Примитивная, но передовая: очень важная машина 1957 года рождения
После Великой Отечественной в СССР, по официальной статистике, было более двух миллионов инвалидов. А единственным транспортом для них с 1951 года стали примитивные трехколесные, тихоходные и неудобные мотоколяски.
Лишь в 1957 году в производство пошла более приличная четырехколесная машина С3А.
Крохотную и вроде бы совсем простенькую мотоколяску, разработанную Серпуховским мотоциклетным заводом совместно с НАМИ, отличали, как ни странно, передовые технические решения.
С 1962 года устанавливали двигатель ИЖ‑56 с увеличенной степенью сжатия (6,8) и мощностью 13 л. с. при 4200 об/мин. Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач (4,32/2,24/1,4/1,0).
Тысячи мелочей
Вскоре после начала производства С3А проектировщики НАМИ предложили модернизированную мотоколяску С4А. На машине появилась пластиковая приклепанная к кузову крыша, гидравлические тормоза, задняя торсионная подвеска. Но в серии остался самый простой и дешевый вариант.
Конечно, модель С3А была космически далека от совершенства, хотя и парадоксально впитала передовые конструктивные элементы – переднюю независимую подвеску и реечное рулевое управление. А для сотен тысяч инвалидов и такой, к тому же бесплатный, автомобиль был радостью.
До 1970 года изготовили более 200 тысяч мотоколясок С3А всех модификаций.
- Полная история мотоколясок тут.
Фото: из архива «За рулем»