В бой идут одни старики — журнал За рулем

В бой идут одни старики

Мы решили взглянуть, как изменились старые знакомые — «Таврия» и «Жигули», когда их оснастили распределенным впрыском топлива. Правда, «Славуту» россияне формально вправе считать новой машиной.

Жизнь требует от человека все более бережного отношения к среде обитания — природа не выдерживает натиска цивилизации. Есть ли еще шанс на выживание у нашей техники — той, что создана не одно десятилетие назад?

Мы решили взглянуть, как изменились старые знакомые — «Таврия» и «Жигули», когда их оснастили распределенным впрыском топлива. Правда, «Славуту» россияне формально вправе считать новой машиной.

НОВОЕ — ЭТО…

Самое интересное, конечно, скрыто под капотом. У VAZ 21070–20 — двигатель VAZ 2104 со многими узлами, знакомыми по переднеприводным машинам. Тут и узнаваемый датчик массового расхода воздуха, и квадратный воздушный фильтр от VAZ 21214 вместо привычного круглого. Модуль с дроссельной заслонкой и датчиком ее положения заставил перейти на тросовый привод газа. С трудом нашлось место для адсорбера паров топлива — он забился под главный тормозной цилиндр.

Есть здесь современный жгут проводов, удобно расположенный под капотом (а не под днищем) топливный фильтр. Правда, нет датчика детонации — из-за отсутствия прилива под него на блоке цилиндров.

У «Славуты» под капотом куда свободнее, хотя тут разместилось запасное колесо. Здесь тоже современные жгуты проводки, как и на «семерке», стоит гидрокорректор фар. Говорят, все сальники и прокладки двигателя заменили на более добротные, из другой резины изготовили шланги, более мощными стали опоры. Хорошего появилось много, однако теперь плановые ТО придется проводить на яме. Масляный фильтр можно снять с двигателя только снизу, а топливный и вовсе расположен под днищем.

Под днищем расположились нейтрализаторы отработавших газов. В том, что это имплантанты, не предусмотренные заранее, убеждаешься, когда лезешь под машины с линейкой.

У незагруженной «Славуты» мы намерили 145 мм дорожного просвета под выпускной системой, что уже маловато, а под нейтрализатором «семерки» — только 135. Думаете, нам не повезло с конкретным экземпляром?

Да нет — в инструкции на «Жигули» указано, что при разрешенной максимальной массе просвет под этой дорогущей штуковиной… 90 мм! В инструкции на ЗАЗ-11308 тоже прочли интересные вещи. Например, что все автомобили с мотором 1,3 литра (как с впрыском, так и с карбюратором) необходимо заправлять бензином АИ-95. В общем, хотели современные автомобили — получили.

…НЕ СОВСЕМ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Беглый взгляд в салоны автомобилей наверняка натолкнет вас на мысль, что интерьер «Славуты» (а перед нами комплектация «люкс») ближе к сегодняшнему дню. Он и стилистически изящнее, и кнопки приятнее, и в темноте почти все подсвечивается, в отличие от «жигулей». Однако стоит начать пользоваться машиной, непременно отметишь, что дефлекторы «Таврии» способны отклонять тепло или прохладу только в одной плоскости, а направить поток вверх или вниз вообще нельзя — на панели нет такого движка. Есть, правда, две рукоятки у ног правого пассажира. Их можно выставить в нужное положение, перед тем как ехать. Работают по принципу «да-нет»: один пускает или не пускает воздух к радиатору «печки», другой направляет тепло или перекрывает ему доступ к ногам водителя. В общем, возраст конструкторских разработок не скрыть обновленными панелями.

В «семерке» с ее набившим оскомину интерьером и почтенным возрастом управление климатом получше. Но, как и в «Славуте», немощный вентилятор «печки» позволяет говорить скорее о тепле или прохладе, нежели о потоках из дефлекторов. Поэтому, чтобы зимой не обмерзали задние стекла, водителям обоих автомобилей стоит слегка приоткрыть одно из них.

Салон «Жигулей» несколько просторнее, чем у «Таврии», он лучше отвечает семейному назначению машины. Однако водителю здесь приходится тяжелее как в прямом, так и в переносном смысле. Руль и педали более тугие, а задний привод часто требует более аккуратной работы газом. Впрочем, об управляемости поговорим позже.

Человеку за рулем «жигулей» приходится слишком сильно… группироваться. О такой посадке в шутку говорят: колени за ушами.

В «Славуте» посадка на водительском месте правильнее. Углы сгиба ног, рук и туловища соответствуют нынешним представлениям об эргономике, только вот обод руля непривычно тонкий.

На задних сиденьях «Таврии» взрослым тесно. Зато какой багажник! И объем у него в обычном состоянии точь-в-точь как у «девятки», и погрузочная высота небольшая, и задние сиденья трансформируются, образуя ровный пол.

ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ

Изменение системы питания не могло, да и не должно было существенно повлиять на поведение машин на дороге. А вот электронное управление сделало характеристики двигателей чуть ровней, что заметно «на низах» и переходных режимах.

Поскольку новый полуторалитровый мотор (индекс 2104) ставят на «семерки» взамен двигателя объемом 1,6 л, машина чуть-чуть потеряла в динамике. Но в повседневной эксплуатации важны не парадные цифры. Система впрыска подразумевает отсутствие прихотливых узлов под капотом: не нужно периодически лазить в карбюратор, чистить контактную группу, регулировать зажигание. Бывалый владелец «классики» это оценит.

Двигатель «Славуты», обретя впрыск и лишнюю сотню «кубиков», немного прибавил прыти. Он вполне достойно ведет себя «на низах», хотя субъективно уступает «жигулевскому» в тяговитости. Зато выше 3000 об/мин раскручивается с большим энтузиазмом.

В управлении «Жигули» по сегодняшним меркам тяжеловаты. Кроме уже упомянутых органов управления, дает о себе знать сочетание заднего привода и архаичного рулевого механизма. Подвеска «классики» не очень хорошо держит дорогу на высокой скорости, но довольно комфортна при степенной езде и явно выигрывает у «Таврии» на разбитой дороге.

«Славута» — во многом противоположность «жигулям». У нее очень мягкие, но достаточно информативные педали, легкий и точный при спокойной езде руль. Да и вообще, передний привод у машины такого класса куда приятнее заднего. Однако переоценивать возможности запорожского автомобиля не стоит. У него нет переднего стабилизатора поперечной устойчивости, поэтому в виражах весьма ощутимы крены.

На дороге приемлемого качества подвеска «Таврии» комфортна, хотя уже на мелких колдобинах начинает шуметь. Кстати, звуковое сопровождение вообще свойственно этим машинам. В «Жигулях» шумно работает «печка» (даже когда она исправна); в «Славуте» с впрыском, кроме «печки», громче, чем хотелось бы, слышен бензонасос, закрепленный на кузове под днищем.

И НЕ ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ НЕ ВПРАВЕ Я

По давно заведенной традиции, рассказывая об относительно недорогой технике, особое внимание мы уделяем качеству сборки. Сегодня поводов для критики немного: претензии в основном связаны с дверями. У «жигулей» — все плохо закрываются, у «Таврии» — на мойке текут задние. Но есть достаточно поводов обсудить общую культуру проектирования и производства.

Вот, например, три рядом стоящие (около рычага КП) клавиши в салоне «семерки» (на фото). Первая зажигает «габариты», вторая — задние противотуманки, третья — обогрев стекла. У одной подсветка вообще не предусмотрена, у другой лампочка служит индикатором, поэтому загорается лишь в положении «включено», третья подсвечивается постоянно, но, будучи включенной, напротив, гаснет. Каково?

А почему часть «семерок» поступает в автосалоны с правым наружным зеркалом, а часть — без? Или на АвтоВАЗе считают эту штуковину дополнительным аксессуаром?

А вот уже в салоне «Славуты» кнопка с символом дальнего света: угадайте, что она включает? Правильно — ближний. А дальним заведует подрулевой переключатель.

ЧЕГО-ТО ХОЧЕТСЯ, НО КОГО — НЕ ЗНАЮ

За хорошо знакомую (но тоже обновленную) трехдверную «Таврию-Нова» с карбюраторным двигателем 1,2 л в Москве просят от 99 до 113 тыс. руб. За пятидверную «Славуту» с таким же мотором — между 110 и 125 тысячами. С мотором 1,3 л и карбюратором — от 127 до 130, а с впрыском, как в тесте, — до 150 тыс. руб.

Вазовская «семерка» с карбюраторным мотором 1,6 л стоит 120 тыс. рублей, с более совершенным (1,5 л, с распределенным впрыском) — около 125 тысяч. Таким образом, представленная в тесте «Славута» примерно на $700–800 дороже. Стоит ли она этих денег?

Надеемся, даже автомобилисты с небольшими доходами при покупке машины ориентируются не только на цену, но и на свои объективные потребности. Нужен недорогой автомобиль для семьи или частного извоза — смотрите на «Жигули», они побольше. Желаете транспорт для себя — приценитесь к «Таврии»: она легче в управлении и экономичнее. Не нравится ни то, ни другое — копите деньги на что-нибудь получше.

Под капотом «классики» стало совсем тесно.

У «Таврии» в моторный отсек по-прежнему входит запаска.

Багажник «Жигулей» большой, но неудобный.

У «Славуты» багажник трансформируется.

Часть «семерок» продают с правым зеркалом. Но не все.

Три кнопки на консоли — три варианта подсветки.

Пассажир «семерки» видит у себя в ногах ЭТО.

Нейтрализатор «Жигулей» с полной загрузкой — в 90 мм от земли!

Оставлять незакрытые предохранители под капотом? Ну и ну…

Кнопка с символом дальнего света включает… ближний.

Дефлекторы в «Славуте» отклоняют поток только вправо-влево.

Было бы странно, если бы такая дверь не текла.

ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров8733
Оцените материал
0:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: