Шик в малых дозах

Шик в малых дозах

В России автомобиль малого класса – синоним автомобиля второго сорта. Наш человек не будет покупать маленькую машину, если есть возможность купить большую. Узенькая элитная прослойка «малышей», вроде MINI, Mercedes-Benz A-Klasse и FIAT 500, лишь подтверждает это правило – элитные «малыши» продаются в России плохо, но в отличие от прочих их владельцы не мечтают о другой машине, тем более что другая машина, как правило, есть, и не одна.

Даже в перенаселенной Москве, безнадежно простаивающей в пробках, граждане еще не пришли к мысли о том, что маленькая машина в городе удобнее, чем большая. Напротив, основная масса водителей считает, что чем больше машина, тем больше уважения на дороге, больше шансов, что в городской тесноте тебе уступят путь, пропустят в нужный ряд. Это не означает, что большинство москвичей мечтает о полноразмерных седанах и внедорожниках (потребности, как правило, ограничиваются престижной моделью среднего класса), но «малышами» не грезит никто.

В Европе ситуация диаметрально противоположная: Peugeot 207 и Renault Clio там бестселлеры, причем не только в своем классе, но и в абсолютном зачете. За рулем этих машин можно увидеть самых разных граждан, от дворника до руководителя в дорогом костюме. У нас человек в дорогом костюме на Renault Clio – чудак и посмешище.

Иллюзий по поводу того, что наши начальники даже в отдаленном будущем пересядут на автомобили малого класса, у нас нет, но в разум менее обремененных статусной нагрузкой граждан мы верим. Понятно, что за те 500–600 тысяч рублей, которые стоят в среднем 207-й и Clio, можно позволить себе машину класса С, но зачем, если ездить предстоит преимущественно одному в стесненных городских условиях? Исходя из основной среды обитания «малышей», для сравнительного теста мы выбрали версии с автоматическими коробками передач, которые поставляются к нам только в паре с 1,6-литровыми бензиновыми двигателями.

В городе

Двигатель Peugeot мощнее конкурента на 10 л.с., но это не дает 207-му существенного преимущества в разгонной динамике над соперником. Старт с первой передачи в ползущем ритме пробки некоторым может показаться резковатым, но если перевести коробку в зимний режим, то машина будет плавно трогаться с места на второй передаче, а недостаток крутящего момента компенсирует гидротрансформатор. Еще у коробки передач есть спортивный режим, отличие которого от обычного заключается в том, что двигатель перед сменой передач раскручивается до оборотов максимальной мощности. Переключать передачи вручную нет никакого смысла: во-первых, скорость принудительных переключений оставляет желать лучшего, а во-вторых, спортивный режим АКП и так выжимает из двигателя все, что можно. Разнообразие режимов «автомата» наделяет Peugeot 207 темпераментом по желанию: на нем можно как нестись сломя голову, так и совершать неспешные прогулки. А вот низкая посадка водителя за рулем и небольшой дорожный просвет недвусмысленно намекают на то, что спортивного в этом автомобиле больше, чем мещанского, – парковаться вблизи тротуаров придется аккуратно, чтобы не повредить бамперы. С обзорностью, несмотря на низкую посадку, проблем нет – выручают большие наружные зеркала заднего вида, удачное расположение передних стоек кузова и складные задние подголовники, не закрывающие окошко багажной двери.

Проезжать трамвайные пути и «лежачих полицейских» на Peugeot 207 можно достаточно смело – подвеска очень энергоемкая, при этом с микронеровностями она тоже неплохо справляется и лишь на самых крупнодисперсных покрытиях передает в салон едва заметный зуд.

Подвеска Renault мягче, и если переборщить со скоростью на крупных выбоинах, то можно довести ее и до пробоя, но в целом плавность хода Clio чуть лучше, чем у 207-го.

«Автомат» Renault грубоват и лишен спортивного режима работы, но он ему, по большому счету, и не нужен – алгоритм переключений настолько удобен и универсален, что любое вмешательство в него человека способно лишь нарушить гармонию. Режим ручного переключения имеется, но смысла в нем нет по той же причине.

Посадка за рулем в Clio выше, чем в Peugeot, что позволяет лучше чувствовать габариты машины. Большой дорожный просвет и прямотаки внедорожный задний угол въезда позволяют Renault забираться на достаточно высокие бордюры – качество, которое в городской среде сложно переоценить. Единственное, что слегка омрачает городские будни этого автомобиля, – слишком чувствительные тормоза, требующие долгого привыкания, однако это не мешает нам назвать Clio победителем в городском раунде, но его преимущество над соперником исчезающе мало и кроется в основном в миллиметрах дорожного просвета.

За городом

Отправиться в путешествие на «малышах» – почему нет? Ехать на Peugeot 207 по скоростной автомагистрали одно удовольствие: автомобиль радует хорошей курсовой устойчивостью и тяжелеющим с ростом скорости рулем, что в сумме сводит к минимуму напряжение водителя в длительных поездках. На скорости больше 110 км/ч салон Peugeot заполняет равномерный аэродинамический гул, сливающийся с ненавязчивым шумом шин. Двигатель отчетливо слышен только на высоких оборотах, но звук его достаточно приятен, так как в нем отчетливо слышны спортивные благородные нотки.

Мотор Renault громче, его надрывный звук при интенсивных разгонах выбивается из общей шумовой картины и может вызвать мигрень у уставших от жизни пассажиров. Водителя на большой скорости напрягает недостаточная обратная связь рулевого управления: все время возникает желание пошевелить рулем вправовлево, чтобы убедиться – он все еще способен нацелить несущийся автомобиль в нужную сторону. Зато у Clio есть удобный круиз-контроль с регулятором скорости на руле и даже программируемый ограничитель скорости. С его помощью можно не опасаться превышений и дать правой ноге отдохнуть. А еще Renault лучше приспособлен для езды по грунтовым дорогам: у него больше дорожный просвет и углы въезда.

В результате за городской чертой соперники получают равное количество очков: на стороне Peugeot 207 хорошее чувство дороги, плюсы Renault Clio – круиз-контроль и лучшие возможности для движения по дорогам с плохим покрытием.

Управляемость

Шасси Peugeot 207 явно превосходит возможности 120-сильного бензинового мотора, демонстрируя феноменальную устойчивость в поворотах. Проблемы возникают только на сложном профиле дороги при ярко выраженных поперечных неровностях, с которыми задняя полунезависимая подвеска не может справиться, заставляя автомобиль спрыгивать с нужной траектории. Но на ровных дорогах управлять 207-м одно удовольствие: электроусилитель рулевого управления настроен почти идеально (руль немного тяжеловат на малых скоростях, зато всегда информативен), равно как и тормозной привод, позволяющий точно дозировать степень замедления.

Привод тормозов у Renault Clio менее точный, особенно в начальной фазе замедления – вроде бы чуть-чуть нажал на педаль, а машина неприятно клюет носом. Рулевое управление тоже настроено не идеально: в околонулевой зоне его информативность близка к нулю, что напрягает многих водителей при движении по прямой с большой скоростью. Но если повернуть руль на 10–15 градусов, на нем появляется желанная обратная связь, позволяющая надежно контролировать прохождение поворотов. В целом поведение машины уверенно и предсказуемо, но той точности, которую демонстрирует Peugeot 207, нет: Clio больше кренится в виражах и раскачивается на неровностях, остужая пыл водителя со спортивными амбициями – недаром заряженные версии Clio от подразделения Renault Sport имеют другую переднюю подвеску.

Итоговая оценка за управляемость выше у Peugeot, но она не максимальна, потому что 207-й, как и его соперник, не оснащен системой динамической стабилизации управляемости.

Эргономика и комфорт

Низкая посадка за рулем и удобное кресло с развитой боковой поддержкой настраивают водителя Peugeot 207 на спортивные подвиги и мелкое дорожное хулиганство. Сиденье регулируется по высоте, но так, что в нем сидишь либо низко, либо очень низко. Неудобств такая посадка не доставляет: обзорность хороша, диапазон продольной регулировки сиденья удовлетворит даже двухметровых великанов, а рулевая колонка регулируется по высоте и вылету. Качество материалов отделки интерьера достаточно высокое, декоративные металлические вставки придают ему особый шарм. Правда, дверные панели сделаны из неприятного пластика. Микроклиматом заведуют три классические вращающиеся ручки, которыми можно пользоваться вслепую, не отрывая взгляда от дороги. Качество звучания штатной аудиосистемы на твердую троечку, что для машины такого класса совсем неплохо. Управлять музыкой можно с помощью специального подрулевого рычажка-пульта, но кнопки на нем расположены неудобно – аналогичный пульт в Renault Clio гораздо эргономичнее.

Задние места в Peugeot откровенно тесные: ноги пассажиров оказываются зажатыми в узком проеме между подушкой заднего дивана и спинками передних кресел, в который к тому же непросто попасть в процессе посадки: приходится неестественно изгибать ступни и волей-неволей пачкать обувью обивку сиденья.

Пассажирские места в Renault заметно просторнее, ведь колесная база Clio больше, чем у соперника, – здесь уже можно в дороге немного пошевелить ногами и сменить позу, что, конечно, добавляет комфорта пассажирам во время долгих поездок.

Спинка кресла водителя в Clio слишком мягкая, спина проваливается в нее и через час езды начинает болеть. Проблему могла бы решить регулировка поясничного подпора, но ее, к сожалению, нет. Кроме того, диапазон продольной регулировки кресла невелик, рослые водители жалуются на чрезмерный изгиб ног в коленях. Не добавляет комфорта и отсутствие регулировки рулевой колонки по вылету: если сильно «уехать» на кресле назад, то рулить придется практически с вытянутыми руками, а это неудобно и неправильно.

Архитектура панели приборов Renault красива и оригинальна, материалы качественные и приятны на ощупь, но лоска Peugeot здесь нет, и если ободки приборов в 207-м покрыты хромом, то в Clio – просто светло-серой краской. Эстетическая разница налицо.

Тестовый экземпляр Clio был оснащен продвинутой, по мнению разработчиков, аудиосистемой с CD-чейнджером на шесть дисков. Ее неоспоримое преимущество – удобный подрулевой пульт управления с крупным колесиком прокрутки и компонентная акустика спереди, хотя звучит все это не ахти. К тому же система не поддерживает формат MP3 – меломанам придется раскошеливаться на нештатную аппаратуру.

В отличие от соперника Renault оснащен не просто кондиционером, а климат-контролем, но его преимущества ранней весной нам оценить не удалось, а вот кнопочный блок управления погодой явно проигрывает классическим вращающимся рукояткам Peugeot – пользоваться им на ощупь практически невозможно. Опциональный «климат» Peugeot частично управляется рукоятками, да к тому же двухзонный. Но предлагается только в самой дорогой версии.

В «комфортной» номинации соперники получают одинаково хорошие оценки, но за разные добродетели: Peugeot – за образцовую эргономику места водителя, Renault – за удобные задние места.

Практичность и удобство

Это единственный раунд, в котором Renault Clio удалось одержать решительную победу над Peugeot 207. У Clio больше объем багажника (288 VDA-литров против 270), который дополняют выдвижные ящики-тайники под передними сиденьями. Схема складывания асимметричного заднего дивана у соперников одинаковая – сначала нужно поставить вертикально к спинкам передних кресел седушку, а затем опустить на пол спинку. В Renault эта операция не вызывает затруднений, а в Peugeot складываемые спинки могут не уместиться в предназначенный для них проем, если передние кресла слишком сильно отодвинуты назад – приходится теснить водителя и переднего пассажира.

Кроме того, лишний раз напомним – у Renault больше дорожный просвет и углы въезда, что на наших дорогах оказывается весьма и весьма практичным качеством.

Выводы

Оба французских «малыша» показали достойные, взрослые результаты. Они проворны в городе, хороши на скоростных магистралях и лишний раз доказывают, что грамотно спроектированный и качественно сделанный автомобиль малого класса может быть вполне удобным и универсальным транспортным средством. Однозначного победителя сравнительный тест не выявил, но рекомендации будущим покупателям, исходя из его результатов, сформулировать несложно.

Peugeot 207 – это автомобиль с блестяще настроенным шасси и тесными задними сиденьями. Если вы не собираетесь возить пассажиров, то можно отдать предпочтение более динамичной внешне 3-дверной версии.

Renault Clio – выбор человека семейного. Renault не столь приятен в управлении, как Peugeot, зато это полноценный автомобиль для четырех человек, что в малом классе большая редкость.

Если в выборе машины для вас важна в первую очередь финансовая составляющая, то из нашей таблички несложно заметить, что расходы на содержание ниже у Peugeot. Формально межсервисный пробег у автомобилей этой марки составляет завидных 20 000 км, да и цены на ТО ниже, чем у Renault, однако дилеры Peugeot предписывают проходить еще так называемое промежуточное бесплатное ТО (через каждые 10 000 км), в рамках которого, конечно, запросто могут всплыть самые разные внеплановые и отнюдь не бесплатные операции.

Подпишитесь на «За рулем» в