Черная магия
SAAB – это дорого и… скучно. Возможно, вам приходилось встречать такое мнение. «На машинах этой марки в Европе ездят обеспеченные люди самых занудных профессий: дантисты, юристы и преподаватели» – так однажды сказал один мой знакомый. Все ясно, SAAB он видел однажды, издалека и в темноте. В ином случае поменял бы мнение на противоположное. Любому сааберу близок этот феномен: при шапочном знакомстве «шведский самолет» может и не понравиться, но чем дольше с ним общаешься, тем глубже западает в душу (главное здесь то, в каком она – душа – состоянии). И профессия тут совершенно ни при чем, ведь даже дантист может быть милейшим человеком и отчаянным экстремалом. Поэтому у настоящих сааберов мнение совершенно другое.
SAAB – жутко интересно
Он интересен тем, что занимает особенную нишу в автомобильной табели о рангах, интересен своим характером (о да, у этого автомобиля есть характер!), многочисленными «фишечками» (не всегда приятными, но с ними приходится мириться), обустройством и, конечно, дизайном. Хотя есть сааберы, которым всего этого недостаточно. Они занимаются тем, что превращают свои необычные автомобили в абсолютно потрясающие. Руководит процессом Николай Борзенков, глава Speedparts Russia, автор и владелец бренда NGB Performance. Если вам требуется тюнинг SAAB – это к нему.
Тюнинг у Николая правильный. Внешними модификациями он занимается по остаточному принципу, в первую очередь его интересуют технические достижения. И если самый мощный двигатель стандартного SAAB располагает 250 силами, Николай строил машины за 400 л.с. Это легко подтвердить, ведь любой его проект завершается испытанием на мощностном стенде. Более того, как правило, автомобили Speedparts Russia посещают динамометр не однажды.
Измерения Николай предпочитает проводить в «Лукас-Турбо»: здесь установлен высокоточный динамометрический стенд Dynapack 4000, позволяющий снимать данные со ступиц автомобиля, исключая погрешность на проскальзывание шин. Кроме того, в отличие от привычных «барабанов» здесь нет риска схода машины со стенда и меньше шума. Услуга «Лукас-Турбо» пользуется популярностью, и найти окно в расписании замеров бывает нелегко. Кроме того, фирма недавно переехала, так что специалистам приходится не только работать, но и обживаться на новом месте.
Тем не менее нам удалось замерить не одну, а две машины! Наше появление на Каширке было весьма эффектным: на площадку перед боксом один за другим вкатились два черных SAAB 9-5. Один – уже знакомый нам «Тролль» 2002 года, второй – с ним только предстояло познакомиться – седан 1998 года (9-5 первого поколения).
Первый пошел!
Первым на замер встал «Тролль» (имя автомобилю досталось от швейцарского ателье Hirsch Performance, выполнившего часть тюнинга). Николай отрегулировал давление наддува. Оператор нашел в памяти компьютера результаты октябрьского замера, внес коррективы, и «процесс пошел». По ходу замеров несколько раз пришлось колдовать с давлением. Вердикт – 352 л.с. и 560 Н.м. Неожиданно,ведь в предыдущем случае было 381 л.с. и 546 Н.м. Оказалось, раньше замеры проводили при пиковом давлении – 2,2 бара. Теперь же было установлено 1,85. Но не это главное. Владелец машины хотел сделать ее более удобной для повседневного использования и поэтому просил Николая «поднять» низы и середину. Именно это и было итогом работы: кривая ВСХ сместилась относительно старой на 1500 оборотов ниже. Теперь максимальная мощность и момент доступны с 3000 оборотов. Чтобы добиться такого результата, Николай доработал головку блока, заменил выпускные клапаны (поставил увеличенные на 4 мм), установил более производительные форсунки (630 вместо 530 мл/мин), переписал программу управления. Попутно заменил сцепление, установив корзину SPEC Stage 4, рассчитанную на момент в 560 Н.м. Вместо стандартного шкива коленвала поставил облегченный на 2,2 кг, который должен был обеспечить двигателю легкий выход на высокие обороты и меньшую инерционность при сбросе «газа». Это изделие Николай заказал у одного из азиатских тюнеров SAAB, но после одобрения у специалистов российского оборонного предприятия, подтвердивших качество и высокие характеристики.
В дополнение ко всему заменил тормоза. И ранее они были совсем не хилыми: 4-поршневые «машинки» AP-Racing, диски диаметром 330 мм спереди. Но владелец хотел еще усилить систему, и теперь на его машине 6-поршневые суппорты NGB Performance и 336-миллиметровые перфорированные диски. Эту модификацию, равно как и установку увеличенного заднего стабилизатора, предстояло оценить позже, после замера второго 9-5.
Второй пошел!
Второй 9-5 интересен тем, что в «прошлой жизни» его двигатель относился к категории LPT (Lоw Pressure Turbo) и развивал 185 л.с., а коробка была… автоматической. Владелец Павел наслаждался спокойной, комфортной ездой до тех пор, пока коллега не приобрел 9-5 Aero. Павел прокатился на этой машине и потерял покой: отличие было поразительным. Но менять свою машину не захотел – состояние кузова было прекрасным, да и сдержанный внешний вид вполне устраивал. Aero все-таки заметнее… Так Павел попал к Николаю. Тот сразу оценил потенциал машины и сообщил, что максимум, который можно выжать из такого агрегата без явного риска, – 260 л.с. и 380 Н.м. Большего «автомат» не переварил бы. Результатом было неожиданно кардинальное решение – замена коробки на механическую и форсировка двигателя до 300 сил. Тюнинг обрушился на неновый 9-5, как извержение вулкана…
Его хозяин заболел мгновенно и тяжело. После того как проштудировал все предложения Speedparts Russia, внимательно исследовал и обсудил с Николаем все, что можно поставить на 9-5.
В результате автомобиль получил новую головку блока c увеличенными каналами, усиленную поршневую группу, фронтальный интеркулер и турбину Garrett GT28RS. Распредвалы 254/9.5, топливный насос повышенной производительности и форсунки 630 мл/мин, выпускную систему с трубами диаметром 3 дюйма и равнодлинным коллектором, увеличенную дроссельную заслонку и фильтр пониженного сопротивления, байпасклапан Hyperboost и масляный охладитель увеличенной пропускной способности. Степень сжатия была понижена до 7,8, а программа управления переписана в расчете на 300 л.с и 500 Н.м.
Заодно с заменой коробки в трансмиссию были внедрены самоблокирующийся дифференциал и корзина сцепления SPEC Stage 2 с кевларовым диском. Маховик Николай поставил облегченный – NGB Performance. Тогда же заменил механизм переключения передач на короткоходный.
Веря в тюнинг, владелец заказал более жесткую подвеску и тормозные 6-поршневые механизмы NGB Performance (такие же, как на «Тролле», но с суппортами красного цвета). И этот автомобиль вслед за Troll R получил несколько аксессуаров Hirsch: карбоновую накладку панели приборов, рулевое колесо, накладки педалей, колесные диски диаметром 18 дюймов. Кроме того, Павел все-таки поставил обвес от Aero.
И вот стенд, серия замеров. Здесь обошлось без сюрпризов: честные 300 л.с. и 500 Н.м, как и прогнозировалось. Благодарим специалистов «Лукас-Турбо», снимаемся со стенда и едем тестировать автомобили на ходу
Не слабое звено
«Звено» в авиации – 3–4 самолета. Третьего черного 9-5 у нас не было. Жаль: вид кортежа был бы внушительней. Впрочем, мы и так смотрелись неплохо: два серьезно заряженных черных 9-5 и пыхтящий изо всех сил «старичок» 9000 CSE. В таком составе и проникли за шлагбаум Тушинского аэродрома.
Обе рулежные дорожки были заняты, в нашем распоряжении оказалась коротковатая соединительная. Что могут эти машины на прямой, стало понятно сразу: обе разгоняются с бешеным напором и останавливаются как вкопанные. Проблема одна, давно известная, – монопривод. При интенсивном разгоне передняя часть машины разгружается, и она начинает слегка гулять из стороны в сторону. Конечно, эффект заметнее на более мощной версии. Впрочем, даже в такой ситуации оба автомобиля вполне контролируются, и, если не перебарщивать с «газом», можно получать удовольствие от быстрого, мощного старта.
Поставили «змейку» из конусов, начали проходить в одном темпе поочередно. Здесь ярко проявилось преимущество «Тролля» – большой задний стабилизатор позволял выдерживать оптимальную траекторию, проходя к конусам впритирку. На «экс-автомате» приходилось держаться от них подальше, иначе были промахи и «зацепы».
Владельцы автомобилей и Николай, вспомнив, как в том же октябре прошлого года на этом же поле выступали шведы из SAAB Performance Team, быстро сообразили, что можно попробовать исполнить пару трюков из арсенала асов. Тем более что и те были на двух черных SAAB. Конечно, ездить задним ходом бампер к бамперу и разворачиваться на 1800 навстречу друг другу с ходу не рискнули, но откатать ту же «змейку», максимально сблизившись, договорились быстро. Сперва не получалось, потом пошло лучше. Но, как позже признался Павел, ему приходилось напрягаться. Николай же за рулем «Тролля» был на вид абсолютно безмятежен.
Последнее упражнение – торможение со 100 км/ч. Между конусами, где торможение должно начинаться и заканчиваться, оставили около 32 метров, приняв во внимание, что в этой дисциплине мы должны быть близки к современным спорткарам. Автомобили спортивного типа могут похвастаться показателями в 37–36 метров. К сведению, даже болиду Формулы-1 на торможение со ста требуется 18 метров. Конечно, спидометр и рулетка далеко не самые точные инструменты, но обе машины выполняли установленный норматив даже после серии остановок – раз по семь подряд. Изменили тактику и проверили, насколько точно можно управлять торможением. Требовалось выполнить «финиш базой» со 100 км/ч. Получилось! Даже с нагретыми тормозами проблем не было. Останавливаться можно было с точностью до десятка сантиметров.
Пришли к простому выводу: несмотря на высокую мощность, оба автомобиля вполне дружелюбны к водителю, и тот будет чувствоватьсебя пилотом, только если сам того захочет. И конечно, не камикадзе, ни в коем случае – машины внушают чувство уверенности. Трехсотпятидесятисильная, правда, азартнее, но в пределах разумного. В общем, хороши. Доказали, что SAAB – это совсем не скучно. Но есть одно но: первая часть формулы – дорого. Тюнинг в принципе к дешевым удовольствиям не отнесешь, а у этих двух проектов бюджет и вовсе нереальный. Павел потратил на свою машину деньги, которых хватило бы для покупки еще пары таких же в базовом варианте, а «Тролль» практически сравнялся по цене с Audi RS6. И все же владельцы довольны. Эти автомобили для них любимые игрушки, они получают удовольствие. Ведь для того, чтобы просто ездить, есть другие машины. А эти – особенные.
Николай же готовит с одним из них новый проект: SAAB 9-5 Twin Turbo с полным приводом! Возможности монопривода он считает исчерпанными. Кузов седана будет облегчен, в салоне два места, под капотом 530 сил. Автомобиль выходного дня для человека скучной профессии