Прабабушкино наследство

Прабабушкино наследство

Все мы, конечно, помним историю о том, как автомобиль впервые вывели на большую дорогу. Молодой немецкий инженер Карл Бенц, сконструировавший автомобиль, долго его испытывал на окрестных дорогах, чаще всего – вокруг гаража. Его жена Берта, куда меньше понимавшая в конструировании и доводочных работах, зато решительная, тайком от мужа отправилась в неблизкий путь на автомобиле в гости к престарелой родственнице. Бензин она покупала в аптекарских лавках (он использовался как пятновыводитель, а бытовой химией в те годы торговали аптекари). По дороге случилась мелкая поломка, но Берта не спасовала и устранила неисправность – прочистила топливопровод шпилькой. А произошла эта история 3 августа 1888 года. На какой же машине отправилась в путь смелая Берта?

Причудливый трехколесник, показанный на иллюстрациях, Карл Бенц построил как раз в 1888 году. Он относился к третьей серии автомобилей конструкции талантливого немецкого инженера и был совершеннее всех ранее представленных машин. И если во второй версии Карл Бенц попытался уйти от трехколесной схемы к четырехколесной с целью сделать свое детище устойчивее, в Model III он вернулся к трем колесам. Переднее управляемое колесо было 80-сантиметровым. При длине колесной базы 1,58 м каждое колесо с деревянными спицами было диаметром 1,25 м. Привод цепной, на заднюю ось, в трансмиссии всего две передачи. Одноцилиндровый двигатель, расположенный горизонтально, развивал 2 л.с. при 250 об/мин (уже в 50-е годы было установлено, что мотор можно раскрутить до 450 оборотов, и тогда он разовьет 3 л.с.). На первых машинах серии могли ехать только двое, но заказчики потребовали увеличить число мест до четырех, поставить лавки vis-а-vis (лицом друг к другу) и придумать хоть какой-нибудь тент. Да, у Бенца уже тогда была клиентура – состоятельная и привередливая. Он обладал не только инженерным, но и коммерческим талантом. Даже первая партия его машин 1886 года состояла из 25 экземпляров. Третья еще больше. И все же Бенц был недоволен успехом своего предприятия, пока француз Эмиль Рожер, заключивший с Карлом контракт, не открыл в Париже офис по продаже немецких машин. Автомобиль на иллюстрациях как раз относился к той, французской партии.

Первый владелец этой машины неизвестен. Вторым был англичанин, который катался на трехколеснике по Парижу, а после увез драгоценный экипаж в Великобританию. Там уже в 1913 году его выкупил Британский научный музей. Сохранились документы, что за машину было уплачено 5 фунтов мисс И.Б. Бэс, жительнице Кинг’c Линна, что в Норфолке. Та получила автомобиль от своего брата, работавшего в «моторной индустрии».

Скрупулезные англичане оставили и письмо консультанта мистера И.А. Фоварда, нашедшего этот автомобиль. Он убеждал руководство музея в необходимости покупки: «Это историческая реликвия, я очень удивился, обнаружив ее в нашей стране…» Конечно, такие слова были услышаны и поняты, автомобиль выкуплен и привезен в музей, а сам Фовард долгие годы следил за техническим состоянием экспоната. В 1936 году, например, он участвовал на машине в параде. Трехколесник даже получил собственный регистрационный знак – A250.

Автомобиль можно было увидеть в действии до конца 50-х. Самым запоминающимся стал, наверное, пробег машин-ветеранов 1957 года, организованный Королевским автоклубом. Model III держался молодцом, пройдя всю дистанцию в 22 км со средней скоростью 12 км/ч. В 1958-м он прошел уже 90 км за 6 часов 25 минут. Средняя скорость поднялась до 14 км/ч. После этого ветерана отправили наконец на заслуженный отдых. Он стал развлекать посетителей музея, а также служить объектом для копий, которые делали молодые инженеры-практиканты. В этом году он впервые за долгие годы покинул место своей стоянки, чтобы стать временным экспонатом Музея доктора Карла Бенца в Ладенбурге – наверное, самым почетным, если принять во внимание его возраст: уже 120 лет. На открытие экспозиции музейные работники пригласили правнучку Карла и Берты Бенц Ютту. Пожилая женщина буквально помолодела, увидев детище своего знаменитого прадеда, на котором – возможно – отправилась в первое большое путешествие ее отважная прабабушка.

Подпишитесь на «За рулем» в