Моторы удалось пристроить
Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин сообщил, что автозавод намерен выпускать сельскохозяйственные тракторы в партнерстве с итальянской компанией Landini. По его словам, ради расширения производственной программы КамАЗ готов выделить площади под сборку тракторов; производимую технику намечено комплектовать собственными силовыми агрегатами. Пока не ясно, будет ли это совместное с Landini предприятие и станет ли КамАЗ импортировать машинокомплекты из Италии. Однако известно, что Landini согласилась выпускать будущие тракторы под брендом «КамАЗ». Других подробностей проекта господин Когогин не раскрыл. Сообщил лишь, что бизнес-план будет готов к середине лета (пока стороны подписали только протокол о намерениях), и уточнил, что КамАЗ «интересует производство 1–2 тыс. тракторов в год». Двигатели будет поставлять, скорее всего, совместное предприятие КамАЗа и Cummins (США), созданное в январе прошлого года. «Интересы КамАЗа просты: мы можем частично использовать свои площади и расширить возможности применения собственных агрегатов», – пояснил Сергей Когогин.
Между тем источник в правительстве Татарстана утверждает, что к разработке тракторного проекта с Landini КамАЗ подтолкнули «сложности с запуском в серию нового грузового автомобиля модели 4307 (принципиально новая разработка КамАЗа; грузоподъемность 3,5 т. – Е.П.)». Эта модель должна была комплектоваться американским двигателем Cummins мощностью до 175 л.с., объемы сборки которого на СП «КамаCummins» в этом году составят 2,7 тыс. штук. Сейчас проект «4307» заморожен, и часть произведенных двигателей – до 1,2 тыс. штук – будет направлена на производство тракторов Landini. Таким образом, итальянские тракторы фактически должны заместить среднетоннажные грузовики, ради которых КамАЗ организовал СП «КамаCummins».
Заместитель гендиректора КамАЗа Ахат Урманов подтвердил, что проект «4307» приостановлен. Впрочем, он уточнил, что помимо поставок для Landini российско-американское СП сможет поставлять двигатели для другой модели КамАЗа – 4308 (грузоподъемность 5,5 т; в 2007 году будет собрано 1,5 тыс. машин этой модели).
Маневр, обеспечивающий сохранение прежних объемов сборки на СП «Кама-Cummins» носит временный характер. По плану СП должно выпуститьв будущем году 12 тыс. двигателей, но ясности с их потребителями пока нет. Предварительные переговоры КамАЗа с «РусПромАвто» о поставках двигателей Cummins на конвейер коммерческих автомобилей марки ГАЗ оказались нерезультативными.
Как заявил пресс-секретарь «РусПромАвто» Владимир Торин, его компания не заинтересовалась двигателями Cummins, так как занята созданием собственной линейки силовых агрегатов разной мощности.
Отраслевых экспертов не удивляет намерение Landini открыть в России сборочное производство. По данным Союзагромаша, с 2003 по 2006 год объем российского рынка сельхозтехники в стоимостном выражении удвоился и достиг 3 млрд. долларов, из которых на тракторы пришлось 230 млн. Вместе с тем отмечается, что у проекта Landini есть свои риски, которые связаны с тем, что компания выпускает в основном колесные тракторы средней мощности (80–150 л.с.). Главным поставщиком подобных машин в Россию является Минский тракторный завод, который, как утверждают, власти Белоруссии поддерживают дотациями. И вряд ли трактор Landini будет дешевле машин МТЗ.