130
131
132
133
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА БЕНЗИНЫ А95 («ПРЕМИУМ»)Топливный фильтрНа этот раз поиски бензинов для экспертизы решили ограничить Московской кольцевой автодорогой. По одну сторону – Москва, по другую – Россия: то, что надо. Соответствие топлива техническому регламенту и прочим премудростям оценивали Михаил Колодочкин (ЗР) и к.т.н., доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.Образцы 95-х бензинов отбирали в  новенькие канистры по  ранее апробированной методике – в присутствии комиссии, заверявшей каждую закупку типовым актом. Чеки  – в  бухгалтерию, их копии  – к  протоколам отбора, канистры  – в  машину и  тут  же в  аккредитованную лабораторию. Точнее, в  лаборатории  – мы уже привыкли оценивать не  только физикохимические показатели (ФХП) топлива, но  и  моторные характеристики, снимаемые с  двигателей на  стенде. Кстати, хотелось выяснить, что поменялось за  время действия нового технического регламента «О требованиях к  автомобильному и  авиационному бензину, дизельному и  судовому топливу, топливу для  реактивных двигателей и  топочному мазуту» (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 го-да №  118), который мы  – и  не  только мы – усердно критиковали… Процедуры моторных пыток, которым подвергались бензины, опускаем: они неоднократно описаны (см. ЗР, 2008, № 1 и 4). Сводные данные – в таблицах. Результаты удивительные. Все купленные бензины оказались абсолютно разными. Один  – самый «мощный», другой  – наиболее «экономичный»… Так появилась идея учредить номинации: «Мощность»  – здесь побеждает бензин, обеспечивающий лучшую динамику мотора, «Экономичность»  – наименьший расход топлива, «Экология» – минимальный вред природе, «Пуск»  – лучшие пусковые характеристики. Забегая вперед, отметим второй интересный факт: параметры всех отобранных образцов перекрывали нормативные требования с изрядным запасом. Пару слов о  терминологии. Напоминаем: в России применительно к бен-зинам нет официальных титулов типа «Евро III» или «Евро IV» – согласно техрегламенту, их заменяют классы с похожими требованиями. Сам термин «Евро» изначально относится к двигателю, однако, чтобы он мог соответствовать заданным нормам, нужен соответствующий бензин. Поэтому, чтобы не  создавать путаницу обилием терминов, будем использовать именно «Евро» (с тем или иным индексом).МОЩНОСТЬНа мощность двигателя влияют многие показатели бензина  – и  октановое число (ОЧ), и  теплотворная способность, и  фракционный состав. Но для впрыскового мотора это в первую очередь все-таки октановое число. Ведь система управления настраивает зажигание по  самому краю детонации, и чем выше ОЧ, тем больше запас по этой регулировке.место7«Шелл»место6ВРместо5«ТАТНЕФТЬ»Место и время заправки  ЗАО «Шелл Нефть»  АЗС «Шелл Привольная», 12042010, 11 ч 57 мин Марка бензина (по чеку)V-Power Цена, руб./л 26,85 По нашим данным, чуть-чуть не дотянул до «Евро IV» По ОЧМ имеет самый малый запас в сравнении с другими бензинами – отсюда чуть меньшая мощность мотора на фоне остальных образцов Больше всего бензола и серы, хотя и с немалым запасом в допуске При этом – самый дорогой! Полное отсутствие смол и громкое имя Высокая цена, самое большое содержание серы и бензолаМесто и время заправки ЗАО «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани» АЗС «ВР Абрамцево», 12042010, 12 ч 48 мин Марка бензина (по чеку)95 ULT Цена, руб./л 25,89 Четко выраженный бензин класса «Евро IV» Цена этого – некоторая потеря экономичности, но зато явный лидер в номинации «Экология» «Ультимейт» должен хорошо мыть, но и в склонности к отложениям он не замечен В общем, компромисс между стоимостью топлива и здоровьем человека (и машины!) решен в пользу второго Самое низкое содержание ароматики, наличие хорошей моющей присадки, низкая склонность к отложениям Дороговат, особенно с учетом не самой лучшей экономичностиМесто и время заправки Московский филиал ООО «Татнефть-АЗС-Запад» АЗС-85, 12042010, 12 ч 32 мин Марка бензина (по чеку)А95 Цена, руб./л 24,40 Вполне приличный бензин, укладывающийся по составу даже в «Евро IV» Впечатление несколько портит самое высокое содержание смол (на фоне конкурентов) До порогового значения по этому параметру еще очень далеко, но на фоне остальных… И еще: судя по фракционному составу, многовато тяжелых фракций Демократичная цена, хорошие пусковые характеристики Чуть проиграл по экологии130 За рулем 08/2010 Бензин 1 ЛУКОЙЛ 2 «Роснефть» 3 ТНК 4 МТК 5 «Татнефть» 6 BP 7 «Шелл»Мощность 0,77 1,35 – 0,08 0,0 0,17 – 0,34 – 1,78Изменение параметров по сравнению с базовыми, %* Расход топлива КПД СО СН – 4,21 3,37 4,66 – 7,8 – 0,39 0,22 – 0,37 – 13,2 – 0,76 1,26 2,32 – 10,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,31 – 0,14 8,13 – 3,5 1,55 – 1,75 10,23 – 15,9 – 2,04 1,21 9,15 – 3,2NOx – 7,8 – 6,3 – 3,4 0,0 – 1,1 – 1,0 6,2*В качестве базовых параметров взяты показатели, полученные на бензине МТК (№ 4). Синим цветом отмечены показатели, не выходящие за пределы точности измерений, зеленым – лучшие результаты, красным – худшие.Вот тут выявился очевидный лидер  – бензин «Роснефти». Под  видом «Премиума-95» нам продали почти «Супер-98». Всего пол-единички ОЧ не  дотянули… Мотор это воспринял с благодарностью и выдал на 3% больше мощности относительно худшего результата. Немного, конечно, но  всетаки. Любопытно, что наименьшая мощность получена на  бензине марки «Шелл», у  которого моторное октановое число  (ОЧМ) самое низкое  – 85,5. Однако и  оно с  запасом укладывается в требования техрегламента.Победитель: «Роснефть» ЭКОНОМИЧНОСТЬТут неожиданностей не  случилось  – победил, причем уже не в первый раз, ЛУКОЙЛ. Разбег результатов по этому параметру составил больше 6%, что, согласитесь, очень заметно. Экономичность бензина достаточно четко связа-на с  его составом  – в  частности, с  содержанием ароматических углеводородов. Причем побеждают бензины, у  которых ароматики в  составе около 40%, то  есть относящиеся к  группе, аналогичной «Евро  III». Уменьшение или увеличение этого компонента тянет за  собой ухудшение экономичности. Так все и получилось: ЛУКОЙЛ содержит ароматики больше, чем другие, но как раз в зоне оптимума. А вот худший результат тут показал BP – он крайний с  другого конца по  содержанию ароматических углеводородов. Зато BP отыграет свое по экологии, благо он находится глубоко в зоне «Евро IV», где минимизация вредных выбросов на первом месте.Победитель: ЛУКОЙЛ ЭКОЛОГИЯТут непросто. Есть прямые показатели – содержание токсичных компонен-место4МТКместо3ТНКМесто и время заправки  ОАО «Московская топливная компания» АЗС-128, 12042010, 13 ч 30 мин Марка бензина (по чеку) АИ-95 Цена, руб./л 24, 00 Еще один дешевый бензин По составу – на границе «Евро III» и «Евро IV», сразу и не различишь Настораживает фракционный состав: при 150ºС испаряется всего 71% Отсюда не самые лучшие экологические характеристики Здесь была бы полезна эффективная моющая присадка Это топливо мы брали за «ноль» для отсчета при определении моторных показателей Самый малый остаток в колбе, низкая цена Самое высокое содержание олефинов и тяжелых фракцийМесто и время заправки  ОАО «ТНК-СТОЛИЦА» АЗК «Трудовая», ТРК № 3, 12042010, 13 ч 10 мин Марка бензина (по чеку)АИ-95Р Цена, руб./л 24,50 Хороший бензин класса «Евро IV» Мало ароматики и олефинов, хороший фракционный состав – отсюда экологичность и стабильность Цена вполне демократична Смол нет, серы прибор почти не видит – всё на уровне современных требований Но по экономичности бензин не лучший, и это прямое следствие его принадлежности к самой высокой еврогруппе Уверенное «Евро IV», доступная цена Не самые высокие пусковые характеристикиНа правах рекламыРЕЗУЛЬТАТЫ МОТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БЕНЗИНОВ КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА БЕНЗИНЫ А95 («ПРЕМИУМ»)место2«РОСНЕФТЬ»место1ЛУКОЙЛМесто и время заправки............................................... ................................................................ОАО «РН-Москва» ...................................АЗК № 76, 12.04.2010, 12 ч. 07 мин. Марка бензина (по чеку)..................................... АИ-95 Цена, руб./л............................................................. 24,00 Это «Евро III», причем забавное. Под видом «Премиума» продается практически «Супер-98»! Что это – бескорыстная любовь к ближнему или просто недосмотр? Впрочем, покупателям только лучше. Тем более что цена – самая низкая! Кстати, наш номинант по пусковым характеристикам и мощности. Самый высокий запас по октановому числу, высокие показатели мощности и хорошие пусковые качества, низкая цена. «Почти 98-й» не всегда полезен!Место и время заправки............................................... ..................................ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» ......................АЗС-521, ТРК № 1, 12.04.2010, 13 ч. 20 мин. Марка бензина (по чеку)........................ ЭКТО Plus (95) Цена, руб./л............................................................. 25,07 Этот бензин в который уже раз подтверждает свое высокое качество. Лидировал в номинациях «Экономичность» и «Пуск». Не самый дешевый, но тут переплачиваешь как раз за качество. Устойчиво – «Евро III». Лучшая экономичность, хорошая стабильность, большой запас по октановому числу – что еще нужно современному мотору? Самое высокое содержание ароматических углеводородов, не выходящее, впрочем, за рамки нормативных требований.соких температурах. Чем больше, тем, следовательно, меньше в бензине тяжелых фракций, плохо сгорающих в  цилиндре. Обратное также справедливо, и  потому уровень выхода остаточных углеводородов у бензина МТК оказался выше, чем у других. Итак, по  общей совокупности результатов тут выигрывает BP. ТНК, несмотря на  чуть большее содержание бензола в  горючем, составил ему компанию.ПУСКПобедители: ВР и ТНКтов в отработавших газах. Есть косвенные – количество бензола и серы. Бензол опосредованно связан с  канцерогенной опасностью выхлопа, сера  же и  сама экологически опасна, и  еще нейтролизаторы губит. Так вот, по  этим параметрам все вполне благополучно, порог в 1% допустимого бензола ни один бензин не перешагнул. Помнится, год назад наше горючее загнали в  конец мирового рейтинга качества, поставив позадиУганды, именно по  содержанию серы. А  тут  – при пороге в  50  ppm для топлив «Евро IV» мы получили показатели не выше 10 ppm. Такие – на уровне нормы для топлив «Евро V». С  моторными показателями токсичности лучше всего дела обстоят у бензинов «Евро IV» – типа BP и ТНК. И ароматики в них меньше, чем в других, и  фракционный состав хороший для экологии. Здесь надо смотреть, сколько топлива испаряется при вы-В  этой номинации учитываем давление насыщенных паров и  фракционный состав, то  есть ту долю топлива, которая испаряется при низких температурах. Чем выше оба этих параметра, тем проще пустить двигатель, особенно при низких температурах. Самое высокое давление паров  – у  бензина МТК: 80  кПа. Он  прошел по  самому краю требований техрегламента. Но у него же и самая плохая испаряемость топлива при низких температурах – не видать ему подиума. У горючего «Роснефти» цифры значительно лучше, и потому пускаться на таком бензине холодный мотор будет легче. ЛУКОЙЛ по этим параметрам чуть уступает, но тоже очень неплох.Победитель: «Роснефть» НА ЧИСТОТУИспытания на  моющую способность и  склонность к  отложениям в  задачу не  входили, потому эта оценка  – внеконкурсная. К  тому  же рекомендовано в состав бензинов класса «Евро III»Образец бензина МТК «Татнефть» 97,2 86,0 755 34,9 13,02 18 37 71 210 0.5 80,0 0,81 менее 7 – 97,3 85,8 756 32,24 12,55 22 45 78 202 0,9 74,0 0,78 менее 7 2,0РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕНЗИНОВПараметр1. Октановое число по исследовательскому методу, ед. 2. Октановое число по моторному методу, ед. 3. Плотность, кг/м³ 4. Содержание ароматических углеводородов, % по объему 5. Содержание олефиновых углеводородов, % 6. Фракционный состав: – объемная доля испарившегося бензина,%, при 70ºС – объемная доля испарившегося бензина, %, при 100ºС – объемная доля испарившегося бензина, %, при 150ºС – температура конца кипения, ºС – остаток в колбе, % по объему 7. Давление насыщенных паров (ДНП), кПа 8. Содержание бензола, % по объему 9. Содержание серы, мг/кг 10. Концентрация фактических смол, мг/дм³Требования ТР не менее 95,0 не менее 85,0 не нормирована (по ГОСТ 51105: 725–780) не более 42% (класс 3); 35% (класс 4) не более 18%ЛУКОЙЛ 97,3 86,7 756 39,51 1,16 26«Роснефть» 97,6 87,4 747 37,14 3,53 28 47 82 185 1,0 77,0 0,78 менее 7 –ТНК 97,1 86,0 750 31,94 7,02 21 50 82 207 1,0 57,0 0,81 менее 7 –BP 97,0 86,7 746 31,45 6,6 22 47 84 205 0,9 52,0 0,70 менее 7 –«Шелл» 97,2 85,5 755 35,32 12,11 20 42 76 206 0,9 73,5 0,89 10 –не нормировано50 80 210 0,9 73,0 0,48 менее 7 1,045–80 не более 1% не более 150 (класс 3); 50 (класс 4) не нормировано (по ГОСТ 51105 – не более 5,0)132 За рулем 08/2010 ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПараметр (× весовой коэффициент) Мощность Экономия (× 0,2) (× 0,4) Промежуточный коэффициент Промежуточный коэффициент Бензин Моторная серия × 0,8 3,72 4,08 5,00 2,51 2,57 4,87 1,00 Экология (× 0,3) Промежуточный коэффициент Содержание Содержание бензола серы Балл × 0,1 5,00 2,07 1,78 1,78 2,07 2,85 1,00 × 0,1 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 1,00 3,98 3,98 4,68 2,69 2,76 4,68 1,00 Пуск (× 0,1) Промежуточный коэффициент 4,20 5,00 1,00 3,88 3,73 1,00 3,37 Давление Объемная доля насыщенных испарившегося паров бензина при 70ºС × 0,3 4,00 4,57 1,71 5,00 4,14 1,00 4,07 × 0,7 4,20 5,00 2,20 1,00 2,60 2,60 1,80 4,06 4,70 1,86 3,80 3,68 1,48 3,39 ИтогБалл1. ЛУКОЙЛ 2. «Роснефть» 3. ТНК 4. МТК 5. «Татнефть» 6. ВР 7. «Шелл»4,25 5,00 3,17 3,27 3,49 2,84 1,005,00 2,35 2,60 2,08 1,86 1,00 3,494,24 4,24 5,00 2,84 2,91 5,00 1,004,54 3,72 3,27 2,76 2,69 2,57 2,23Из семи образцов бензинов три соответствуют «Евро III» и четыре – «Евро IV». Поздравим друг друга?и выше вводить специальные моющие присадки. Реально мы можем скорее оценить склонность бензинов к  образованию отложений. Нам помогут два параметра: содержание смол и  объем остатка в колбе после разгонки бензина при измерении его фракционного состава. Хоть нынешний техрегламент не  нормирует содержание смол, старый ГОСТ Р  51105 устанавливает ограничение в  5  мг/дм³. Его и  возьмем за  порог. В  пяти бензинах смол не  нашлось, в  лукойловском  – всего 1  мг/дм³. Это прямое следствие самого высокого содержания ароматики. Но  оно компенсируется введением в состав моющей присадки «Экто», а  значит, проблем быть не  должно. В горючем «Татнефти» смол побольше, чем у  других: 2  мг/дм³. Лидер по  минимизации отложений – бензин МТК: и  смол не  нашлось, и  остатка в  его колбе вдвое меньше, чем в других. Кстати, есть еще один интересный параметр – стабильность качества. Косвенно о нем говорит содержание олефиновых углеводородов в топливе: у которого их меньше, у того меньше изменяются свойства при  хранении. Лидер  – снова ЛУКОЙЛ.ПО МЕСТАМКаждая из  четырех номинаций получила свой весовой коэффициент  – от  0,4 за  экономичность до  0,1 за  пусковые свойства. Баллы в  каждой номинации присваивались согласно полученным результатам: за  лучший показатель  – 5  баллов, за  худший  – 1 балл. При этом моторную серию эксперты оценивали по совокупности ше-сти показателей. Затем баллы суммировали с учетом упомянутых выше весовых коэффициентов и по результату определили победителей. Как выяснилось, на  границе столицы и остальной России бензины хороши. А если сравнить результаты экспертизы 2008 года и нынешней, то видно, что техрегламент начал работать. Опасения, что НПЗ не успеют перейти на  выпуск бензинов класса «Евро  III» и  выше, не  оправдались. Все семь образцов из  нашей случайной выборки  – либо «Евро  III», либо «Евро  IV». Скажете, это, мол, в  Москве? Но  ведь в  столице бензин производят далеко не на каждом углу – основную массу топлива везут из  других регионов России. Что до поисков «самой лучшей заправки», то наша экспертиза вновь подтвердила: громкое имя действительно гарантирует качество топлива. А в лотерею с незнакомыми брендами лучше не играть...За рулем 08/2010 133