Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Тормозные жидкости и тестеры для них: экспертиза «За рулем»

Хорошая новость — к жидкостям претензий нет. Зато претензии есть к методу их оценки с помощью тестеров.
Полная версия

Кто нынче помнит, что в автомобиле вообще есть тормозная жидкость? Повод взглянуть в бачок появляется разве что когда машина перестает нормально тормозить или вообще остается «без тормозов». Но и при этом бачок может быть полон, а его содержимое – выглядеть вполне пристойно. Только о состоянии тормозной жидкости это ничего не говорит.

Как отличить хорошую жидкость?

Общие рекомендации известны – менять «тормозуху» полагается раз в пару лет или при пробеге примерно в 40 тыс. км. Но если машина обслуживается не у официалов, то зачастую об этом забывают. А если еще находится «бывалый», который уверяет, что вообще никогда не менял жидкость – и ничего…

Оценить качество тормозной жидкости должны помочь специальные тестеры. Отвинтил крышку бачка, окунул внутрь приборчик и смотришь, что он там намерил.

Поначалу мы приобрели восемь таких приборов по цене от 1000 до 6000 рублей. Но быстро вспомнили прошлую подобную проверку – тогда выяснилось, что такие тестеры почти бесполезны, поскольку они оценивают «влажность» тормозной жидкости по ее электропроводности, а она у разных жидкостей может быть разной изначально! Поэтому для чистоты эксперимента мы скупили в ближайшем автомагазине еще и все тормозные жидкости, какие там были – их также набралось восемь образцов. И стали проверять каждый тестер во всех жидкостях – как в «сухих», так и в разбавленных водой.

Куда пропадают тормоза?

При нажатии на педаль тормоза усилие ноги водителя передается через гидравлический привод к тормозам, останавливающим автомобиль за счет трения. При этом выделяется значительное тепло, нагревающее тормозную жидкость так, что она пытается закипеть. Если это произойдет, смесь жидкости и пара тут же станет сжимаемой, а потому педаль просто «провалится в пол».

Для предотвращения этого явления используют специальные тормозные жидкости с высокой температурой кипения. Обычно их параметры привязывают к требованиям американского министерства транспорта (Department Оf Transportation) – так называемым нормам DOT. Отечественные производители, как правило, работают по различным техническим условиям.

К сожалению, тормозные жидкости являются гигроскопичными, то есть они постоянно поглощают влагу из воздуха. Это резко снижает температуру кипения и ограничивает срок службы жидкости.


Программа испытаний

  •  Проверка тестеров в водопроводной воде – 8 замеров. Цель – убедиться, что все приборы немедленно забракуют такую жидкость.
  •  Проверка тестеров в свежих тормозных жидкостях – 64 замера.
  •  Проверка тестеров в жидкостях с 3%-ным содержанием воды – 64 замера.
  •  Проверка тестеров в жидкостях с 5%-ным содержанием воды – 64 замера.
  •  Измерение температуры закипания свежих тормозных жидкостей – 8 замеров.
  •  Измерение температуры закипания тормозных жидкостей с 5%-ным содержанием воды – 8 замеров.
  •  Экспертная оценка эргономичности ­каждого из приборов.



Все испытания мы проводили при атмосферном давлении 745 мм рт. ст. и температуре окружающего воздуха 25˚ С. Температуру кипения мерили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с помощью колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380˚С, показания снимали цифровым ­термометром ТР‑101.


ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Жидкости, изготовленные по стандартам DOT‑3, 4 и 5.1, совместимы и позволяют доливку средства с более высоким индексом в остальные. DOT‑3 применяют в основном для устаревших, тихоходных автомобилей, часто с барабанными тормозами. Жидкость DOT‑4 используют в большинстве современных машин, а DOT‑5.1 нужна для дорожных спортивных автомобилей.

Особняком стоит состав DOT‑5 (не путать с 5.1!) для спорткаров и агрессивной езды с резкими торможениями. Его нельзя доливать ни в какую другую жидкость – он изготавливается на основе силикона, а остальные – с применением гликолей и полиэфиров, поэтому совместимости не будет. Недаром производители окрашивают DOT‑5 в темно–красный цвет.



Зависимость температуры кипения тормозных жидкостей DOT‑3, 4 и 5 от содержания влаги.

Участники

Тестеры тормозной жидкости


Примерная цена 1000 ₽
Прибор напоминает пластмассовую авторучку с двумя выступающими электродами, спрятанными под колпачком. Пять светодиодных индикаторов показывают от 0 до > 4%. Работает от батарейки ААА. Включается кнопкой на торце. Чувствителен к обводнению лишь некоторых жидкостей. Хвалить не за что.


Примерная цена 2000 ₽
Из пластмассового корпуса выступают два электрода. В верхней части – кнопка включения и пять светодиодов с диапазоном от 0 до > 4%. Элемент питания – батарейка ААА. Улавливает увлажнение некоторых жидкостей. ­Практической ценности не имеет.


Примерная цена 3200 ₽
Прибор имеет ЖК-дисплей, на котором можно выбрать жидкость DOT 3, 4 или 5. Показания – от > 0,5 до > 4%. Работает от двух батарей ААА. На окунание щупа в воду реагирует писком. Бонусом выглядит магнит на конце щупа. Но за возможность достать завалившуюся гаечку цена велика, а вот измеритель влажности жидкости из такого тестера – никакой.

Примерная цена 1900 ₽
C функцией калибровки, со звуковым сигналом. Четыре светодиода указывают соответственно на 0; 0,5; 2,5; и 5% увлажнения жидкости. Работает от батареи 6F22 «Крона». Удобный в применении щуп и более-менее верные показания ­хотя бы на части жидкостей позволяют  признать прибор лучшим из худших.


Примерная цена 2800 ₽
Пластиковый корпус с двумя электродами. Пять светодиодов, работающих в диапазоне от 0 до > 4%. Используется одна батарейка ААА. Питание включается кнопкой на торце. «Видит» влагу лишь в некоторых жидкостях. 

Примерная цена 1600 ₽
Пластиковая полупрозрачная трубочка с двумя не выступающими наружу электродами. Для установки батареи формата ААА приходится вынимать плату из корпуса. Чувствительность прибора низкая, что не позволяет использовать его по назначению.


Примерная цена 2700 ₽
В полупрозрачном корпусе установлены три светодиода цветов светофора, которые всегда «разрешают движение». Даже воду пытается показать желтым цветом. Для установки элемента питания ААА требуется разобрать изделие. Непригоден: с тем же успехом в бачок с тормозной жидкостью можно макать отвертку.

Примерная цена 6000 ₽
Пластиковый корпус с двумя выступающими электродами. Пять светодиодов должны индицировать влажность от 0 до > 4%. Применена довольно редкая 12-вольтовая батарейка формата 23А, которая болтается в корпусе. Отверстие под батарею расположено рядом с электродами, и туда может попасть жидкость. Цена – самая высокая в выборке, но показания – неудовлетворительные.

Продолжение – на следующей странице.


Тормозные жидкости


Примерная цена 150  ₽
Заявленная масса 455 г
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 250 ˚С
Мельчайший шрифт на задней этикетке – насмешка над покупателем: рассчитано разве что на Холмса с лупой. К самой жидкости претензий нет. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 249˚ С и 123˚ С.

Примерная цена 150 ₽
Заявленная масса 455 г
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 260 ˚С
Опять этикетка из страны лилипутов: читать невозможно. А жидкость нормальная: измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 258˚ С и 128˚ С.


Примерная цена 220 ₽
Заявленная масса 473 г
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 240 ˚С
Данных по температурам кипения на этикетке не нашли – пришлось доверять сайтам. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ой» жидкостей – соответственно 241˚ С и 124˚ С.

Примерная цена 120 ₽
Заявленная масса 0.455 rг
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 250 ˚С
Недорогая нормальная «тормозуха». Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – 242˚ С и 123˚ С.


Примерная цена 300 ₽
Заявленный объем 0,25 л
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 260˚С
С этой жидкостью тестеры врали не так активно, как с прочими. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 262˚ С и 140˚ С. Не понравилась цена.

Примерная цена 100 ₽
Заявленная масса 250 г
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 230 ˚С
Очень мелкая этикетка: нехорошо. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 231˚С и 120˚ С.


Примерная цена 1600 ₽
Заявленный объем 0,5 л
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 336 ˚С
«Гоночную» жидкость с запредельной стоимостью купили из любопытства. Но именно она стала чемпионом по узнаваемости среди тестеров! Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 330˚ С и 173˚ С.

Примерная цена 160 ₽
Заявленная масса 455 г
Заявленная температура кипения «сухой» жидкости 255 ˚С
Этикетка с описанием присутствует для галочки. Измеренные температуры кипения «сухой» и «5%-ной» жидкостей – соответственно 250˚ С и 128˚ С.


ИТОГИ


Чистую воду все тестеры забраковали, а свежие «тормозухи» – дружно одобрили.


А вот потом что-то пошло не так, как и в нашей экспертизе шестилетней давности. Как и тогда, показания тестеров стали зависеть от бренда проверяемой жидкости! К примеру, тестер «Автодело 40611» при проверке жидкостей с 3% воды решительно забраковал три флакона из восьми (G‑Energy, Liquy Moly и Motul), но при этом вообще не обнаружил воды в «тормозухе» Felix! Тестеры KING TOOL и KLAS не заметили присутствия Н2О ни в одной из тормозных жидкостей – это как?


Увеличиваем содержание воды в каждой из тормозных жидкостей до 5%. Это – смертельный рубеж: такую «тормозуху» надо менять незамедлительно! Специально для тех, кто думает иначе, мы измерили температуры закипания обводненной жидкости – например, у лукойловской она упала до 123˚ С. Такой состав закипит при первой же городской поездке.



Но тут приборы окончательно признались в своей некомпетентности.  Ни один из тестеров не нашел криминала в жидкостях Felix, G‑Energy, Hi-Gear, Luxе и Rosdot! Зато разбавленный Liqui Moli увидели сразу пять приборов, а Motul – даже шесть.


Чуть лучше других проявил себя тестер IC‑150, который при проверке криминально разбавленных жидкостей дал хотя бы три правильных ответа, угадав Лукойл, Liqui Moli и Motul. Остальные не смогли даже этого.






 



С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ

Утечка жидкости из гидравлической системы – это риск не остановиться в нужный момент. Но ехать автомобиль при этом способен. Однако существует система, где негерметичность привода делает поездку в принципе невозможной. Это – пневматическая тормозная система большинства грузовых автомобилей и автобусов. Там тормозные колодки в исходном состоянии прижаты мощными пружинами, и только сжатый компрессором воздух, поданный в пневмокамеры, отводит их от дисков или барабанов. Чтобы переместить такой грузовик с незаведенным двигателем, на всех колесах нужно механически разблокировать тормоза.

ТОРМОЗА И САМОЛЕТЫ


Изобретателем гидравлической системы тормозов считают Малкольма Локхида – того самого, кто основал фирму Lockheed. Столетие назад он получил несколько патентов, а знаменитый Duesenberg Model A оснащался такими тормозами серийно. Гидравлическая жидкость производилась на основе растительного масла.

Что в сухом остатке

Мы полагаем, что подобные результаты – следствие того, что тарировка тестеров проводилась их разработчиками на какой-то определенной тормозной жидкости. Еще в прошлой экспертизе мы указывали, что разброс проводимости у новых жидкостей разных брендов может быть двойным – от 7–9 мкСм/м до 17–20 мкСм/м. Одни и те же показатели могут быть нормальными для одного продукта, но провальными для другого.


Порочен сам принцип оценки «влажности» тормозных жидкостей. Он мог бы использоваться, если бы все тормозухи делались по единому рецепту. На практике картина иная.


Ни один прибор не пригоден для использования и не может быть рекомендован к покупке. Разве что в ситуации, когда вы залили, к примеру, Motul, а в вашем распоряжении оказался тестер IC‑150, который нормально работает именно с такой жидкостью. Но откуда это знать? Указаний на конкретные марки «тормозухи» ни одна из инструкций ­к приборам не содержит.


А к самим жидкостям претензий нет. Температура кипения у всех – и дешевых, и дорогих, – соответствует заявленной. Выделим разве что Liqui Moli и Motul – просто потому, что некоторые приборы всё-таки распознали степень их разбавленности.


Счастливого пути и хороших тормозов!



  • Как совместить шиномонтаж с диагностикой, узнайте тут.
  • Тормозные шланги, диски, колодки, пыльники надо регулярно осматривать и при нарушении целостности незамедлительно заменять.
  • При любых неисправностях тормозной системы используйте Cyclo Brake & Parts Clean Low Odor. Средство подходит для очистки и обезжиривания любых механических деталей от масел, технических жидкостей, тормозной пыли.

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
09.04.2021
Фото: Садков Георгий
Поделиться: