Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ко Дню знаний: автомобильная АБВГДейка от Михаила Колодочкина

Специально ко Дню знаний наш эксперт Михаил Колодочкин, известный своим литературным творчеством, придумал рассказ в виде автомобильной АБВГДейки. О терминах, которые мы заумно подаем на страницах журнала и сайта, он рассказал в развлекательно-поучительном ключе. Повторим пройденное?
Полная версия

Пепсик и профессор Книжкин

Профессор Книжкин был настоящим Профессором. Он знал очень много. 

Пепсик был из поколения «Пепси». Он никогда не читал книг, зато все время играл в компьютерные игры и смотрел любые фильмы без разбору. И поэтому был уверен, что тоже знает практически всё.

Где и как они встретились – мы не знаем. Известно лишь то, что в итоге они оба попали в необычный автосалон. Об автомобилях и прочей технике в нем рассказывают… буквы! От А до Я. Но каждая буква знает только такие слова, которые на эту букву начинаются…

О том, что из этого получилось, мы вам и расскажем.

От А до Я…

– Ананасы, арбузы, апельсины, абрикосы… – затараторила солидная А, выскакивая откуда-то из-за ящиков.

– Нас интересует техника! – гордо сказал Пепсик. – А у вас только фрукты какие-то…

– А автомобили? – обиделась А. – Американские, азиатские? Армейские, антикварные. Амфибии, автобусы, автокраны…

– А какая коробка у этой машины? – поинтересовался Пепсик, ткнув пальцем в огромную «Ауди». – Ручная или автоматическая?

– Автоматическая! – высокомерно заявила А. – А аккумулятор – AGM!

– Это современный вид аккумулятора, – тихо пояснил Пепсику Профессор Книжкин. – Разрабатывался для автомобилей, которые сами глушат моторы перед светофорами и шлагбаумами.

– А какая подвеска? – зачем-то спросил Пепсик, который ничего не понимал в подвесках.

– Адаптивная! – буркнула А, которая сразу поняла, что Пепсик с Профессором ничего покупать не собираются. Затем ехидно добавила:

– А антифриз – арктический!

Пепсик непонимающе взглянул на Профессора.

– Адаптивная – это такая, которая меняется в зависимости от условий движения, – заметил Профессор. – Ты же не стал читать мою книжку, а там про все это рассказано. Ну, а про антифриз ты должен знать – это незамерзающая жидкость для системы охлаждения. Я тебе потом объясню еще раз.

– А какие модели автомобилей имеются у вас в наличии? – солидно спросил Пепсик, которому не хотелось уходить просто так.

– «Ауди, «Астон Мартин», «Альфа-Ромео», – начала перечислять А. Затем, спохватившись, гордо добавила: «Адлер»!

Пепсик удивленно покосился на Профессора.

– «Адлер» – это та самая машина, которая снималась в фильме «Кавказская пленница»! – улыбнулся Профессор. – Книжек ты не читаешь, но кино-то, надеюсь, смотришь?

– А «Антилопа-гну» у вас есть? – ехидно спросил Пепсик, который недавно увидел по телевизору другую известную комедию.

– Ага! – кивнула А. – Антикварная!

Пепсик с Профессором вежливо попрощались с А и направились к выходу.

–Аэрография! – продолжала что-то объяснять им вдогонку А. – АБС! Акула автопрома!

Этих слов Пепсик не знал.

– Богатый? – строго спросила Б. – Бери, братишка, «Бентли»! Бесподобная бибика! Большая, благородная, быстрая! Балдеть будешь!

– А что еще есть? – спросил профессор, который сразу поморщился от слова «Балдеть».

– БМВ! – отчеканила Б. – «Бугатти»! «Бьюик»! Богатые берут…

– Мы не богатые! – гордо сказал Пепсик. – Мы интересуемся техникой.

– Бедные… – понимающе кивнула Б. – Бедным – бэушная «баржа»! Бывалые боготворят, берегут баржу. Багажник бескрайний, бензобак большой… Бамперы блестят…

– А причем тут баржа? непонимающе спросил Пепсик. – Тут и реки-то нет…

– Так иногда называют «Волгу» за неважную управляемость, – пояснил Профессор, которому решительно не нравились выражения, которые использовала Б.

– Богатые бездельники бубнят: барахло… – продолжала что-то пояснять Б. – Большой бестолковый броневичок без былого блеска.

– Пойдем, Пепсик, к букве В, – предложил Профессор. – Там, я думаю, тебе будут рассказывать как раз про «Волгу».

– Бездарности! – бросила им вслед недовольная Б.

– Входите! – приветствовала их В. – Видите – вот восстановленный «Вартбург»! Ветеран великолепно выглядит.

– Видим! – кивнул Пепсик. – Я даже знаю, что у него кузов из пластика!

– Ты перепутал его с «Трабантом»! – недовольно заметил Профессор. – Хотя обе машины выпускались когда-то в ГДР…

– Верно! – кивнула В. – Впрочем, вероятнее всего, Вы высматриваете «Волгу»! Внешний вид «волжанок» во все времена вызывал восхищение! Вот впрысковый вариант… «Волги» всегда возили важных вельмож!

– Каких еще вельмож? – не понял Пепсик. – Кто такие вельможи?

– Просто слова «начальники» и «руководители» начинаются на другую букву! – пояснил Профессор. – А вельможа – как раз на В.

– Вот восьмицилиндровая версия! – суетилась В. – Выпускалась в восьмидесятых… Впрочем, вот вариант «Волги», ведомой вазовскими «ванкелями»…

– Это так называемые роторные двигатели, – заметил Профессор. – Конструкция Феликса Ванкеля необычная, но слишком капризная – от нее все отказались.

– А посовременнее? – поинтересовался Пепсик. – Есть такая машина, у которой косая черта поперек решетки радиатора…

– Раньше там была планка, к которой крепили номерной знак, – усмехнулся Профессор.

– «Вольво»? – обрадовалась В. – Восхитительный вариант – впечатляет! Выбирайте! Вам вседорожник? Вот вишневый – великолепный выбор! Внутри велюр – видите?

– А где же вечный двигатель? – спросил Пепсик. – Он должен быть у вас…

– Вечным ведают волшебники, – грустно сказала В. – Впрочем, возвращайтесь – временами волшебство воплощается в вещах…

– Интересно было бы взглянуть, – улыбнулся Профессор. – Но пока что мы пойдем дальше…

– Мы не туда попали!– удивленно сказал Пепсик, оглядываясь по сторонам. – Я снова вижу «Волгу».

Профессор хотел что-то объяснить, но Пепсик опять ткнул куда-то пальцем.

– А как здесь оказалась «Чайка»? – пробормотал он. – Буква Ч гораздо дальше! А вот ЗиМ – откуда он здесь?!

– ГАЗовский гараж – горжусь! – гордо заявила появившаяся откуда-то Г. – Глядите: ГАЗ-13, ГАЗ-14, ГАЗ-12

– «Чайки» имели заводские индексы ГАЗ-13 и ГАЗ-14, – пояснил Профессор. – А ЗиМ, который ты узнал, появился раньше «Чаек» – он обозначался ГАЗ-12. ГАЗ – это Горьковский автомобильный завод.

Между тем Г опять исчезла за каким-то грузовичком.

– Глушитель голубого грузовичка гнилой: гремит! – пожаловалась Г. – Генератор гудит… Грустно говорить: грузовичок – гарантийный.

–Это за ним плохо ухаживали! – заявил Пепсик.

– Глупости! – обиделась Г. – Грубиян!

От обиды Г полезла куда-то под машину.

– А на каком бензине он ездит? – продолжал допытываться Пепсик.

– Грузовичок – газобаллонный! – донеслось откуда-то снизу. – Газ горит гораздо гуманнее…

Профессор поморщился.

– Не гуманнее, а дешевле, – пояснил он Пепсику. – Просто не нашлось подходящего слова на Г…

– А как сюда попал «Запорожец»?— недоуменно пробомотал Пепсик.

– «Горбатый» – донеслось снизу.

– Так часто называли ЗАЗ-965, – кивнул Профессор.

Пепсик вернулся к грузовичку.

– А у него фары ксеноновые? – спросил он.

– Газоразрядные! – поправила Г, вылезая из-под машины. – Говорите грамотно!

Пепсик потянул Профессора за рукав – ему больше не хотелось слушать замечания.

– Доверяйте джипам, друзья! – заметил Д. – Даже древний джип – достойный драндулет для далеких деревенских дорог. Датчик дождя, диагональные шины. Доводчики дверей, дисковые…

Д неожиданно замолчал…

– Тормоза! – догадался Пепсик.

Д радостно кивнул – он не мог произнести это слово.

– А какие, вы говорите, шины? – удивленно переспросил Профессор.

– Диагональные! – грустно отозвался Д. – Древние, достойные…

Друзья поняли, что он не мог сказать Радиальные, потому что это слово начиналось не на Д.

Дизельные двигатели, – хвастался между тем Д. – «Датсун». Додж», «Дэу», «Даймлер»…

– Это он просто перечисляет все, что приходит на ум, – заметил профессор. – А вот эта машина из нержавейки снималась в фильме «Назад в будущее» – там она была машиной времени!

– «Де Лориан», – кивнула Д, старательно произнося сложное название в одно слово. – Допрыгался, дурачок – дряхлый двигатель дымит…

– Дизтопливо дрянное! – неожиданно выпалил Пепсик. – Дыра для денег!

Д восторженно захлопала в ладоши, потому что Пепсик использовал только слова, начинающиеся на эту букву, но Профессору фраза не понравилась.

– Ну причем тут плохое дизтопливо? – недовольно заметил он. – Лучше отыщи здесь отечественную машину, имеющую отношение к букве Д – она смотрит на тебя!

Пепсик недоуменно огляделся по сторонам.

– «Девятка»! – не удержалась от подсказки Д. – «Девяносто девятая»!

– Так часто называют ВАЗ-2109 и 21099! – вздохнул Профессор. – Ладно, пошли дальше… Хотя и здесь много интересного…

– Даешь двухтопливные двигатели! – донеслось до них сзади.

Пепсик не стал спрашивать Профессора, что такое двухтопливный двигатель…

 

В этом гараже было темно и пустынно. Зато путешественников встретили сразу две буквы – Е и Ё.

– Тут хоть что-нибудь есть? – недовольно спросил Пепсик.

– Естественно, есть! – восторженно заверещали Е и Ё.

– Есть ё-мобиль, еще – е-мобили! Ё-мобиль – единственный, естественно… Ерунда!

– А е-мобилями часто называют электромобили, – пояснил Профессор. – Никакого отношения к ё-мобилю они не имеют!

– Есть Ебэдэ, есть Еэспэ! – галдели Еи Ё. – Еще есть Евронормы…

Пепсик ничего не понял.

– Это системы безопасности автомобиля! – пояснил Профессор.

– Одна – EBD – распределяет тормозные усилия, другая – ESP – стабилизирует курс машины. А Евронормы –это собрание правил, которые заботятся об экологии…

– О чем? – переспросил Пепсик. Профессор горестно вздохнул и не ответил. Пепсик покраснел и побрел к одиноко стоящим автомобилям.

– «Ермак»! – тараторили Е и Ё. – «Евро-Самара»!

– «Ермаку» не везет, – пояснил Профессор. – Когда-то так хотели назвать автомобиль грузоподъемностью 25 тонн. Затем, много позже, появились грузовички на 3,5 и на 6 тонн. Но и у них судьба не сложилась.

– Еле-еле! – подтвердили Е и Ё. – Единичные «Ермаки» еще ездили.

– А Евро-Самару некоторое время собирали в Финляндии, – напомнил Профессор. – Отсюда и название на Е.

Пепсик побрел к выходу.

– Желаете желтые «Жигули»? – поинтересовалась Ж.

Гараж был уставлен заднеприводными моделями ВАЗ – от 2101 до 2107. Все модели были желтого цвета.

– А что еще есть? – спросил Пепсик, оглядывая пустынный гараж.

– «Жук»! – заявила Ж. – Желтенький…

–Так называют очень популярную модель «Фольксвагена», – шепнул Пепсику Профессор Книжкин. – А других цветов здесь, наверное, не бывает…

– Железно! – кивнула Ж. – Желаете желтую?

– Пойдемте, – сказал Пепсик Профессору.

– Жаба – животное жутко жестокое! – зачем-то бросила им в спину Ж. Наверное, ей просто нечего было сказать…

– Зеленый «Запорожец» заглох! – пожаловалась З. – Зажигание забарахлило. Значит, зазоры за зиму заржавели… Замок зажигания заело – забился заусенцами, злодей…

– Мне не нравится «Запорожец»! – заявил Пепсик. – И, вообще, здесь скучно…

– Зря злитесь! – заметила З. – Заметьте: «Запорожец» запросто заводится зимой! Замечательная забава… Землю замело, заносы знатные, знаки засыпало, зеркала заиндевели – зато «Запорожец» заводится!

– Непрестижная машина! – важно сказал Пепсик.

– ЗиМ заметнее, – согласилась З. – Зрелище заставляет завидовать. Завернуть?

– Слишком дорого, – улыбнулся Профессор.

– Интересуют иномарки? – поинтересовалась И. – Имеются испанские и итальянские, иногда индийские… Или ищете истинные исторические изумруды? «Изотта-Фраскини», «Испано-Сюиза» – их имена изумляют избалованных искателей изюминок исчерпывающим изяществом истинно инженерных инноваций…

Пепсик ошалело покрутил головой – он ничего не понял.

– Исследуйте Интернет! – посоветовала ему И. – Интернет – источник истины…

Профессор тихо кашлянул. И тут же замолчала.

– А какие отечественные автомобили начинаются на И? – спросил Профессор Пепсика.

– Иж! – радостно выпалил Пепсик. – И еще я в кино слышал про Изотта-Фраскини, но это не отечественная машина.

– Правильно! – заметил Профессор. -- А еще был такой автомобиль: «Интернациональ»!

И захлопала в ладоши. Она явно хотела что-то добавить, но не могла. Профессор пришел на помощь.

– Какие самые лучше на сегодня свечи зажигания? – поинтересовался он.

– Иридиевые! – радостно выпалила И. – Их износ изумляет. Инженеры изобрели идеальное изделие!

Профессор усмехнулся. Он знал, что ничего идеального не бывает…

– Какой красивый Кадиллак! – затараторила К, увидев посетителей. – Купите! Классная конструкция!

– КамАЗ круче! – заявил Пепсик.

Довольная К не стала спорить: ведь Пепсик использовал только слова на эту букву!

– Ну, а еще? – спросил Пепсика Профессор Книжкин. – Как называлась «Ока», выпускавшаяся на КамАЗе?

– Кама! – вспомнил Пепсик. – А еще была странная машинка…

– Кинешма! – подсказала К. – Крайне курьезная колесница, конечно.

– Кэмпер, конечно, круче, – неожиданно выдал Пепсик. – Кстати, как котируется «Караван»?

К захлопала. Она знала, что «Караван» – это такая дача на колесах, а у кэмпера при этом есть и мотор…

– Любите лимузины? – поинтересовалась Л. – Любуйтесь: легендарная ленинградская легковушка – Л-1! Лучшая! Люди ликовали!

– А на каком она бензине? – спросил Пепсик.

– Лейте любой! – гордо сказала Л. – Лидер лакомится любым!

Профессор кивнул: да, эта машина работала на любом сорте бензина.

– А это мы уже видели, – посмотрел в другую сторону Пепсик. – Жигули!

– Лады! – кивнула Л. – Люди любят Лады.

Профессор Книжкин тем временем подошел к маленькому вездеходику. Л это заметила.

– ЛуАЗ! – напомнила она. – Ловко лазит любыми лабиринтами! Любимец лесников. Лакомство, лишенное лоска.

Пепсик с сомнением осмотрел ЛуАЗ.

– Любите лоск? – спросила Л. – Ладно, любуйтесь: Линкольн, Лексус. Левее – Лендровер, Лифан.

Профессор Книжкин повел Пепсика дальше: он понял, что Л начала перечислять все подряд.

Солидная М сидела с ручной мини-мойкой в руках.

– Мыть машину мини-мойкой – мучение! – пожаловалась М. – Моешь-моешь: мне мерещатся миллионы многочисленных микротрещин…

– Так поезжайте на сервис! – посоветовал Пепсик. – Там и мотор вымоют!

– Мотор? – задумалась М. – Мудро! Моек много… Мойщики моют машину, механики меняют моторное масло… Молодец!

–А какие машины проще мыть? – спросил Пепсик.

– «Матиз» – мелюзга! – махнула тряпкой М. – МАЗ – монстр! «Мерседес» манит магией: моешь медленно…

М продолжала что-то еще говорить про Мерседес, но Профессор Книжкин с Пепсиком уже покидали ее гараж.

– «Москвич» – мучения, морока! – донеслось им вслед.

Наверное, М просто нечего было сказать

Гараж Н оказался пустым.

– Ничего нет! – выкрикнула с порога Н. – Ни наших, ни ненаших. Надежных нынче не найти – несмотря на нанотехнологии.

– Это почему же ничего нет? – удивился Профессор Книжкин. – А где же Нива? Или Нисcаны? А симпатичный Мерседес-Невада?

– Нам нужны недорогие Ниссаны! – не слушала его Н. – Нужны новая, надежная Нива. Но не надейтесь на новое: ничего нет!

– Несмотря на некомпетентность, не надо ныть! – строго сказал Профессор Книжкин, используя только слова на букву Н. – Не надейтесь на новых начальников! Нужно настойчиво находить новые научные направления!

Пепсик с уважением посмотрел на Профессора.

Пристыженная Н замолчала.

Кругленькая О грустно сидела перед воротами.

– Очень обидно осознавать отсутствие оригинального отечественного образца! – пожаловалась она. – Одни «опели», «остины», «олдсмобилы». Обожаю отечественное, однако… Осталась одна одинокая «Ока», однако осознаю: она очень отстала от общего ожидания.

– Да уж, она совсем древняя, – согласился Пепсик. – Разве что какой-нибудь любитель старины захочет купить ради смеха…

– Однажды один озабоченный очкарик объявился! – вздохнула О. – Обрадовался: обещал отреставрировать, отладить… Осматривал, оценивал – очень обстоятельно отнесся. Однако он оказался обманщиком.

– Он пытался что-то украсть? – взволнованно спросил Профессор Книжкин.

– Он отказался от «Оки»! – грустно пояснила О. – Охладел…

– А что же он купил? – поинтересовался Пепсик.

– Оранжевый «Опель Омега» – буркнула О. – Очень обидно.

– Присаживайтесь,– пригласила гостей П. – Пришла пора припарковаться. Пройден предлинный путь…

– Мы не устали, – мужественно произнес Пепсик. – Нам бы машины посмотреть…

– Пожалуйста, – обрадовалась П. – Порше, Протон, Плимут, Пежо, Понтиак, Приора, Пассат, Приус… Полным-полно! Переднеприводные, полноприводные… Подержанные – прекрасная предпродажная подготовка!

– А пепелац? – вдруг спросил Пепсик. – Я в кино такое слово слышал…

– Пепелац? – удивилась П. – Подозрительно произносится. Пойду проверю, пожалуй.

– Постойте, – извинился Пепсик. – Пошутил. Поищите первую Победу, пожалуйста!

От фразы на нужную букву П засияла.

– Предлагаю посмотреть полноприводную Победу, – зашептала она. – Популярнейшее послевоенное произведение промышленности. Подвеска подняла первоначальную Победу повыше, прибавив просвет. Проходимость – просто песня! Просвет позволяет проехаться по полям, поехать порыбачить, погонять по "пересечёнке". Панель приборов – просто прелесть. Прожорливая, правда. Порой поскрипывает, повизгивает, периодически просит прошприцевать. Первоклассный проходимец!

– Пора, пожалуй! – вежливо попрощался Профессор на языке П.

– Провожаю путников почетным персональным поклоном, – церемонно распрощалась с ними П.

У первого же автомобиля Пепсик застыл как зачарованный.

–Руссо-Балт! – прошептал он.

– Руссо-Балт! – подтвердила Р. – Редчайший российский раритет. РБВЗ!

Пепсик не понял про РВБЗ.

– Это Русско-Балтийский вагонный завод, – пояснил Профессор. – Сокращенно – РБВЗ. В Риге.

– Рига, – подтвердила Р. – Рижане реконструировали реплику. Разрезанная рама, радиатор…

– В Риге создали так называемую реплику пожарного Руссо-Балта, – заметил Книжкин. – Оригинальные там, насколько я помню, часть рамы, радиатор, коробка передач, и часть кабины.

– Роскошная реплика! – подтвердила Р. – Ручаюсь!

Пепсик рассматривал колеса автомобиля.

– Резина равного размера, – солидно пояснила Р.

– Это не у всех моделей, – тихо заметил Профессор. – Впрочем, на данной машине это так и есть.

– Руссо-Балт – рассвет российского ракетостроения! – вдруг заявила Р.

Пепсик уставился на Профессора.

– Завод перевозили с места на место, – пояснил тот. – И сейчас предприятие, расположенное в Москве на его площадях, действительно занимается ракетно-космической техникой.

– Рекомендую рассмотреть Роллс-Ройсы, Рено, Роверы, – напомнила Р. – Радуйтесь!

Но Пепсик смотрел только на Руссо-Балт.

– Скорее сюда! – радостно замахала руками С. – Спросите, сколько стоит самый симпатичный Ситроен?

– Сколько стоит? – машинально спросил Пепсик.

– Смешную сумму, – обрадовалась С. – Спешите сэкономить!

–А что еще есть? – спросил Пепсик, который и не собирался ничего покупать.

– Сегодня – самые современные суперавтомобили! – тараторила С. – Сеат, Сааб, Сузуки, Субару, Смарт…

– А на каком заводе собирали автомобиль Ока? – спросил Пепсика Профессор – Кроме КаМАЗа? Забыл?

Пепсик сделал вид, что не расслышал вопрос.

– СеАЗ! – подсказала С. – Серпухов!

Пепсик кивнул, как будто и сам знал ответ…

– Туристам требуется трактор? – поинтересовалась Т.

– Да нет… – пожал плечами Пепсик.

– Тогда – телега! – предложила Т. – Телега – тоже транспорт! Только телеге требуется тягач!

– Тарантасу тоже требуется техника! – Пепсик старательно подобрал слова на Т.

Т радостно зааплодировала.

– Талантливо! – заметила она. – Таланту трудно творить!

Пепсик задрал нос.

– Назови-ка лучше вот эти автомобили, талант! – вернул Пепсика на землю Профессор. – Например, вот эту машинку из пластмассы…

– «Трабант» – гордо заявил Пепсик. – Выпускалась в ГДР!

Т опять захлопала.

– А вот этот Фольксваген? – показал Профессор на вседорожник. – Так еще называются воинствующие кочевники…

– Туарег! – подсказала Т.

–Я и сам знал, – буркнул Пепсик.

Хотя, между нами, этого он точно не знал…

Буква У выглядела очень грустной.

– Угнали Уазик, – пожаловалось она. – Умело угнали. Угонщики умные, ушлые уроды!

– Нам очень жаль, – выразил соболезнования Профессор.

– Уазик – уникальная умница, – вздохнула У. – Умел удивлять. Учиться управлять УАЗом – удовольствие. Урчит: у-у-у… Устраиваешься удобнее…

Пепсику стало жалко У.

– А как называется этот грузовик? – махнул он рукой в сторону большого вездехода.

– Унимог! – нехотя ответила У. Ей не хотелось разговаривать.

– Это немецкий грузовик-вездеход, – пояснил Профессор. – Первая модель была разработана еще в 1945 году.

– А что тут делают жигули, москвичи и волги? – удивился Пепсик. – Или – вот – Шкода?

– Это различные автомобили с кузовом Универсал, – ответил Профессор. – Видишь, у всех увеличенное багажное отделение и подъемная дверь в задней части?

– Универсалы – удобные! – жалобно подтвердила У.

Ей был жаль Уазик.

– Феррари! – зачарованно проговорил Пепсик, глядя на красивую спортивную машину.

– Феерично! – поддакнула Ф. – Фантастический фюзеляж!

– Фюзеляж – это, вообще-то, корпус летательного аппарата, – заметил Профессор Книжкин. – Но применительно к спортивным машинам иногда используют и такие слова.

– Феноменальные формы! – согласилась Ф. Ей явно не хватало других слов.

– А я знаю и другие машины на Ф! – радостно заявил Пепсик. – Фиат, Форд, Фольксваген!

– Факт! – согласилась Ф.

Буква Х сидела под портретом Штирлица.

– А почему здесь Штирлиц? – удивился Пепсик. – Он же ездил на Мерседесе!

– Ха-ха-ха! – презрительно произнесла Х. – Холодно! Халтура!

– Я помню все фильмы! – гордо заявил Пепсик. – Там точно был Мерседес…

– Хвастун! – оборвала его Х. – Хватит…

– В книге Штирлиц ездил совсем на другой машине: она называлась «Хорьх»! – тихо сказал Пепсику Профессор. – Тоже немецкая, конечно. А в твоем возрасте стыдно ссылаться только на кино: там может быть всякое…

Пепсик сконфуженно замолчал и засопел носом.

– Хорош хныкать! – заявила ему Х. – Хочешь Хонду?

Пепсик не отвечал

– Хёнде? – продолжала перечислять марки машин Х. – Хочешь характеристику хваленого Хаммера?

– Я потом прочитаю! – неожиданно сказал Пепсик.

Профессор удивленно посмотрел на него, но ничего не сказал.

– Хэппи-энд, – заявила Х.

– Ой, – удивился Пепсик. – Запорожец? Хотя нет…

– ЦрвенаЗастава, – выговорила в одно слово Ц. Больше она сказать ничего не могла.

– Црвена Застава – это завод в бывшей Югославии, – пояснил профессор. – А эта машинка – лицензионная копия Fiat 600. Внешнее сходство с Запорожцем действительно есть, но машины совершенно разные. Но боюсь, что других автомобилей мы здесь и не увидим – разве что запчасти.

– Цепи! – предложила Ц. – ЦПГ! Цапфы!

– Цапфа – это ось, на которой находятся подшипники, – напомнил профессор. – Цепи же могут быть разные – и для двигателя, и для колес, чтобы те не скользили. А ЦПГ – это цилиндро-поршневая группа. Когда начнешь разбираться в моторах, мы с тобой об этом поговорим.

Пепсик хотел было возразить, но Ц строго произнесла:

– Цыц!

– Четверки! – показала Ч на ряд машин, стоящих за ней. – Чистенькие!

– Тут же разные модели, – не понял Пепсик. – И немецкие, и наши…

– Так многие называют машины, в обозначении которых присутствует цифра 4, – пояснил Профессор. – Например ВАЗ-2104 – это Жигули, а немецкая А4 – Ауди. Или, скажем, французский Ситроен С4. Все они – четверки. Так их часто называют.

– Чересчур часто, – подтвердила Ч.

– А кроме четверок что есть? – спросил Пепсик.

– Чери! – показала Ч на китайскую легковушку, стоящую у стены. – Чиним четыре часа… Чертовски часто «Чек-энджин» чудит…

– Чек-энджин – это индикатор неисправности двигателя! – пояснил Пепсику Профессор. – Он загорается на приборном щитке, если в машине что-то неисправно и водителю срочно надо ехать на сервис.

– Чините! – важно посоветовал Пепсик.

Ч не ответила. Она и сама знала, что ей нужно делать.

– Шевроле – шикарный шалунишка! – заявила Ш. – Шустро шуршит широкими шинами.

Но Пепсик не стал смотреть на Шевроле. Он с интересом разглядывал большой бескапотный грузовик.

– Шишига! – пояснила Ш. – Шестьдесят шестой!

– Это ГАЗ-66! – пояснил Профессор. – Его действительно прозвали Шишигой. Первый советский автомобиль, получивший Знак качества! Кстати, он – как кошка: приземляется на все четыре колеса! Такие машины служили в десантных войсках и часто прыгали с парашютом!

– Шутя! – подтвердила Ш.

– Здесь машин вообще нет, – заметил Пепсик. – Только детали какие-то.

– Щупы! – донеслось откуда-то из темноты. – Щиток! Щетки!

Щ явно не хотела показываться своим гостям. Ей было стыдно за почти пустое помещение.

– Все это очень нужно, – пояснил Профессор Книжкин. – Например – щетки дворников. В генераторах и стартерах тоже есть щетки – по ним идет ток. А масляный щуп помогает проверять уровень масла. Ну, а щиток приборов тебе, конечно, знаком.

— А что тут делает «Ауди-100»? – удивился Пепсик.

– Щука! – радостно пояснила Щ.

– Так иногда называют эту модель, – вздохнул Книжкин.

Профессор вздохнул потому, что вообще не любил использовать прозвища.

– Пойдемте дальше, – зевнул Пепсик.

– Щуплый щенок! – обиженно бросила ему в спину Щ.

– Странно, – задумчиво произнес Профессор Книжкин. – Что же здесь может быть внутри?

Внутри было темно. Но в углу скромно стояла инвалидная коляска СМЗ С-3А.

– Я понял! – обрадовался Пепсик. – Это же инвалидка из знаменитой комедии «Операция Ы…»!

– Ы-ы-ы, – донеслось до них откуда-то из темноты.

Ничего другого Ы произносить не умела.

– Сколько здесь машин! – удивился Пепсик. – Я думал, что ни одной не будет. Буква-то непопулярная!

Э задохнулась от возмущения.

– Эх, эрудит! – презрительно выговорила она. После чего зачем-то добавила: «Эфиоп!»

Пепсик обиженно посмотрел на Профессора.

– Ты забыл, что многие ранние автомобили были электрическими, – заметил тот. – А сегодня их снова пытаются производить серийно.

– Электромобили, – выпалила Э, – это... это энциклопедия эрудиции! Экспериментальная энергия! Электромобиль элегантен, экстравагантен…

Больше Э ничего не сказала: она сильно обиделась. Да и слов в запасе у нее больше не было.

– «Юрий Долгорукий»! – удивленно прочитал Пепсик. – Это же «Москвич» модели 2141! Только он какой-то длинный…

– Юрий! – кивнула Ю.

– Испортили москвича! – заявил Пепсик. И недовольно добавил: – Юродивые!

– Юный юморист! – презрительно обозвала Пепсика Ю, и демонстративно отвернулась в сторону.

Пепсик не стал отвечать – его внимание привлек необычный микроавтобус.

– Это – автобус ЗИЛ-118К, – заметил Профессор Книжкин. –На Международной Неделе автобусов в Ницце в 1967 году он завоевал 12 призов, включая Большой приз Президента Французской республики! Кстати, ЗИЛ сделал его по собственной инициативе. Его производили малыми количествами почти 30 лет. А как его еще называли, догадайся сам. Какие слова ты помнишь на Ю?

– Юань! – вспомнил Пепсик. – Юрист! Юбилей!

Профессор с грустью смотрел на него.

– «Юность», юноша! – не выдержала Ю. – «Юность»!

Пепсик покраснел и направился к странной машине спортивного вида. Названия на ней не было.

– «Юшков»! – процедила Ю. – Ювелирно!

– Действительно, ювелирная работа, – подтвердил Профессор. – Это очень необычная машина. Ее построил своими руками еще при царе изобретатель И. А. Юшков. У нее плавно менялось передаточное отношение – сегодня такое решение называют вариатором.

Ю довольно кивнула.

– Ягуар! – восторженно бросилась к гостям Я. – Ядовито-яркий, яростный!

Пепсик окинул взглядом другие машины, стоящие вдали..

– Японские, – бросила Я.

Между тем Профессор Книжкин взял Пепсика за руку и подвел его к какой-то повозке.

– А это за карета такая? – удивился Пепсик.

– Яковлев! – намекнула Я. – Ярмарка!

Пепсик ничего не понял. Но Я не могла сказать больше.

– Это же первый российский автомобиль, представленный публике! – с уважением произнес Книжкин. – Его называли «Яковлев-Фрезе» в честь создателей машины. Они представили ее в 1896 году на Нижегородской ярмарке.

– Ясно? – спросила Пепсика Я. – «Яковлев-Фрезе» – яркое явление!

– Ясно! – кивнул Пепсик.

После посещения необычного автосалона Пепсик охладел к компьютерным игрушкам: они ему стали неинтересны. Теперь его интересует, что и как устроено.

А профессор Книжкин написал новую книгу. Один экземпляр он уже подарил Пепсику. И уверен, что не зря.

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
01.09.2016
Фото: «За рулем»
Поделиться: