Серьезные лица

Серьезные лица

В сегодняшний обзор попали три популярные модели со вторичного рынка – все как на подбор крепко сбитые, довольно компактные, с мужественной внешностью настоящего внедорожника. Это Suzuki Grand Vitara, Land Rover Freelander, Ford Maverick. Если повезет, можно найти четырехпятилетку в хорошем состоянии по стоимости нового автомобиля гольф-класса. И многие наверняка предпочтут «проходимца»: все-таки прочный кузов, полный привод, большой клиренс… Строго говоря, только Grand Vitara первого поколения из стана джипов – скроенный по классическим рецептам рамный внедорожник. Что касается Freelander и Maverick, то под обликом мачо скрывается паркетник с выносливым, впрочем, шасси. Попробуем прикинуть, к каким расходам надо быть готовым после покупки...

Внедорожная порода

Suzuki Grand Vitara

«Гранд» пришел на смену «просто» Vitara в 1999 году. Тесную трехдверку можно назвать машиной для эгоистов – спереди просторно, а сзади будет комфортно только подросткам. Зато 5-дверная модификация вполне соответствует понятию семейного автомобиля: на заднем диване вольготно устроятся двое взрослых, правда, для поклажи места маловато. В 2001 году модельная гамма пополнилась удлиненной версией XL-7, которая вмещает семь человек на трех рядах сидений за счет увеличенных колесной базы и заднего свеса. По размерам и оснащенности XL-7 метит выше, в сегмент среднеразмерных внедорожников.

Комплектация

Российские дилеры торговали машинами японской сборки в европейской комплектации. Она предполагает ABS, кондиционер, фронтальные подушки безопасности, иммобилайзер, электропакет (кроме кресел), подогрев сидений и боковых зеркал, центральный замок и аудиоподготовку. После модернизации 2002 года вместо кондиционера появился климат-контроль. Grand Vitara из Америки поступают к нам практически в аналогичной комплектации, но зачастую без ABS.

Suzuki Grand Vitara собирают не только в Японии, но и в Канаде. На канадском заводе из тех же комплектующих делают еще и Chevrolet Tracker. Он отличается от Suzuki решеткой радиатора, боковыми молдингами и отсутствием пластмассовых расширителей колесных арок, а стоит значительно дешевле. Имейте в виду, что «американки» Grand Vitara с мотором V6 могут оказаться без полного привода. В России Suzuki с такой трансмиссией официально не продавались.

Двигатель

На вторичном рынке преобладают американские версии Grand Vitara с V6, реже встречаются 2-литровые «четверки». Оба мотора долговечны и надежны. В приводе ГРМ u1080 используется цепь, которая служит больше 200 тыс. км.

«Янки» подкупают заманчивой ценой, но обычно загнаны больше, чем машины из Европы или России. При выборе американской Grand Vitara не поленитесь проверить, нет ли на внутренней стенке клапанной крышки масляных отложений. Для этого достаточно пальцем снять пробу масла через маслозаливную горловину. Если оно загустело до состояния сметаны или, того хуже, гуталина – даже не продолжайте торг. Этот двигатель болен, и, возможно, раком.

В системе выхлопа «шестерки» нередко прогорает гофра глушителя. Обновление детали с комплектом колец, прокладок, пружин и крепежа облегчит карман на 13 400 руб. У 2-литрового мотора другая проблема: не очень надежен водяной насос. Порой его приходится менять через 50 тыс. км. На новых машинах, приобретенных в России, этот дефект ликвидировали по гарантии, а на подержанных замена помпы будет стоить 4700 руб.

Ходовая часть

Выбирая Grand Vitara, можно самостоятельно проверить состояние полноприводной трансмиссии. Для этого надо вывернуть колеса до упора и резко тронуться с места. Рывки и удары известят о загубленном редукторе переднего моста. Есть еще один способ проверки. Надо поднять машину на подъемник и покачать руками правый передний привод – его сильный люфт предскажет скорую кончину редуктора. Ремонт вместе с запчастями обойдется в 50 000 руб. Коробки передач живучи. «Механика» не блещет четкостью переключений, зато отличается образцовой надежностью. Сцепление при аккуратном обращении может прослужить 150 тыс. км, а то и больше. Комплект деталей для его замены стоит около 10 000 руб., а за работу придется отдать 5000 руб.

Претензий к шасси практически нет. Все детали и узлы исправно отрабатывают положенный им срок. Самые уязвимые элементы подвески – стойки и втулки стабилизатора, они выдерживают в среднем 70 тыс. км. Амортизаторы меняют обычно после 120 тыс. км, а передние тормозные колодки ходят до 30 тыс. км.

Денди лондонский

Land Rover Freelander

В модельной гамме Land Rover место компактного внедорожника оставалось вакантным до 1998 года, когда его занял Freelander. Было разработано три типа кузова: 3-дверный открытый Softback со съемным мягким верхом, а также 3- и 5-дверный универсалы – соответственно Hardback и Station Wagon. Последний вариант самый популярный.

Комплектация

В базовом Freelander, привезенном из Европы, гарантированно будут ABS, противобуксовочное устройство, пара подушек безопасности, аудиосистема, электропривод передних и задних стекол, а также боковых зеркал с обогревом. С 2002 года стандартная версия стала обозначаться инициалом Е. Версия S дополняет базовую кондиционером и литыми дисками. Салон внедорожника в варианте SE щеголяет кожаной отделкой и вставками под светлый металл. Исполнение HSE подразумевает более богатое оформление интерьера и 17-дюймовые литые диски Sport. Версия располагает дисками 18 дюймов, более жесткой и короткоходной подвеской и специальным обвесом. У нас на вторичном рынке немало прилично оснащенных машин из Нового Света. «Фрилэндеры», купленные новыми у российских дилеров, отличаются неплохой комплектацией, практически повторяющей европейскую. На всех наших машинах обязательно есть еще пара электронных систем, они здорово выручают асфальтовый джип на бездорожье. Это Electronic Traction Control, который предотвращает пробуксовку ведущих колес, а также HDC (Hill Descent Control), облегчающая спуск на крутом склоне.

Двигатель

Выбирать Land Rover Freelander придется в основном из двух модификаций – с 1,8-литровой «четверкой» или с V6. Облюбовав автомобиль с 1,8-литровым двигателем, настаивайте на проведении профессиональной диагностики до покупки. Для темпераментной езды 120 «лошадок» не вполне хватает, при постоянной работе на пределе могла прогореть прокладка головки блока. Впрочем, и меланхоличная манера езды не всегда спасала от этого недуга, особенно на машинах первых лет выпуска. Самостоятельно этот дефект определить практически невозможно, и пренебрежение диагностикой может обойтись примерно в 25 000 руб., выброшенных позднее на ремонт.

Шестицилиндровый мотор механики жалуют больше. Хронических болезней он практически лишен. Правда, на машинах с V6 при движении зимой в пробках, с включенными фарами, кондиционером и т.д. быстро садится аккумулятор.

Оба мотора имеют зубчатый ремень в приводе газораспределительного механизма, замена которого производится в среднем через 80 тыс. км. Российские дилеры предпочитают уменьшить этот срок до 60–70 тыс. км, хотя в Европе промежуток между заменами ремня существенно выше. Свечи зажигания на нашем бензине редко выдерживают больше 30 тыс. км.

Ходовая часть

Land Rover Freelander в обычном режиме движения – переднеприводный автомобиль: большая часть крутящего момента подается на передние колеса, а при их пробуксовке подключаются задние. Трансмиссия довольно проста и как следствие – надежна и беспроблемна. Правда, на машинах 1998 года выпуска подвесные подшипники карданного вала выхаживали всего лишь около 30 тыс. км. После доработки узла срок службы существенно увеличился. На застрявшем наглухо в грязи Freelander нельзя долго буксовать, лучше сразу идти за подмогой. В противном случае готовьте денежки на установку новой вискомуфты взамен сгоревшей (от 28 000 руб.).

Шасси не разорит владельца чрезмерными тратами. Даже стойки и втулки стабилизатора выдерживают 60–70 тыс. км. Исключение составляют самые старые машины, у которых u1101 эти элементы шасси загибались после 30 тыс. км пробега. Смена поставщика решила проблему. Примерно 60–70 тыс. км работают рулевые наконечники, после их замены, как правило, приходится выставлять углы развала и схождения колес (плюсуем 2700 руб.).

Американский задира

Ford Maverick

Второе поколение Ford Maverick выпускали с 2001 года на американском заводе в Канзас-Сити, вместе с его братцем-близнецом Escape. Различия между ними в нюансах. Например, у адресованного европейцам Maverick полный привод, а базовый вариант Escape шел на американский рынок переднеприводным. У модели внешность типичного внедорожника, крепкий несущий кузов и независимые подвески всех колес. Осенью 2003 года автомобиль подвергся рестайлингу. Из изменений в салоне стоит отметить ушедшую в прошлое подрулевую кочергу селектора коробки-«автомата», иной дизайн центральной консоли, более удобные передние кресла.

Комплектация

Вторым владельцам Ford Maverick/Escape не придется жаловаться на скромное оснащение автомобиля. Например, уже в базовом исполнении Maverick числятся ABS с системой распределения тормозных усилий, четыре подушки безопасности, электропривод всех стекол и зеркал с обогревом, литые диски колес, противотуманные фары и кондиционер. Версия Highclass дополняет стандартную электролюком в крыше и кожаной отделкой салона. После рестайлинга в стандартном исполнении стало шесть подушек безопасности, а в варианте Highclass появились спортивные передние кресла. Шестицилиндровые модификации Ford Maverick в комплектации Limited щеголяют натуральной кожей и вставками под дерево в отделке салона, а также люком с сервоприводом. Американские версии Escape существуют в трех основных исполнениях: XLS, XLT и Limited, которые практически не отличаются от европейских аналогов.

Двигатель

Фордовские двигатели серии Zetec проверены временем и за долгие годы производства доведены практически до совершенства. Механики не припомнят за ними ни одной хронической хандры. Обычно к сбоям в работе мотора приводит бодяжный бензин. Ремень ГРМ в российских условиях эксплуатации предписано менять не реже чем через 60 тыс. км (ролики не выдерживают больший срок).

Трехлитровый V6 грешит преждевременным выходом из строя катализатора отработавших газов. Распознать неисправность легко – машина перестает набирать скорость. Замена нейтрализатора стоит недешево, около 55 000 руб., но с ней лучше не медлить. Загвоздка в том, что разрушенный катализатор способен покромсать цилиндро-поршневую группу двигателя. В таком случае потребуется замена блока в сборе, что означает совсем другие расходы…. Если в моторе появился стук, скорее всего, придется менять болты крепления левой крышки распределительного вала (постели, как ее называют механики). Ремонт будет стоить от 8000 руб. Нередко заедает трос привода дроссельной заслонки. Замена – примерно 4500 руб. Еще одна статья расходов – дорогие свечи зажигания с платиновым электродом. Зато в приводе механизма газораспределения мотора V6 работает прочная и очень долговечная металлическая цепь.

Ходовая часть

На 2-литровых модификациях Ford Maverick/Escape часто ломается пластиковый шток рабочего цилиндра сцепления. Отдельно шток не приобрести, приходится менять рабочий цилиндр в сборе. За деталь на сервисе возьмут более 6000 руб., а работа потянет еще на 1000 руб. Механическая коробка передач достаточно надежна и долговечна. Правда, ходы рычага покажутся некоторым водителям слишком большими.

С 4-ступенчатой коробкой-«автоматом» не исключены серьезные проблемы. В сильные морозы АКП может выйти из строя. Причина поломки до конца не выяснена, но сервисмены утверждают, что в коробку на заводе заливали трансмиссионную жидкость, не соответствующую российским условиям. Попросту говоря, слишком густую. Одно утешение – этот агрегат не очень сложен конструктивно и наши мастера научились успешно его ремонтировать. Правда, переборка «автомата» выльется как минимум в 75 000 руб., но все равно это в два-три раза дешевле покупки нового.

Надо сказать, что по затратам на шасси Maverick не обременительнее обычной легковушки. Амортизаторы гарантированно выдерживают 60 тыс. км. Правда, их замена выльется в немалые 10 000 руб. вместе с работой. Столько же прослужат и стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Остальные замены в ходовой носят плановый характер. Что касается задней подвески, то многие владельцы по ошибке обновляют сайлент-блоки рычагов из-за несильных стуков, которые издает редуктор заднего моста (что считается нормой) при движении на малой скорости с вывернутыми до упора колесами. Ведь при нормальной эксплуатации они проходят 120–150 тыс. км.

Подпишитесь на «За рулем» в