Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»

Все тормозные жидкости одного и того же класса совместимы между собой. А отличаются ли они друг от друга? Ответ на этот вопрос дают эксперты «За рулем».

Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.

Что и зачем мерили

Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды.

Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.

Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи. Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром.
Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»…
Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»…

Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при –30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера – просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время – выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости – ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно.

Шариковый вискозиметр покажет, с какой жидкостью легче будет нажимать педаль на морозе.

Какую купить?

Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, – разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Лукойл DOT 4, Россия
Лукойл DOT 4, Россия

Примерная цена 105 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 164 °С

Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения – средний результат. По вязкости на морозе – второе место. По сумме баллов – победа.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Castrol DOT 4, ЕС
Castrol DOT 4, ЕС

Примерная цена 405 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 257 / 167 °С

Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место – в середине таблицы.


Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Felix DOT 4, Россия
Felix DOT 4, Россия

Примерная цена 115 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 159 °С

Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме – в середине «табели о рангах».

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Liqui Moly, Германия
Liqui Moly, Германия

Примерная цена 245 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 272 / 177 °С

В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Luxe DOT-4, Россия
Luxe DOT-4, Россия

Примерная цена 70 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая – по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов – предпоследнее место.


Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Mobil DOT 4, ЕС
Mobil DOT 4, ЕС

Примерная цена 345 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 268 / 174 °С

Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Motul DOT 3&4, Франция
Motul DOT 3&4, Франция

Примерная цена 490 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 270 / 175 °С

Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место.


Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Ravenol DOT 4, Германия
Ravenol DOT 4, Германия

Примерная цена 325 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 163 °С

Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог – восьмое место.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Rosdot DOT 4, Россия
Rosdot DOT 4, Россия

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 246 / 160 °С

Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог – седьмое место.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»Zalmer DOT4, Россия
Zalmer DOT4, Россия

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге – в хвосте таблицы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4

Температура кипения
«сухой» жидкости*

Приведенная низкотемпературная вязкость**

Приведенная стоимость единицы продукции

Итоговый балл

°С

Промежуточный балл

с

Промежуточный балл

Промежуточный балл

Лукойл DOT 4

252

2,0

14

4,7

5

3,9

Castrol DOT 4

257

2,8

15

4,4

2,8

3,3

Felix DOT 4

245

1

18

3,5

4,9

3,1

Liqui Moly

272

5

16

4,1

2,2

3,8

Luxe DOT-4

245

1

23

1,9

4,8

2,6

Mobil DOT 4

268

4,4

18

3,5

3,3

3,7

Motul DOT 3&4

270

4,7

16

4,1

2,2

3,7

Ravenol DOT 4

252

2,0

13

5

1

2,7

Rosdot DOT 4

246

1,1

21

2,5

4,7

2,8

Zalmer DOT4

245

1

26

1

4,7

2,2

* Больше – лучше. ** Меньше – лучше.

Наш комментарий

В процессе эксплуатации тормозная жидкость имеет право изменить цвет. Этому поспособствуют сильный нагрев, окисление, продукты износа и коррозии, а также взаимодействие с резиновыми деталями тормозной системы автомобиля. Изменение цвета не влияет на работоспособность.

Одобрение заводов изготовителей автомобилей на этикетках флаконов с тормозухой нам не встречалось. Это объяснимо: поскольку объемы выпуска тормозных жидкостей значительно меньше, чем у тех же моторных масел, проводить дорогосто­ящие испытания автопроизводителям экономически нецеле­сообразно.

Счастливого пути и надежных ­тормозов!


Подпишитесь на «За рулем» в