226
227
228
229
БЕЗ ГРАНИЦЭКСПЕРИМЕНТ ДОГОНЯЕМ АВТОМОБИЛЬСбежавшая невеста«Стой, зараза!» – с этим возгласом Вадим Никишев пытался догнать уехавший без водителя автомобиль. Страховал его олимпийский чемпион Юрий Борзаковский, а Георгий Садков прятал улыбку за объективом фотокамеры.Бывает такое, что машина начинает движение без человека за  рулем? Еще как! Причин ее своеволия предостаточно. Застрял, например, в  сугробе, оставил автомобиль на  передаче и  вылез, чтобы подтолкнуть; колеса зацепились, машина поехала... И  тут главное  – не  зевать, успеть запрыгнуть на  водительское место. Или вот другой случай, реально произошедший в  ходе одного из  наших тестов. Сидящий на  пассажирском месте испытатель случайноперевел селектор автомата в  положение заднего хода (оказывается, на  некоторых моделях это можно сделать без нажатия на  педаль тормоза!), тот и  зафиксировался... Зеркала заднего вида стремительно заполняет бетонный забор, остановить машину нет никакой возможности: через развитый центральный тоннель до  педали тормоза не дотянуться, а стояночный тормоз, по-американски сделанный в  виде «ножника», еще дальше. Из машины выскакивать поздно – до стены счита-ные метры. Хорошо, проходивший мимо коллега вовремя заметил, успел запрыгнуть и  остановить не  в  меру самостоятельный аппарат. Запустить машину может и играющий в салоне ребенок. Так велики  ли шансы догнать «убегающий» автомобиль? Теоретически прикинуть нужную скорость нетрудно. В числителе – обороты холостого хода, в  знаменателе  – передаточные отношения второй, скажем, передачи и главной пары. Помножаем на число π и на диаметр колеса –226 За рулем 08/2010 больше 10  км/ч на  ровном участке автомобиль ну  никак не  разовьет, что спорткар, что малолитражка. Для  эксперимента решили взять машину с  автоматом, который может трогаться на  второй передаче, и  пустить ее под небольшой уклон на просторной площадке. Сначала попробовали разогнать машину вручную, на  «нейтрали». Не  каждый день увидишь олимпийского чемпиона, невесть зачем толкающего «Форд-Фьюжн»,За рулем 08/2010 227 БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСПЕРИМЕНТ ДОГОНЯЕМ АВТОМОБИЛЬ  Неплохая разминка перед забегом –  для начала «Фьюжн» разгоняли под горку  на «нейтрали» и пытались его догнать.  У Борзаковского получилось без проблем.  Самое сложное – запрыгнуть в салон.  Юра впорхнул туда птицей, легко и непринужденно; среднестатистическому водителю  в момент посадки, как плохому танцору,  мешает абсолютно все.за рулем которого никого нет! Случайные прохожие с  изумлением косились на  Борзаковского, который после третьего дубля заметил: «Хорошо, что для этого теста ты не  взял какой-нибудь «Ниссан-Патруль». В  целом задача не  представляла для бегуна ни  малейшей сложности: Юра терпеливо ждал, пока «Форд» наберет ход, потом отпускал его на пару десятков метров, с кажущейся ленцой догонял и нырял в салон, чтобы затянуть ручник. Задачу усложнили: перевели селектор в  положение, соответствующее второй передаче, и дали «Форду» набрать ход. – Можно бежать? – ждет команды фотографа Борзаковский. – Пока нет, подожди! – Сейчас? – Отпусти еще немного!  – После этих слов у  меня, откровенно говоря, засосало под ложечкой: машина набрала километров 15 в  час, а  в  непосредственной близости от  бампера замаячил бордюр... – Пошел! Юра все с  тем  же олимпийским спокойствием входит в  ритм и  через считаные секунды прыгает внутрь ма228 За рулем 08/2010шины. Зря я переживал  – Борзаковский разбегается быстрее 30  км/ч, поэтому вокруг катящегося «Форда» разве что не  описывал круги. Мог  бы и  в  чехарду с  ним поиграть. Но  на  то он и  чемпион, а  вот если догонялки светят среднестатистическому водителю, например мне? – Лучше попробуй сначала на первой передаче,  – советует бегун.  – На  второй машина катится все-таки довольно быстро! Ха, я же только что видел, с какой легкостью он догонял автомобиль, дав ему хорошую фору! Я-то не  собираюсь отпускать «Фьюжн» далеко: сымитирую ситуацию, когда водитель выталкивает машину, упершись в  проем двери. Итак, коробку все-таки в  положение  2, «Форд», удерживаемый стояночным тормозом, ощутимо приседает; отпускаю ручник... Оп! – Стой, зараза!  – бежать вровень с автомобилем не так уж и сложно, но страшновато – надо же еще немного ускориться и  попасть на  сиденье. Рывок, прыжок, плюхаюсь на  место и  истерично жму на  тормоз. Фотограф ерничает, а  Борзаковский, ши-Юрий Борзаковский: «Представляешь, едет мне в лоб машина, а в ней никого нет!» Был непосредственным свидетелем случая, когда автомобиль катился без водителя. У нас в городе есть участок, где дорога идет под уклон. Еду я на своей машине в горку – и вижу, что строго посередине проезжей части навстречу мне движется «Фольксваген-Пассат». Ну, думаю, отвлекся водитель – и принял правее. Подъехал ближе, смотрю – в салоне никого нет, а несчастный владелец на всех парах дует с горки за «сбежавшей» машиной! Судя по темпу, на дорожке показал бы неплохой результат. У него даже были шансы настичь машину, которая разогналась километров до 20–25 в час. Но, увы, времени ему не хватило: у подножия горки «Пассат» врезался в «Газель». Если вы не профессиональный бегун, то лучше не допускать таких ситуаций. Толкая машину в одиночку, делайте это в проеме водительской двери. Если из-за скорости не получится запрыгнуть, можно дотянуться до ручника.роко улыбаясь, отмечает, что бегаю я в  общем-то неплохо. Шутки шутками, но  со  своей задачей я справился  – догнать машину не  помешали ни  пристрастие к  никотину, ни  пивной животик. Главное  – не  выпендриваться, не  толкать неуправляемую машину сзади и ни в коем случае ее не отпускать!На правах рекламыЗа рулем 08/2010 229