Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Почему рушатся планы китайцев в России?

Китайское нашествие, которое можно было наблюдать на недавнем Московском автосалоне, похоже, обойдет стороной шоу-румы дилеров. Из-за низкого спроса автопроизводители из Поднебесной откладывают поставки в Россию не только новинок, но и машин вообще. Как итог, дилерские склады уже практически опустели. Не воплощаются в жизнь и громкие планы по строительству сборочных конвейеров.
Полная версия

Китайские антирекорды

Автопроизводители Поднебесной взяли хороший старт в 2016 году – на фоне новых антирекордов российского авторынка рост продаж «китаемобилей» измерялся зачастую двузначными цифрами. Так, по итогам I полугодия россияне купили 15,7 тыс. машин китайских марок, что на 6% больше по сравнению с прошлым годом. И это на фоне 14-процентного падения рынка легковушек. Однако в июле китайский сегмент внезапно сократился, причем сразу на 36% – в этом месяце своих владельцев нашли всего 2,3 тыс. машин, гласят данные АЕБ.


Как отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, доля китайских автомобилей на российском рынке очень мала – менее 3%, поэтому динамика их продаж отличается высокой волатильностью с характерными взлетами и падениями. Также негативное влияние на реализацию «китаемобилей», по мнению эксперта, могло оказать заметное увеличение спроса на новинки отечественного автопрома – в частности, Lada Vesta, которая в июле установила очередной рекорд продаж.

Во многом июльский провал китайского сегмента стал следствием относительно высоких продаж в прошлом году. «Ближе к концу второго квартала 2015 года позиции китайских брендов укрепились, продажи стали потихоньку расти, отсюда мы имеем нынешние результаты. Когда сравнение идет с более или менее стабильными показателями, мы видим, что в количественном эквиваленте продажи не растут, а остаются примерно на прежнем уровне – по итогам семи месяцев 2016 года отмечается незначительное падение на 2%», – констатирует коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

В то же время в первой половине года рост спроса на продукцию китайского автопрома обеспечивали главным образом распродажи машин 2015-го и даже 2014 годов выпуска. А более дорогие автомобили нового модельного года оказались не столь привлекательными для потребителей, причем дилеры большинства китайских брендов и вовсе остались практически без товара. С учетом низких объемов продаж новые поставки автомобилей и вывод новинок были отложены на неопределенный срок, в том числе из-за более жестких требований по сертификации новых моделей

«У нас фактически осталась одна модель в продаже – DFM H30 Cross. Из-за задержек с завершением сертификации пока так и не вышли на рынок А30 и АХ7. Ставить рекорды продаж с модельным рядом, который состоит из одной модели, трудно», – сетует директор по продажам и развитию «Дунфэн Мотор Рус» Кирилл Павлов. 

Дилеры ждут привоза

С дефицитом автомобилей из-за отсутствия новых поставок в последние месяцы столкнулись также дилеры Brilliance и Changan, рассказали «За рулем.РФ» представители этих марок. Единичные китайские бренды имеют в продаже автомобили 2016 года – например, Geely, подтверждает член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов. Вместе с тем увеличиваются финансовые трудности у дилеров, вызванные снижением реализации. А главным фактором, влияющим на эти процессы, является, по его мнению, отсутствие долгосрочной стратегии у китайских концернов в нашей стране.

Продажи китайских автомобилей в России (данные АЕБ)

Марка

Июль-2016, шт.

Изменение, %

Январь-июль 2016 года, шт.

Изменение, %

Lifan

1387

0%

8952

49%

Chery

437

-1%

3110

6%

Geely

242

-80%

3350

-34%

DFM

88

-42%

696

25%

FAW

77

 

577

 

Brilliance

60

3%

706

37%

Zotye

36

 

110

 

BAW

15

-68%

108

-42%

Changan

9

-85%

316

12%

Foton

0

 

27

108%

Haima

0

 

114

-16%

Всего

2351

-36%

18 066

-2%



Впрочем, динамика продаж у автопроизводителей из Поднебесной весьма неоднородна. Лидер китайского сегмента - Lifan - в июле смог сохранить реализацию на прошлогоднем уровне, а по итогам семи месяцев 2016 года марка может похвастаться почти 50-процентным ростом продаж. По словам заместителя гендиректора Lifan Motors Rus Вячеслава Галузинского, локомотивами спроса стали кроссоверы Х60 и Х50. Незначительно ушла в минус Chery – на 1% в июле, хотя с начала года сохраняется 6-процентная положительная динамика. Львиную долю в объеме реализации марки по-прежнему занимают кроссоверы Tiggo FL и Tiggo 5. 

А вот у Geely куда более драматичное падение – на 80% в июле и на 34% за семь месяцев 2016 года, причем в отличие от других китайских брендов она показывает отрицательную динамику уже не первый месяц. Напомним, этой весной компания завершила продажи моделей MK и MK Cross, при этом вывела на российский рынок рестайлинговый кроссовер Geely Emgrand X7, а также новое поколение седана Emgrand EC7. Как отмечает гендиректор Geely в России Игорь Овсянников, в структуре реализации марки новинки стали наиболее востребованы, при этом наблюдается некоторое смещение спроса в сторону кроссовера Emgrand X7.

Автошоу с китайским размахом


Что касается новинок китайского автопрома, широко представленных на недавнем мотор-шоу в Москве, далеко не все из них доберутся до дилерских центров. Показательно, что некоторые из этих моделей впервые были презентованы еще на прошлом Московском автосалоне два года назад, однако в продажу до сих пор не поступили. Между тем, по словам Игоря Овсянникова, все российские премьеры Geely представляют новый модельный ряд марки, который планируется к продаже в 2017-2018 годах. Уже в декабре текущего года компания обещает вывести на российский рынок представительский седан Geely Emgrand GT. А кроссоверы Geely NL-3 и Emgrand EX7 станут первыми моделями, которые в июле 2017 года сойдут с конвейера нового завода в Белоруссии.

В российской линейке FAW, включающей сегодня только легковые седаны, в конце этого года появятся два новых кроссовера – Besturn X80 и D60. В дальнейшем компания может привезти в Россию и другие модели — B30, B70 и B90. Не отказывается от своих планов по обновлению модельного ряда и Dongfeng: сразу же после завершения сертификации в продаже появятся полноразмерный кроссовер АХ7 и новый седан DFM А30, который придет на смену S30. Кроме того, компания рассматривает возможность вывода на рынок некоторых из шести новинок, представленных на ММАС, в частности, пикапа Rich. В ближайших планах Changan стоит вывод на рынок CS35 российской сборки. Рестайлинговые автомобили 2016 модельного года, оборудованные системой ЭРА-ГЛОНАСС и рядом дополнительных опций, появятся в дилерских центрах в четвертом квартале нынешнего года. А в 2017 году модельный ряд Changan должен пополнить новый вседорожник CS75.


Lifan, который на этот раз в Московском автосалоне не участвовал, до конца года начнет продажи нескольких новинок, в частности, седана Solano II и обновленного кроссовера Х60. Brilliance представит в этом году обновленные модели V5 и Н530, которые помимо внешних изменений получат более мощный турбированный двигатель 1.5Т. А Zotye в следующем году намерена привезти кроссоверы Т300 и SR8, при этом будет расширяться линейка двигателей и трансмиссий уже продающихся моделей – кроссовера Zotye Т600 и седана Z300.

Новинки, особенно в новых сегментах, практически всегда являются дополнительными драйверами продаж, что в полной мере относится и к китайским брендам, считает директор по развитию бизнеса Frost&Sullivan в России Алексей Волостнов. По его мнению, при наличии конкурентной цены и кредитных программ с привлекательными финансовыми условиями (что вполне по силам банкам КНР), китайские бренды вполне могут навязать конкурентную борьбу как АВТОВАЗу, так и популярным корейским брендам Hyundai и Kia.

А вот Сергей Климов полагает, что новые китайские модели не сделают революции в сегменте бюджетных автомобилей, поскольку все они дорожают. «И хотя по качеству китайские машины уже конкурируют с более признанными на рынке одноклассниками, в сознании потребителей должны стоить меньше по причине «китайского родства». А фактор роста продаж сейчас в этом сегменте один – цена», – рассуждает он.

Ставка на местную сборку


Чтобы сделать свою продукцию более доступной, китайские автоконцерны налаживают в России сборку, несмотря на то, что до сих пор они так и не смогли получить от российских властей необходимых льгот. Так, Changan объявил о запуске производства кроссоверов CS35 на заводе «Ирито» в Липецкой области. Это предприятие работает по принципу крупноузловой сборки, однако в течение ближайших 4-5 лет Changan обещает достичь уровня локализации в 50%. Как рассказала «За рулем.РФ» бренд-менеджер Changan Motors Rus Ольга Сергачева, реализация данного проекта, прежде всего, даст возможность значительно сократить стоимость производства автомобилей, что, в свою очередь, позволит удержать текущие цены на CS35. Благодаря локальному производству компания сможет поставлять машины дилерам в беспрерывном режиме и избегать дефицита автомобилей, что происходило при импортной схеме поставок. До конца года Changan планирует произвести на своем заводе в Липецкой области более 1000 кроссоверов. В дальнейшем на конвейере предприятия должен появиться и новый вседорожник CS75, который ожидается на российском рынке в будущем году.

Калининградский завод «Автотор», на счету которого, пожалуй, самый успешный проект по сборке китайских автомобилей, впервые после разрыва отношений с Chery вновь возьмется за старое. Уже в ближайшее время предприятие начнет выпуск новых кроссоверов FAW Besturn X80 и D60, а первые автомобили российской сборки поступят в продажу ближе к концу осени. Как говорит директор по маркетингу и рекламе «ФАВ-Восточная Европа» Ли Хэ, сборка новых автомобилей на заводе «Автотор» должна увеличить реализацию компании – план на 2016 год предусматривает продажу 1000 машин. «Конечно же, в дальнейшем мы будем рассматривать возможность производства и других моделей, но пока это долгосрочный план», – добавил он.

«Китаемобили» на АВТОВАЗе?

Черкесский «Дервейс», который уже давно стал главным сборщиком китайских машин в нашей стране, готовится пополнить свой арсенал еще одной маркой. В настоящее время предприятие ведет подготовку к производству вседорожника Foton Sauvana, которое начнется в 2017 году. Всего в следующем году компания «Фотон Мотор» планирует реализовать 500 автомобилей новой модели, основной объем которых будет выпускаться на «Дервейсе». Как отмечают в «Фотон Мотор», локализация производства Sauvana позволит оптимизировать логистику и снизить себестоимость автомобилей, что окажет позитивное влияние на ценовое позиционирование модели и сроки поступления автомобилей в дилерскую сеть. Другие легковые модели Foton, равно как и пикап Tunland, собирать в Черкесске пока не планируется. Напомним, на заводе «Дервейс» сегодня выпускаются автомобили таких китайских брендов, как Lifan, Brilliance и Chery.

Кстати, несмотря на то, что «китайцев» у нас принято считать главной угрозой АВТОВАЗу, глава тольяттинского автогиганта Николя Мор недавно заявил, что ради загрузки мощностей предприятия и сохранения его персонала готов рассматривать любые предложения от потенциальных партнеров, в том числе по сборке китайских машин.  

Как считает Александр Зиновьев, локализация сборки позволит китайским автопроизводителям заметно снизить цены и сделает проведение ремонтных работ более доступным, что, безусловно, положительно повлияет на продажи и, вероятно, увеличит число покупателей. По его мнению, рост доверия потребителей к брендам, доступные цены и новые современные модели рано или поздно приведут к тому, что китайцы займут свою определенную нишу на российском авторынке.

Китайцы строят планы


Между тем планы автопроизводителей из Поднебесной по строительству собственных мощностей в нашей стране пока буксуют. К примеру, Lifan отложила начало строительства своего предприятия в Липецкой области, хотя, как уверяют в компании, стратегические планы по его созданию остаются в силе. «Мы стараемся смотреть в будущее с оптимизмом, и на данный момент достаточно позитивная статистика продаж и запланированное расширение дилерской сети говорят о том, что завод будет открыт настолько быстро, насколько это возможно в текущей ситуации», – утверждает Вячеслав Галузинский, не называя конкретных сроков. Напомним, предприятие мощностью 60 тыс. автомобилей в год изначально планировалось запустить в 2017 году. 

Впрочем, эксперты с недоверием относятся к заявлениям китайских автопроизводителей о намерении инвестировать в создание мощностей в нашей стране. По факту, ни один из озвученных ранее планов по строительству собственных предприятий до сих пор не воплотился в жизнь, и все производственные проекты китайцев ограничиваются контрактной сборкой на местных автозаводах. Пожалуй, единственным исключением стала Geely, которая, действительно, строит завод полного цикла в Белоруссии, хотя его продукция будет ориентирована главным образом на российский рынок.

«На сегодня китайские автомобили собирают только «Дервейс» в Черкесске и белорусская «Белджи». А заявляли о намерениях это делать за последние лет пять в десятке всевозможных экономических зон. Но при таких продажах никто не рискнет вкладываться в долгосрочные проекты. Надо учитывать, что вербальные воздействия на рынки – это национальная китайская забава», – отмечает Сергей Климов.

По мнению Алексея Волостнова, дальнейшие перспективы китайский брендов на рынке во многом зависят именно от того, насколько последовательными будут производители в  реализации планов по локализации производства, получении конкурентных преимуществ (в т.ч. в рамках госзакупок), возможности участвовать в программах господдержки стимулирования спроса. Таким образом, наличие локального производства поможет китайцам не потерять российский рынок и дождаться возобновления спроса.


Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
08.09.2016
Фото: «За рулем»
Поделиться: