Скорее жив, чем мертв?
В 2007 году в Самаре открылось шесть автосалонов, представляющих иностранные бренды. Автомобили расходятся как горячие пирожки, а период ожидания некоторых моделей – от девяти месяцев до года. Однако никто из дилеров не рассматривает всерьез поддержку автоспорта как эффективный инструмент рекламы. Следовательно – не поддерживает. Зачем, если продажи и так высоки? В результате гонки устраиваются лишь силами энтузиастов.
Так есть ли перспективы у самарского автоспорта?
Дрэг-рейсинг
2007 год нельзя назвать бедным в плане автоспортивных мероприятий. Особенно насыщенными были весна и лето. 26 мая на военном аэродроме Кряж состоялся Самарский автосалон, собравший огромное число зрителей. Однако многим он запомнился прежде всего вторым этапом чемпионата Урала и Поволжья по дрэг-рейсингу, который по счастливому стечению обстоятельств решено было провести в нашем городе. Самара доказала, что в состоянии организовать соревнование такого уровня. Увы, оно стало первым и последним заметным событием в жизни самарских дрэгстеров. По словам самих любителей коротких дистанций, их положение спасают только нелегальные гонки за городом.
«Кольцо»
Большой заслугой автоклуба «Самара КлаС» в лице Игоря Платонова (ранее технического организатора Starline) можно считать областной чемпионат по любительским шоссейно-кольцевым гонкам. Автоклуб сумел заинтересовать гонками областной департамент по физкультуре и спорту и ВДО «Спортивная Россия», где получил неожиданную поддержку. Соревнования стали регулярными, они проходили в четырех классах: класс А1 (водители с ограниченными возможностями на автомобиле «Ока»), «Стандарт», «Тюнинг» и «Задний привод». К сожалению, «кольцевиков» останавливает отсутствие трасс – для гонок пригоден лишь автодром «Гора». Для одного из этапов чемпионата строили трассу на площадке возле торгового центра «Космопорт» на улице Дыбенко. Не добавляют оптимизма и жесткие финансовые рамки – денег хватает лишь собственно на соревнования и на символический призовой фонд, ни о какой рекламе даже думать не приходится. Нет рекламы – нет зрителей, нет зрителей – не заинтересованы спонсоры:замкнутый круг.
Дрифтинг
Эта дисциплина только-только начала вставать на ноги. Из самых значительных событий можно отметить «Самара Drift Day» – соревнования в рамках первого профессионального чемпионата по дрифтингу в европейской части «Формула Дрифт» в День автомобилиста на площади Куйбышева. В областной центр приехали девять самых опытных и именитых дрифтеров, было на что посмотреть.
Джип-триал
Для любителей внедорожников спортивный сезон был богат на события: в Самаре состоялось сразу несколько крупных мероприятий. В рамках джип-фестиваля «Золото Жигулей» прошли соревнования по джип-спринту, джип-триалу и трофи-ориентированию. В конце лета – заключительные этапы Кубка России и чемпионата России по джип-триалу. Все состязания организованы «Поволжским джип-клубом 4x4» при участии Российской автомобильной федерации, и поэтому, видимо, организаторы не канули в небытие после чемпионата, да и в спонсорах не испытывали недостатка.
Картинг
К существующим трассам в Дубках, парке Гагарина и Струковском саду добавился «Самарский картинг-центр». Современная, хорошо оборудованная трасса, единственный недостаток – дорогая. Высокие взносы останавливают организаторов соревнований. С мая по октябрь все желающие могли поучаствовать в чемпионате Самары по прокатному картингу Super Race. А «Дворцовая «Картинг Клуб» собрал 12 команд СМИ и любителей на картодроме в парке имени Гагарина 2 августа.
Кто виноват и что будет?
Многообещающее событие – возрождение некогда самого известного и успешного автоклуба в Самаре Starline Racing. Алексей Одинцов решил проводить год достойно и организовал ледовые гонки с преследованием на Чкаловских озерах. От Starline Racing можно ожидать многого, так как уже сейчас запланировано несколько зимних гонок. Развитию самарского автоспорта мешают отсутствие удачливых менеджеров и менталитет маркетологов в крупных компаниях, к которым в первую очередь и обращаются организаторы гонок за поиском средств. Спонсоры хотят быстрой отдачи от вложенных денег, а такого в автоспорте не бывает. От назойливых энтузиастов отмахиваются. Часть менеджеров в итоге устает ходить с протянутой рукой и уходит из автоспорта, часть смиряется с создавшейся ситуацией, с тем, что соревнования становятся эпизодическими и классом ниже, чем хотелось бы. Остается надеяться, что либо власти проникнутся любовью к автоспорту, либо людской интерес так возрастет, что потенциальные инвесторы просто не смогут пройти мимо этого факта и начнут вкладывать в развитие «кольца», дрифтинга и дрэг-рейсинга деньги. Время покажет.