Сервис решает всё?
Сейчас, по неполным данным (официальной статистики по этому виду деятельности нет), в России около 17 000 всех автосервисов, представленных в основном частными предприятиями. Соотношение сервисных центров к количеству обслуживаемых машин составляет всего 10%, в Европе – 80% (речь идет о неавторизованных центрах). Если не увеличить количество сервисов, ситуация будет ухудшаться, аналогично ситуации с разрывом между резко возросшим
количеством автомобилей и недостаточно развитой сетью автодорог. Одна треть сервисов осуществляет ремонт в неприспособленных помещениях, более половины неавторизованных сервисов не имеют нормального технологического оборудования, но к ним обращаются клиенты, так как их расценки ниже, чем в авторизованных центрах. И пока не будет федеральных регламентов по техническому обслуживанию, «вольные» сервисы будут иметь возможность демпинга.
У независимых центров нет связи с производителями, они не уверены в своем завтрашнем дне – отсюда нежелание вкладываться в оборудование и оснастку, повышать качество обслуживания. А усложнение конструкций автомобилей, компьютеризация процессов управления и диагностирования техсостояния, повышение требований дорожной и экологической безопасности требуют высоких стандартов обслуживания вне зависимости от того, где расположен сервисный центр – в Москве, в малом городе или сельской местности. Следует отметить, что даже у лидеров «Большой семерки» число авторизованных центров едва переваливает за третий десяток, а об обеспечении доступности сервиса перевозчикам из большинства регионов России и говорить не приходится (См. перечень СТО: Scania, Volvo, MAN, IVECO, Mercedes, Renault, DAF и Ford в «Рейс» №№ 1-8 за 2007 год, Серия «Бюджетники»).
Как уже отмечалось, во многом проблемы техобслуживания – это проблемы их оснащения. Вот как характеризует ситуацию участник конференции «Рейса» Ара Тоноян, управляющий партнер фирмы «Инмарт», которая как раз занимается поставками сервисного оборудования как для крупных техцентров, так и для небольших. В своем выступлении он отметил, что обычное заявление представителей производителей о том, что они все поголовно собираются открывать крупную дилерскую сеть в регионах, сводится к тому, что эта дилерская сеть представляет собой один-два подъемника и некоторое количество мелкого инструмента.
При этом очень многие используют самодельное оборудование: встречаются самодельные окрасочные камеры, самодельные стенды для правки рам, шасси... При этом не обращается должного внимание на подбор кадров.
В результате техника обслуживается неквалифицированными специалистами и в плохих условиях. Естественно, что качество обслуживания оставляет желать лучшего.
(Полный текст статьи читайте в журнале "Рейс" №3, март 2008 г.)