"испорченный" полис
"Синие", страховые агенты, естественно, пытаются выманить из карманов автолюбителей как можно больше денег. Задача "зеленых", автолюбителей, противоположная - максимально сэкономить. И в том, и в другом лагере есть "бойцы", которые нарушают правила, причем грубо - например, кто-то из автовладельцев пытается при помощи страхового полиса сколотить некий капиталец. Страховщики тоже далеко не всегда играют по-честному.
ХОЗЯИН ГРАНИЦЫ
Ни для кого не секрет, что в Законе пока немало "дыр" - пунктов, которые можно толковать по-разному. Один из таких - коэффициент зависимости суммы страхового взноса от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. В Постановлении № 264 от 7 мая 2003 г. нет ни слова о том, скольких человек автовладелец имеет право вписать в полис, если решит ограничить количество людей, которым доверяет место за рулем своего автомобиля. Как шутят в Российском союзе автостраховщиков, теоретически можно внести в список всех жителей своего города - окончательная сумма от этого не изменится. Тем не менее, многие компании самовольно решили, что их клиенты имеют право вписать в полис только пятерых потенциальных водителей. Почему пять, а не шесть или десять - неясно, но цифра эта пошла гулять по компаниям, и нарушают Закон теперь не только "мелкие" страховщики, которые за полгода успели продать всего несколько десятков полисов ОСАГО, но и весьма уважаемые фирмы.
Немало жалоб и на работу страховых компаний на таможенных переходах на границах России - вплоть до того, что недавно с ними начало разбираться Министерство по антимонопольной политике. Типичный пример: в редакцию позвонил читатель С. и рассказал, что живет на Украине, у самой границы, а теща, пожилая, больная женщина, в нескольких десятках километров, но уже в России. Пересекать границу за рулем ему приходится часто. К тому, что придется оформить полис ОСАГО, С. был готов (читает наш журнал), даже высчитал примерную сумму, в которую должна обойтись страховка. Каково же было его удивление, когда страховщики назвали цифру, в несколько раз большую! Почему-то коэффициент зависимости от срока страхования на максимально предусмотренные Законом шесть месяцев они посчитали как два, хотя в Постановлении № 264 эта величина равна 0,7. Но на этом участке границы фигурировала лишь одна страховая компания, а больная женщина ждать не могла, и пришлось выложить за полис сумму, названную страховщиком...
Нередко среди страховых агентов попадаются и такие, кто плохо знает Закон. Один наш самарский читатель купил автомобиль в Москве, здесь же решил приобрести полис ОСАГО, чтобы без проблем доехать до дома и тут же зарегистрировать автомобиль. Прямо в салоне ему оформили полис на месяц, заверив, что на месте этот документ ГИБДД вполне устроит. Между тем в пункте 3 ст. 10 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" сказано, что при покупке ТС его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации автомобиля. Но, прибыв туда, перед тем как пройти регистрацию, он должен оформить страховку уже на год - "месячный" полис в органах ГИБДД - увы! - не примут...
СООБРАЗИМ НА ТРОИХ
Впрочем, многие автолюбители тоже в долгу не остаются и готовы надуть глупых страховщиков. Самое интересное, что делают они это с помощью... тех же агентов страховых компаний. Наверняка, многие видели в Интернете и в объявлениях, расклеенных на столбах, предложения купить полис ОСАГО за... 500 руб. К счастью, прошли времена, когда за эти деньги жаждущим продавали ксероксные цветные копии - отличить реальный полис от подобной подделки может даже слепой. Теперь, выложив 500 руб., вы получите НАСТОЯЩИЙ полис, который, однако, до этого был списан как "испорченный" или "потерянный" в какой-нибудь страховой компании.
Случается, что к участию в своих "играх" страховые мошенники подключают работников ГИБДД. Действуют по такой схеме: один из участников спектакля покупает какой-нибудь дешевый отечественный автомобиль и страхует обязательную и добровольную гражданскую ответственность. Другой приобретает изрядно побитую иномарку из дорогих (например, "Мерседес" или вседорожник). Через несколько дней ВАЗ въезжает в иномарку, и гаишник, принимающий участие в спектакле, фиксирует полученные дорогой машиной старые раны, как следы только что произошедшей "аварии". Страховая компенсация, которую получает владелец иномарки, затем делится между всеми героями представления.
Кстати, благодаря имеющемуся в Законе положению о возмещении ущерба, нанесенного здоровью, шансы подзаработать на "наивности" страховщиков появились и у пешеходов. По мнению экспертов, страховые компании скоро могут столкнуться с поддельными справками о получении увечий в результате бутафорских наездов и аварий. Так что гражданин О. Бендер, попавший под лошадь, покажется просто мальчиком...
Посоветовать можно только одно: будьте бдительны. Внимательно читайте условия договора, который заключаете; нелишне хотя бы ознакомиться и с самим Законом. Как показывает практика, элементарная юридическая грамотность часто оберегает от многих моральных и материальных потерь.