222
223
224
225
ТЮНИНГSUBARU IMPREZA WRX STI, FORD FOCUS RSХолодная голова и горячее сердцеИ «Форд», и «Субару» не скрывают своих спортивных успехов. Но если «Импреза WRX STI» – плоть от плоти ралликарной, то «Фокус RS» получился на удивление кольцевым. Вадим Никишев убедился в этом в ходе теста на гоночной трассе. Фото Георгия Садкова.Представители японской фир­ мы выдали машину со  вздо­ хом: «Вот  бы тест прохо­ дил зимой...» Ха, на  скольз­ ком покрытии преимущество полно­ приводной «Импрезы» перед перед­ неприводным «Фокусом» слишком очевидно. Но,  как показало наше не­ давнее сравнение горячих хэтчбеков с  разными типами привода, и  на  мо­ кром асфальте «Смоленского кольца» четыре ведущих предпочтительнее. Итак, снова полный против передне­ го. Только планка мощности выше:222 За рулем 08/2010300 сил у «Импрезы WRX STI» и 305 – у «Фокуса RS». Но не зря представите­ ли «Субару» чуяли недоброе – «Форд» оказался непростым соперником. Об этом же говорил и главный ре­ дакционный спортсмен Вадим Крюч­ ков после первой презентации «эрэс­ ки»: фордовцам удалось создать потря­ сающий автомобиль. Ему вполне хва­ тает переднего привода с  «самобло­ ком», чтобы полностью реализовать потенциал пятицилиндрового турбо­ мотора. Более того, несмотря на  гени­ альную простоту технических реше­ний (передняя подвеска – типа «Мак­ Ферсон», с  поворотными кулаками, однопоршневые тормозные суппор­ ты, позаимствованные у  вседорожни­ ка «Вольво­ХС90»), машине привили филигранные ездовые повадки. После этого рассказа и родилось подозрение, что «Фокус  RS» как минимум не  усту­ пит «Импрезе» на гоночном кольце. В городских джунглях езда на «Су­ бару» превращается в  пытку: высокие усилия на  органах управления и  шум в  примитивном интерьере утомляют. То ли дело «Форд»! Сцепление едва ли жестче, чем на  обычных «фокусах», крутящий момент двигателя таков, что тронуться можно хоть на второй, причем не добавляя газа! Усилитель руля имеет три варианта производительности, и  баранка остается информативной в  любом режиме. В  салоне заметно тише, чем в японском автомобиле, – тут нет трансмиссионных подвываний и навязчивого аэродинамического шума. Слышна лишь ария двигателя, который обладает выдающимся вокальным диапазоном. На  низких оборотах – меццо пиано хорошо поставленного баритона, а  с  ростом скорости  – тенорское крещендо. Услада меломана с бензином в крови.Тут можно говорить и о плавности хода  – «Импреза» нового поколения хотя и  растеряла былую бескомпромиссность, но все же чутко отзывается на  все неровности. «Фокус» по  своим повадкам не  так однозначен: он тоже тряский, неизбежно собирает мелочь 19-дюймовыми низкопрофильными шинами, но  дефекты среднего размера демпфирует на  удивление хорошо. А  на  крупных колдобинах сразу чувствуешь, что подвеска по-кольцевому короткоходная. Следовательно, держим путь на знакомый автодром. «На  мокром асфальте кольцевой трассы переднему приводу не  догнатьполный. А  на  сухом? Дождемся весны» – так заканчивался один из предыдущих тестовых материалов (ЗР,  2009, №  12). И  что  же? Пришло лето, вот «Смоленское кольцо» и вот он, дождь. Да не изморось, а тропический ливень! Сбылась мечта людей из «Субару»? Для Олега Петрикова «Импреза» на  кольце не  в  диковинку: его тренировочная, облегченная машина с  каркасом безопасности тоже несет логотип Subaru Tecnica International. Правда, этот болид уникален: произведен в  Японии для местного рынка и  оснащен двухлитровым турбомотором в  308  сил, а  в  России авторизованный дилер переставил руль на  привыч-Между простыми и понятными приборами – дисплей маршрутного компьютера. С его помощью можно выбрать производительность рулевого усилителя. Система стабилизации при этом отключается кнопкой на консоли. Двигатель по новой моде пускается кнопкой. Привод коробки передач мягок, но синхронизаторы ни разу не запротестовали при быстрых переключениях. Интерьер отличается от обычного для «Фокуса» самую малость. Но здесь возникает ощущение качества более высокого, чем у «Импрезы». Даже на мокром асфальте «Форд-Фокус RS» оказался быстрее полноприводного конкурента, хотя и потребовал больше мастерства от водителя в предельных режимах. Антикрыло – непременный атрибут гоночного автомобиля. «Эрэске» оно подходит лучше, чем большинству машин этого класса.За рулем 08/2010 223 ТЮНИНГ | SUBARU IMPREZA WRX STI, FORD FOCUS RSКак и положено автомобилю с раллийными генами, в центре комбинации приборов – крупное блюдце тахометра. Рядом с рычагом прецизионной 6-ступенчатой механики – органы управления чувствительностью дросселя и блокировкой межосевой муфты.Пока «Фокус RS» буксует на выходе из поворота, «Импреза WRX STI» вовсю ускоряется. Полный привод делает ее воистину всесезонным автомобилем. Сиденья великолепны! Они цепко удерживают тело при самых высоких перегрузках, но усаживаться в них – сложный ритуал. Царство голого гремучего пластика. Впрочем, на треке об этом быстро забываешь – как и об отсутствии бестолковых дополнительных приборов вроде тех, что показывают давление наддува и масла.ную сторону. На  этой машине установлен нынешний рекорд «Смоленского кольца»: 1 минута 54 секунды! А как поведет себя гражданская «Импреза WRX STI»? Петриков усаживается в глубокий «ковш» и  задает степень блокировки межосевого дифференциала при помощи джойстика на центральном тоннеле: он уже нашел нужные настройки на  своей машине. Выезжаем с  питлейна на  прямую  – газ в  пол, вторая передача, третья... Пилот недовольно морщится: его «Субару» более отзывчива, особенно на «верхах»: там двигатель крутится до восьми тысяч оборотов, а тут откровенно умеряет пыл после шести. Торможение перед шпилькой, клацанье короткоходной кулисы, и  мы атакуем первый вираж. Наверное, я чего-то не понял. «Олег, ты спе224 За рулем 08/2010циально изменил траекторию для полноприводной машины?» – «Это не я ее изменил, а  машина,  – недоволен Петриков.  – Как-то долго она скользит передней осью!» Зеленым сполохом мимо нас проносится «Фокус  RS», который пилотирует Саша Сотников. По  званию оба гонщика равны  – мастерá спорта, но  Олег лучше вкатан в  эту трассу. А пропустил Сотникова, чтобы поэкспериментировать с  «Импрезой»  – мол, сейчас найдем общий язык с  машиной и  догоним его. Ага, сейчас! Пробуем проходить виражи и  вкатыванием, и  в  скольжениях, смещаем точки торможений  – все напрасно! «Субару» раньше начинает разгон при выходе на прямую, но «Форд», как только появляется «зацеп», вновь отрывается – все больше и больше.«Фокус RS» при всей его кажущейся дружелюбности требует от  пилота настоящего мастерства. Он не только быстр, но и излишне резок. А на мокрой трассе водителю придется либо быть предельно собранным, либо выбрать машину покладистее. «Да, я прохожу в  скольжениях некоторые повороты  – там, где меняются плоскости, где ровный участок перетекает в подъем, – объясняет Сотников. – Но до чего же мне страшно! Вышел – спина мокрая». Зато так быстрее: где нормальные машины не  скользят, а  если скользят, то  с  потерей в  скорости, «Фокус  RS» выигрывает драгоценные секунды. Его результат, несмотря на невыгодные погодные условия,  – 2  минуты 9  секунд. «Импреза» оказалась на  2  секунды медленнее! Вадим КРЮЧКОВ, заведующий отделом спорта и тюнинга ЗР, кандидат в мастера спорта Фотосессия проходила на следующий после испытательных заездов день, когда трасса почти полностью высохла. И вот тут расклад сил несколько изменился: «Импреза» стала еще больше распрямлять траекторию на входе в поворот, заставляя «ломать» машину и силой забрасывать заднюю ось в небольшое скольжение. А «Фокус» избавился от излишней нервозности и помчался еще быстрее. Если характеризовать машины одной фразой, скажу так. «Форд» – действительно серьезное кольцевое шасси в яркой упаковке. «Субару» – победитель грунтовых спецучастков и призер на асфальтовых допах. Максим ГОМЯНИН, редактор ЗР, первый разряд по автоспорту «Японка» намного привередливее к физической форме водителя. Сцепление по-спортивному тяжелое, не лучше и другие органы управления. Но на длинных перегонах «Импреза» более комфортна. В RS подвеска жесткая, а за 19-дюймовые колеса с «резиновыми изолентами» просто боюсь. Лишь бы не влететь в яму! Иначе грыжи или прокола не миновать. На «Смоленском кольце» низкий профиль превращается в достоинство. Машина отлично держит дорогу, прописывая виражи. Удивительно, как спортивные инженеры «Форда», имеющие дело в основном с раллийными машинами, смогли наделить RS чисто кольцевыми повадками. «Импреза» – прямая противоположность «Фокусу». На ней сразу хочется пройти поворот «метя хвостом». Ей бы на гравийный спецучасток – вот где она показала бы себя. А на асфальте «японка» уступает сопернику.При  этом «Субару» даже на  асфальте высоко поднимает градус эмоций  – 8  баллов из  десяти. Напомним, это условный показатель, оценивающий удовольствие, которое получа-ет пилот от  управления автомобилем. Но  «Фокус  RS» еще круче  – всплеск адреналина ставит его в один ряд с суперкаром «Ауди-R8 5,2 FSI quattro»! Конечно, это разные машины: кайфкаждая дарит по-своему. Но если можно оценить его количественно, то уровень будет одинаковым. И  мы это делаем  – даем «Форду» максимальные на сегодня 9 баллов.На правах рекламыЗа рулем 08/2010 225