Семейные ценности

Уж кажется, в насквозь утилитарном семейном классе трудно открыть Америку, но маститые автопроизводители готовы и здесь предложить свой рецепт счастья. Три популярные машины из нынешнего обзора second-hand – Volvo S60, Ford Mondeo, Honda Accord – совсем не похожи друг на друга. Роднит их разве что умение потакать драйверским амбициям водителя. А насколько серьезна разница в надежности и эксплуатационных расходах? Согласимся, для подержанного авто эти обстоятельства могут быть поважнее динамических качеств и уверенного прохождения «лосиного теста». Что ж, попробуем разобраться.

Спортивный акцент

Honda Accord

Осенью 2002 года на парижском автосалоне состоялся дебют европейской версии седана Honda Accord 7-го поколения. А весной следующего года вслед за седаном стартовали продажи универсала под именем Tourer. Обе машины созданы на общей платформе, однако универсал имеет увеличенную на 5 см колесную базу и почти на 10 см габаритную длину. Российские дилеры продавали Accord только с бензиновыми 4-цилиндровыми моторами 2.0 и 2.4 мощностью 155 и 190 л.с. С двигателями агрегатировались 5- и 6-ступенчатые механические, а также 5-ступенчатые автоматические коробки передач. Европейским покупателям также были доступны заряженный Accord EuroR с 2-литровой «четверкой» отдачей 220 л.с. и турбодизельная модификация 2.2 мощностью 140 л.с.

В прошлом году Accord подвергся незначительной модернизации. Автомобиль стал выглядеть респектабельнее благодаря обновленным бамперам, фарам и более массивной решетке радиатора с горизонтальной хромированной полосой. Есть новшества в салоне, более богатой стала комплектация.

Комплектация

В Европе и России продавались седаны и универсалы Honda Accord практически идентичных уровней оснащения Comfort, Sport, Executive и Type S. Начальный вариант Comfort предлагает ABS с распределением тормозного усилия по осям, шесть подушек безопасности, электроприводы стекол и зеркал с обогревом, довольно качественную штатную аудиосистему, климатконтроль. Вариант Sport дополнительно включает литые 16-дюймовые диски и противоугонное устройство, кресла и внутренняя обивка салона отделаны искусственной кожей. Версия Executive добавляет систему динамической стабилизации, антипробуксовочное устройство, противотуманки, люк с электроприводом и ксеноновые фары. Комплектация Type S – прерогатива модификации с мотором 2.4, ее отличают низкопрофильные колеса на 17 дюймов, уменьшенный клиренс, бортовой компьютер.

Двигатель

Отличительная особенность надежных 4-цилиндровых моторов Accord – два балансирных вала, обеспечивающих очень плавную работу двигателя, и отсутствие гидравлических компенсаторов в приводе клапанов. Регулировка последних положена по регламенту через каждые 45 тыс. км пробега, но реально эту операцию можно проводить гораздо реже. И стоит услуга недорого, 1100–1400 руб. Зато из-за низкого качества российского топлива свечи зажигания приходится менять уже через 15–30 тыс. км. На 2,4-литровом моторе используются дорогие свечи с иридиевыми электродами, а на 2-литровом – обычные. Дополнительную надежность силовым агрегатам гарантирует прочная и долговечная цепь в механизме газораспределительного механизма. Строго говоря, неисправности хондовских двигателей чаще возникают из-за неважного бензина и плохого масла. А в хороших руках и при надлежащем обслуживании этим агрегатам сносу нет. Например, Honda – один из немногих производителей, которые допускают мойку двигателя без предварительной защиты навесного оборудования от попадания влаги.

Турбодизельные модификации в России редкость, больше шанс наткнуться на «американки» с 2,4-литровым мотором (160 л.с.) или 3-литровым V6 (240 л.с.).

Ходовая часть

Механическая коробка и 5-ступенчатый «автомат» весьма надежны при нормальной эксплуатации и надлежащем качестве сервиса. Однако при покупке автомобиля с автоматической трансмиссией лучше провести полную диагностику этого узла. Ведь Accord из тех машин, на которых не просто ездят, а ездят быстро. Крепкий «автомат» убить довольно сложно, но если постараться – можно.

Подвеска по своей конструкции прогрессивна и сложна одновременно: спереди двойные поперечные рычаги, сзади – многорычажная с подруливающим эффектом и стабилизаторами на обеих осях. Официально продаваемые у нас Accord поставляются из Японии, что является дополнительной гарантией надежности. Даже передние рычаги и растяжки изготавливают не из модного нынче и легкого алюминиевого сплава, а получают путем горячей штамповки из стали. При ремонте желательно использовать оригинальные запчасти, хотя они и дороговаты. Впрочем, неоригинала не так много на рынке. Самые популярные детали на складах дилеров – тормозные колодки и диски. Причем последние на мощных версиях Accord приходится обновлять уже через 40 тыс. км. На 2-литровых модификациях эти детали выхаживают в полтора раза дольше. Передние колодки служат в среднем 15–20 тыс. км, а задним отпущен чуть больший срок, 20–30 тыс. км. Зато такие детали, как стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости? драйверам придется менять к рубежу в 60 тыс. км, в то время как спокойный водитель отложит траты до 90–100 тыс. Эти детали отнюдь не дороги, но для их замены придется снимать подрамник, а это тянет уже на 4000 руб.

В стиле New Edge

Ford Mondeo

Дебют Ford Mondeo прошлого поколения состоялся в середине 2000 года. Его дизайн выдержан в корпоративном стиле New Edge, сочетающем плавные линии с острыми гранями. Машина получилась одной из самых просторных в семейном классе. В гамме кузовов седан, 5-дверный хэтчбек и универсал Turnier, максимальный объем багажника которого составляет внушительные 1700 л. Под капотом Ford Mondeo бензиновые «четверки» 1.8 (110 и 125 л.с.) и 2.0 (145 л.с.), а также 2,5- и 3-литровые V6 мощностью 170 и 226 сил соответственно. Машин с 4-цилиндровыми 2-литровыми дизелями (90, 116 и 130 сил) на нашем рынке очень мало.

После трех лет производства фордовцы провели рестайлинг, автомобиль стал выглядеть солиднее за счет обновленных переднего бампера, радиаторной решетки, светотехники. В линейке моторов появился новый 1,8-литровый двигатель с непосредственным впрыском топлива мощностью 130 л.с. Значительно расширилось стандартное оснащение автомобиля. А весной 2005 года Ford Mondeo вновь модернизировали: слегка изменились форма бамперов и оптика. В моторной гамме обосновался 2,2-литровый турбодизель мощностью 155 л.с. В таком виде автомобиль простоял на конвейере до 2007 года, пока его не сменила модель следующего поколения.

Комплектация

Все европейские версии (включая проданные в России) Mondeo имеют ABS с электронной системой распределения тормозных усилий EBD, а также системой экстренного торможения. Базовое исполнение Ambiente может похвастать кондиционером с салонным фильтром, шестью подушками безопасности, электроприводами водительского кресла и передних стекол. В России такая версия называлась Cоre и оснащалась только двумя передними аэрбэгами. Комплектация Trend добавляет к начальному варианту задние электростеклоподъемники, противотуманки, сервопривод и обогрев боковых зеркал (а также боковые подушки для российских машин). Исполнение Ghia предусматривает литые диски, климат-контроль, электрообогрев ветрового стекла и форсунок омывателя, бортовой компьютер с информационным табло, аудиосистему c CD, отделку кожей рычага КП и стояночного тормоза. Кожаная обивка сидений была доступна в качестве опции, а интерьер украшен шпоном орехового дерева. За доплату можно было заказать противозаносную систему ESP, ксеноновые фары, а также встроенные в подголовники передних сидений мониторы.

Двигатель

На Ford Mondeo 2001 модельного года ставились бензиновые двигатели серии Durateс и фордовские турбодизели серии Duratorq объемом 2 л. На нашем вторичном рынке наибольшей популярностью пользуются модификации с бензиновыми двигателями 1,8 и 2 л. Конструктивно эти моторы практически одинаковы и считаются вполне надежными. В приводе ГРМ используется цепь, срок службы которой превышает 200 тыс. км. Плановые ТО проводятся через каждые 20 тыс. км, причем с обязательной заменой свечей. В общем-то, они способны прослужить и больше, но перебои искрообразования могут вывести из строя высоковольтные провода, катушки зажигания. Не исключено даже, что несгоревшая смесь попадет в нейтрализатор, в итоге придется выложить как минимум 28 000 руб. за выгоревшие предкатализатор и нейтрализатор. Некоторые неофициальные сервисы предлагают вообще демонтировать катализаторы. Ездить без них можно, но приборный щиток будет постоянно светить контрольной лампочкой Сheck Еngine: мол, продиагностируйте двигатель. Из-за скверного бензина нередко ломается и топливный насос. Он сделан в сборе с фильтром, сетка которого цементируется находящимися в топливе примесями, резко снижая пропускную способность. Всасывая бензин через забитые ячейки, насос сгорает от непосильной нагрузки. Замена потребует более 13 000 руб. на запчасти и работу. Двигатели V6 довольно надежны. Разве что иногда заклинивает заслонку впускного коллектора. Лечится этот дефект элементарной промывкой топливной системы.

На самых старых Mondeo от грязи и противогололедных реагентов могут окислиться радиатор (4200 руб.) и проходящая под колесной аркой трубка кондиционера (2500 руб.).

Ходовая часть

Механическая и автоматическая коробки Mondeo в целом надежны. Однако на первых машинах «автомат» с заводским обозначением CD4E страдал одним врожденным дефектом. Корпус блока с фрикционными дисками, расположенный внутри коробки, иногда давал трещину. В результате в трансмиссии падало давление и машина плохо разгонялась. Этот брак официальные дилеры устраняли по гарантии, но если вам попадется автомобиль с такой неисправностью, имейте в виду: ремонт может вылиться в 40 000–50 000 руб. С моторами V6 сочеталась более совершенная АКП от японской фирмы Jatco.

Подвеска Ford Mondeo полностью независимая, на подрамниках спереди и сзади, причем задняя – многорычажная, с подруливающим эффектом. Шасси не разорительно в эксплуатации и долговечно. Например, стойки переднего стабилизатора служат в среднем 70 тыс. км, а шаровые опоры еще дольше. Правда, подвеска Mondeo имеет интересную особенность: при движении по неровной дороге машина негромко пыхтит и бормочет. Эти звуки, идущие в основном от стоек и сайлент-блоков рычагов, некоторых водителей раздражают. Учтите, с бэк-вокалом ничего поделать нельзя, таковы конструктивные нюансы шасси. Проверено, не поможет замена амортизаторов и другие ухищрения.

Тормозные колодки отслуживают среднестатистический срок в 20–40 тыс. км. Правда, задние колодки (2200 руб.) изнашиваются быстрее передних (2300 руб.), особенно на машинах с «автоматом», хотя обычно бывает наоборот. Тормозные диски выдерживают положенные им две-три замены колодок.

Шведский скороход

Volvo S60

В 2000 году Volvo представил две новинки – седан S60 и универсал V70. Оба автомобиля построены на укороченной платформе флагманской «восьмидесятки» и имеют общую гамму двигателей и трансмиссий. Volvo S60 позиционируется производителем как компактный люкс-седан, адресованный амбициозным и темпераментным водителям. Он и впрямь динамичен и азартен в управлении. Внутри «шестидесятка» пропитана спортивным духом.

На модель устанавливались только 5-цилиндровые двигатели: атмосферные 2.4 (140 и 170 л.с.), турбонаддувные 2.0 (180 л.с.), 2.3 (250 л.с.) и 2.5 мощностью 210 и 300 сил. Турбодизели представлены двумя «пятерками» 2.4 – мощностью 130 и 163 л.с. Правда, официально дизельные версии S60 к нам не поставлялись. В трансмиссии – 5-ступенчатые механические и автоматические коробки передач. Самые мощные модификации встречаются и с полным приводом.

В 2004 году S60 претерпел легкий рестайлинг: изменились бамперы и решетка радиатора, стекла фар лишились насечки. Обновился также интерьер, включая панель приборов. Вместо 2,3-литрового (250 л.с.) наддувного мотора появился 2,4-литровый мощностью 260 л.с.

Комплектация

Подержанный Volvo S60 гарантированно достанется с ABS, системой динамической стабилизации DSTC, антипробуксовочным устройством, кондиционером, электроприводами стекол и зеркал с обогревом. А экземпляры, выпущенные после 2001 года, также располагают аудиосистемой, бортовым компьютером и литыми дисками. По пассивной безопасности S60 на высоте. Водителю и пассажирам предоставлен полный набор надувных подушек, вплоть до занавесок на боковых окнах. Передние кресла снабжены активными подголовниками WHIPS, которые уберегают шею от травм при сильном ударе сзади... В варианте Comfort вдобавок имеются противотуманные фары, литые диски, электроприводы и подогрев передних кресел. Салон в этой версии отделан вставками под дерево. Исполнение Premium отличают передние спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой и оформление интерьера кожей. После рестайлинга 2004 года наименования комплектаций Volvo S60 изменились: стали предлагаться уровни оснащенности Kinetic, Move, Momentum и Summum.

Двигатель

Как уже говорилось, в моторной гамме Volvo S60 только 5-цилиндровые двигатели. Нечетное число цилиндров порождает характерное напористое звучание, которое весьма ценят поклонники модели. На нашем вторичном рынке наибольшей популярностью пользуются бензиновые модификации. Двигатели в целом надежны, но порой могут преподнести и неприятный сюрприз. Скажем, атмосферные моторы иной раз неустойчиво работают на холостом ходу. Виной тому электронный блок дроссельной заслонки. Замена узла выльется в 3200 руб. Если мотор самопроизвольно глохнет или отказывается заводиться, наверняка барахлят электронные датчики положения распределительного и коленчатого валов. Их замена обойдется в 2800 руб. Атмосферные двигатели долговечны и способны пройти более 400 тыс. км. А вот ресурс 2,3- или 2,4-литрового Т5 с турбиной высокого давления ограничен 300 тыс. км. Перед покупкой такой машины надо обязательно провести полную диагностику двигателя и турбины (новая стоит 35 000 руб.), а при эксплуатации никогда не глушить мотор сразу после остановки, давая ему поработать с минуту-другую на холостом ходу. Это, кстати, касается и остальных моторов с наддувом. В наших условиях через 15–20 тыс. км следует менять воздушный фильтр, хотя инструкция позволяет делать это через 30 тыс. км.

Двигатели S60 требовательны к качеству топлива. Каждые 30 тыс. км мастера СТО рекомендуют промывать основные элементы системы питания и впрыска: форсунки, дроссельные заслонки и соленоиды механизма изменения фаз газораспределения СVVT. Стоит эта операция не так дорого, 1200–1800 руб. Ремень ГРМ вместе с роликами в России предписано обновлять через 75 тыс. км пробега – против европейской периодичности в 120–150 тыс. км, суммарные затраты составят 15 000–17 000 руб. Помпа гарантированно выдерживает две замены ремня или 150 тыс. км. Теперь о поломках, связанных с естественным износом. Каждые 80–90 тыс. км придется менять две из четырех опор мотора (верхнюю и правую). Их изношенность выдает тряская работа двигателя, особенно при резком наборе оборотов. Придется выложить 2850 руб. Другая пара опор более долговечна.

Ходовая часть

При покупке машины с «автоматом» диагностика не помешает. На некоторых экземплярах после 150 тыс. км пробега АКП начинает работать с рывками или задержками. Если промывка с заменой масла не помогает (2750 руб. за работу и почти 5000 руб. за 10 л трансмиссионной жидкости), проводят перезагрузку программы управления коробкой. Это стоит в среднем 1500 руб.

Подвеска у Volvo S60 полностью независимая: спереди – на подрамнике со стойками и треугольными рычагами, сзади – многорычажная с подруливающим эффектом. На обеих осях стабилизаторы поперечной устойчивости. Быстрее всех изнашиваются передние стойки стабилизатора, выдерживая в среднем 40–50 тыс. км. Задние выхаживают порядка 70 тыс. км. Шаровые опоры (2500 руб. за штуку) служат почти 100 тыс. км. Заодно с ними имеет смысл менять передние амортизаторы, которые к тому времени обычно начинают подтекать. Зато задним амортизаторам отпущен в полтора раза больший срок.

Слабое место на S60 – рулевая рейка. Точнее, ее тяги (около 3000 руб.), которые придется обновлять через каждые 50 тыс. км. А наконечники рулевых тяг (1300 руб.), как это ни странно, живут почти в два раза дольше. После ремонта рулевого механизма, а также замены амортизаторов, шаровых опор или рычагов подвески необходима проверка углов развала и схождения всех колес – не меньше 3000 руб.

Подпишитесь на «За рулем» в