Тормозные жидкости и тестеры для них: экспертиза «За рулем»
Кто нынче помнит, что в автомобиле вообще есть тормозная жидкость? Повод взглянуть в бачок появляется разве что когда машина перестает нормально тормозить или вообще остается «без тормозов». Но и при этом бачок может быть полон, а его содержимое – выглядеть вполне пристойно. Только о состоянии тормозной жидкости это ничего не говорит.
Как отличить хорошую жидкость?
Общие рекомендации известны – менять «тормозуху» полагается раз в пару лет или при пробеге примерно в 40 тыс. км. Но если машина обслуживается не у официалов, то зачастую об этом забывают. А если еще находится «бывалый», который уверяет, что вообще никогда не менял жидкость – и ничего…
Оценить качество тормозной жидкости должны помочь специальные тестеры. Отвинтил крышку бачка, окунул внутрь приборчик и смотришь, что он там намерил.Поначалу мы приобрели восемь таких приборов по цене от 1000 до 6000 рублей. Но быстро вспомнили прошлую подобную проверку – тогда выяснилось, что такие тестеры почти бесполезны, поскольку они оценивают «влажность» тормозной жидкости по ее электропроводности, а она у разных жидкостей может быть разной изначально! Поэтому для чистоты эксперимента мы скупили в ближайшем автомагазине еще и все тормозные жидкости, какие там были – их также набралось восемь образцов. И стали проверять каждый тестер во всех жидкостях – как в «сухих», так и в разбавленных водой.
Куда пропадают тормоза?
При нажатии на педаль тормоза усилие ноги водителя передается через гидравлический привод к тормозам, останавливающим автомобиль за счет трения. При этом выделяется значительное тепло, нагревающее тормозную жидкость так, что она пытается закипеть. Если это произойдет, смесь жидкости и пара тут же станет сжимаемой, а потому педаль просто «провалится в пол».
Для предотвращения этого явления используют специальные тормозные жидкости с высокой температурой кипения. Обычно их параметры привязывают к требованиям американского министерства транспорта (Department Оf Transportation) – так называемым нормам DOT. Отечественные производители, как правило, работают по различным техническим условиям.
К сожалению, тормозные жидкости являются гигроскопичными, то есть они постоянно поглощают влагу из воздуха. Это резко снижает температуру кипения и ограничивает срок службы жидкости.Программа испытаний
- Проверка тестеров в водопроводной воде – 8 замеров. Цель – убедиться, что все приборы немедленно забракуют такую жидкость.
- Проверка тестеров в свежих тормозных жидкостях – 64 замера.
- Проверка тестеров в жидкостях с 3%-ным содержанием воды – 64 замера.
- Проверка тестеров в жидкостях с 5%-ным содержанием воды – 64 замера.
- Измерение температуры закипания свежих тормозных жидкостей – 8 замеров.
- Измерение температуры закипания тормозных жидкостей с 5%-ным содержанием воды – 8 замеров.
- Экспертная оценка эргономичности каждого из приборов.
Все испытания мы проводили при атмосферном давлении 745 мм рт. ст. и температуре окружающего воздуха 25˚ С. Температуру кипения мерили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с помощью колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380˚С, показания снимали цифровым термометром ТР‑101.
ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Жидкости, изготовленные по стандартам DOT‑3, 4 и 5.1, совместимы и позволяют доливку средства с более высоким индексом в остальные. DOT‑3 применяют в основном для устаревших, тихоходных автомобилей, часто с барабанными тормозами. Жидкость DOT‑4 используют в большинстве современных машин, а DOT‑5.1 нужна для дорожных спортивных автомобилей.
Особняком стоит состав DOT‑5 (не путать с 5.1!) для спорткаров и агрессивной езды с резкими торможениями. Его нельзя доливать ни в какую другую жидкость – он изготавливается на основе силикона, а остальные – с применением гликолей и полиэфиров, поэтому совместимости не будет. Недаром производители окрашивают DOT‑5 в темно–красный цвет.
Зависимость температуры кипения тормозных жидкостей DOT‑3, 4 и 5 от содержания влаги.
Участники
Тестеры тормозной жидкости
Примерная цена 1000 ₽ Прибор напоминает пластмассовую авторучку с двумя выступающими электродами, спрятанными под колпачком. Пять светодиодных индикаторов показывают от 0 до > 4%. Работает от батарейки ААА. Включается кнопкой на торце. Чувствителен к обводнению лишь некоторых жидкостей. Хвалить не за что. |
Примерная цена 2000 ₽ Из пластмассового корпуса выступают два электрода. В верхней части – кнопка включения и пять светодиодов с диапазоном от 0 до > 4%. Элемент питания – батарейка ААА. Улавливает увлажнение некоторых жидкостей. Практической ценности не имеет. |
Примерная цена 3200 ₽ Прибор имеет ЖК-дисплей, на котором можно выбрать жидкость DOT 3, 4 или 5. Показания – от > 0,5 до > 4%. Работает от двух батарей ААА. На окунание щупа в воду реагирует писком. Бонусом выглядит магнит на конце щупа. Но за возможность достать завалившуюся гаечку цена велика, а вот измеритель влажности жидкости из такого тестера – никакой. |
Примерная цена 1900 ₽ C функцией калибровки, со звуковым сигналом. Четыре светодиода указывают соответственно на 0; 0,5; 2,5; и 5% увлажнения жидкости. Работает от батареи 6F22 «Крона». Удобный в применении щуп и более-менее верные показания хотя бы на части жидкостей позволяют признать прибор лучшим из худших. |
Примерная цена 2800 ₽ Пластиковый корпус с двумя электродами. Пять светодиодов, работающих в диапазоне от 0 до > 4%. Используется одна батарейка ААА. Питание включается кнопкой на торце. «Видит» влагу лишь в некоторых жидкостях. |
Примерная цена 1600 ₽ Пластиковая полупрозрачная трубочка с двумя не выступающими наружу электродами. Для установки батареи формата ААА приходится вынимать плату из корпуса. Чувствительность прибора низкая, что не позволяет использовать его по назначению. |
Примерная цена 2700 ₽ В полупрозрачном корпусе установлены три светодиода цветов светофора, которые всегда «разрешают движение». Даже воду пытается показать желтым цветом. Для установки элемента питания ААА требуется разобрать изделие. Непригоден: с тем же успехом в бачок с тормозной жидкостью можно макать отвертку. |
Примерная цена 6000 ₽ Пластиковый корпус с двумя выступающими электродами. Пять светодиодов должны индицировать влажность от 0 до > 4%. Применена довольно редкая 12-вольтовая батарейка формата 23А, которая болтается в корпусе. Отверстие под батарею расположено рядом с электродами, и туда может попасть жидкость. Цена – самая высокая в выборке, но показания – неудовлетворительные. |
Продолжение – на следующей странице.
Тормозные жидкости
Примерная цена 150 ₽ Заявленная масса 455 г Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 250 ˚С Мельчайший шрифт на задней этикетке – насмешка над покупателем: рассчитано разве что на Холмса с лупой. К самой жидкости претензий нет. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 249˚ С и 123˚ С. |
Примерная цена 150 ₽ Заявленная масса 455 г Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 260 ˚С Опять этикетка из страны лилипутов: читать невозможно. А жидкость нормальная: измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 258˚ С и 128˚ С. |
Примерная цена 220 ₽ Заявленная масса 473 г Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 240 ˚С Данных по температурам кипения на этикетке не нашли – пришлось доверять сайтам. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ой» жидкостей – соответственно 241˚ С и 124˚ С. |
Примерная цена 120 ₽ Заявленная масса 0.455 rг Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 250 ˚С Недорогая нормальная «тормозуха». Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – 242˚ С и 123˚ С. |
Примерная цена 300 ₽ Заявленный объем 0,25 л Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 260˚С С этой жидкостью тестеры врали не так активно, как с прочими. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 262˚ С и 140˚ С. Не понравилась цена. |
Примерная цена 100 ₽ Заявленная масса 250 г Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 230 ˚С Очень мелкая этикетка: нехорошо. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 231˚С и 120˚ С. |
Примерная цена 1600 ₽ Заявленный объем 0,5 л Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 336 ˚С «Гоночную» жидкость с запредельной стоимостью купили из любопытства. Но именно она стала чемпионом по узнаваемости среди тестеров! Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 330˚ С и 173˚ С. |
Примерная цена 160 ₽ Заявленная масса 455 г Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 255 ˚С Этикетка с описанием присутствует для галочки. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 250˚ С и 128˚ С. |
ИТОГИ
Чистую воду все тестеры забраковали, а свежие «тормозухи» – дружно одобрили.
А вот потом что-то пошло не так, как и в нашей экспертизе шестилетней давности. Как и тогда, показания тестеров стали зависеть от бренда проверяемой жидкости! К примеру, тестер «Автодело 40611» при проверке жидкостей с 3% воды решительно забраковал три флакона из восьми (G‑Energy, Liquy Moly и Motul), но при этом вообще не обнаружил воды в «тормозухе» Felix! Тестеры KING TOOL и KLAS не заметили присутствия Н2О ни в одной из тормозных жидкостей – это как?
Увеличиваем содержание воды в каждой из тормозных жидкостей до 5%. Это – смертельный рубеж: такую «тормозуху» надо менять незамедлительно! Специально для тех, кто думает иначе, мы измерили температуры закипания обводненной жидкости – например, у лукойловской она упала до 123˚ С. Такой состав закипит при первой же городской поездке.
Но тут приборы окончательно признались в своей некомпетентности. Ни один из тестеров не нашел криминала в жидкостях Felix, G‑Energy, Hi-Gear, Luxе и Rosdot! Зато разбавленный Liqui Moli увидели сразу пять приборов, а Motul – даже шесть.
Чуть лучше других проявил себя тестер IC‑150, который при проверке криминально разбавленных жидкостей дал хотя бы три правильных ответа, угадав Лукойл, Liqui Moli и Motul. Остальные не смогли даже этого.
|
С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ
Утечка жидкости из гидравлической системы – это риск не остановиться в нужный момент. Но ехать автомобиль при этом способен. Однако существует система, где негерметичность привода делает поездку в принципе невозможной. Это – пневматическая тормозная система большинства грузовых автомобилей и автобусов. Там тормозные колодки в исходном состоянии прижаты мощными пружинами, и только сжатый компрессором воздух, поданный в пневмокамеры, отводит их от дисков или барабанов. Чтобы переместить такой грузовик с незаведенным двигателем, на всех колесах нужно механически разблокировать тормоза.
ТОРМОЗА И САМОЛЕТЫ
Изобретателем гидравлической системы тормозов считают Малкольма Локхида – того самого, кто основал фирму Lockheed. Столетие назад он получил несколько патентов, а знаменитый Duesenberg Model A оснащался такими тормозами серийно. Гидравлическая жидкость производилась на основе растительного масла.
Что в сухом остатке
Мы полагаем, что подобные результаты – следствие того, что тарировка тестеров проводилась их разработчиками на какой-то определенной тормозной жидкости. Еще в прошлой экспертизе мы указывали, что разброс проводимости у новых жидкостей разных брендов может быть двойным – от 7–9 мкСм/м до 17–20 мкСм/м. Одни и те же показатели могут быть нормальными для одного продукта, но провальными для другого.
Ни один прибор не пригоден для использования и не может быть рекомендован к покупке. Разве что в ситуации, когда вы залили, к примеру, Motul, а в вашем распоряжении оказался тестер IC‑150, который нормально работает именно с такой жидкостью. Но откуда это знать? Указаний на конкретные марки «тормозухи» ни одна из инструкций к приборам не содержит.
А к самим жидкостям претензий нет. Температура кипения у всех – и дешевых, и дорогих, – соответствует заявленной. Выделим разве что Liqui Moli и Motul – просто потому, что некоторые приборы всё-таки распознали степень их разбавленности.
Счастливого пути и хороших тормозов!
- Как совместить шиномонтаж с диагностикой, узнайте тут.
- Тормозные шланги, диски, колодки, пыльники надо регулярно осматривать и при нарушении целостности незамедлительно заменять.
- При любых неисправностях тормозной системы используйте Cyclo Brake & Parts Clean Low Odor. Средство подходит для очистки и обезжиривания любых механических деталей от масел, технических жидкостей, тормозной пыли.