Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Примитивная, но передовая: очень важная машина 1957 года рождения

Эксперт «За рулем» изучил конструкцию серпуховской мотоколяски.
Полная версия

После Великой Отечественной в СССР, по официальной статистике, было более двух миллионов инвалидов. А единственным транспортом для них с 1951 года стали примитивные трехколесные, тихоходные и неудобные мотоколяски.

Лишь в 1957 году в производство пошла более приличная четырехколесная машина С3А. 

Крохотную и вроде бы совсем простенькую мотоколяску, разработанную Серпуховским мотоциклетным заводом совместно с НАМИ, отличали, как ни странно, передовые технические решения.



С 1962 года устанавливали двигатель ИЖ‑56 с увеличенной степенью сжатия (6,8) и мощностью 13 л. с. при 4200 об/мин. Двигатель работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач (4,32/2,24/1,4/1,0).




Тысячи мелочей

Вскоре после начала производства С3А проектировщики НАМИ предложили модернизированную мотоколяску С4А. На машине появилась пластиковая приклепанная к кузову крыша, гидравлические тормоза, задняя торсионная подвеска. Но в серии остался самый простой и дешевый вариант.


Конечно, модель С3А была космически далека от совершенства, хотя и парадоксально впитала передовые конструктивные элементы – переднюю независимую подвеску и реечное рулевое управление. А для сотен тысяч инвалидов и такой, к тому же бесплатный, автомобиль был радостью.

До 1970 года изготовили более 200 тысяч мотоколясок С3А всех модификаций.

  • Полная история мотоколясок тут.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
08.08.2023
Поделиться: