ������������������������������������������������ 150×40×140 мм Число каналов европ./росс. ����������������������������� 450/450 Цена ���������������������������������������������������������������������5600 руб� Большой цветной дисплей� Передатчик защищен от перегрева большим силуминовым радиатором� Провод тангенты силиконовый – мягкий и прочный� Дополнительные клавиши и джойстик на ней позволяют одной рукой переключать каналы, регулировать громкость, настраивать шумоподавитель и т� д� Кнопки износостойкие, силиконовые� Соединение микрофона со станцией защищено от «статики», характеристика линейная� Есть функции SCN, DW, CTCSS, S-метр, KCB-метр, ESР, каналы памяти� Станция работает и в «дырках»� Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ� Эта станция в первую очередь ориентирована на службы спасения, аварийные�Страна-производитель ������������������Россия, КБ «Беркут» Шумоподавитель �������������������������������������спектральный Размеры ���������������� 180×40×60 мм (с аккумуляторами) Число каналов европ./росс. ��������������������������������� 40/40 Цена ���������������������������������������������������������������������5800 руб� Переносная станция для работы в автомобиле и вне его� Плюс два дополнительных, скрытых канала, работающих в «дырках», где меньше шумов��� и посторонних ушей� Светодиодный дисплей� Чувствительность – 0,12 мкВ, избирательность превосходная – 75 дБ� Для переносной станции эти показатели – решающие� Мощность передатчика: 8 Вт при питании от бортовой сети автомобиля, 6 Вт – от своих аккумуляторов� Функция VОХ� Можно подключить компьютерную гарнитуру� Звук громкий, речь разборчивая� С комплектом аккумуляторов емкостью 2700 мАч может работать на прием 64 часа� Рекомендуем любителям экстремального отдыха, охотникам, рыбакам, автотуристам и др�Как выбрать радиостанцию? Перед покупкой заранее определитесь с  местом ее установки, чтобы вошла по  габаритам. Правильно расположите динамик – звук должен идти в вашу сторону. Для групповых поездок на отдых, рыбалку и  т.  д. предпочтительнее портативная радиостанция, адаптированная к работе в автомобиле. Кстати, для нее и место найти проще. Еще один критерий – цена. Подержанную станцию можно купить тысячи за  полторы, но  обязательно проверьте ее работоспособность в  радиомастерской. Новые стоят от  2000  руб. Цена зависит от  возможностей станции и,  разумеется, от  ее производителя. Однако реальные достоинства, включая «дальнобойность», не  всегда соответствуют цене. Некоторые известные бренды, поменяв место сборки, существенно проиграли в  надежности. Низкая цена хороша и в случае, когда на посту ГАИ посреди степей вас вежливо попросят оставить станцию «для проверки». Вряд ли она к вам вернется... Наконец, выбор зависит от  навыков покупателя: неподготовленный не  со  всякой аппаратурой управится. Известно немало случаев, когда станцию с богатым набором возможностей ее хозяин ухитрялся так зарегулировать, что без вмешательства специалиста она уже не работала. Дерево нужно рубить по себе. Что предлагает рынок? Самые дешевые станции (цена  – ниже 3000  руб.) по-прежнему популярны, хотя у них минимум сервисных функций  – лишь шумоподавитель да  индикация канала на  дисплее. Пример  – Vector VT-27 Comfort. У радиостанций за  3000–4000  руб. есть ЖК-дисплей и неплохой набор сервисных функций. Вот образцы: MegaJet MJ-200 PLUS, TTI TCB-880, Vector VT-27 Lux. Того, кто освоил Си-Би-связь в  тонкостях, заинтересует станция подороже  – многофункциональная, с  более широкими возможностями, вроде Vector VT-27 Navigator. Есть переносные радиостанции, адаптированные к  работе как в  автомобиле, так и вне его. Их представляет «Штурман-882». Но  не  только совершенством или  ценой аппаратуры определяется качество радиосвязи. Даже простейшую станцию важно правильно смонтировать и  настроить. Тонкости и  согласование радиостанции с  антенной обсудим отдельно.136 За рулем 08/2010