Оригинальная проблема. Запчасти по системе Бенилюкс

Оригинальная проблема. Запчасти по системе Бенилюкс

– Покупка запчастей начинается с разглядывания коробки. От этого никуда не денешься. Наверное, существуют способы отличить качественную деталь по внешним признакам?

– Любая запчасть, за исключением скроенной вручную, подлежит маркировке. Разбираться в сложных кодах принадлежности детали мы не будем, да и читателю сейчас это ни к чему. Чтобы быть уверенным в покупке, достаточно найти на коробке аббревиатуру OEM. В переводе с английского Original Equipment Manufacturer – производитель оригинального оборудования. А стало быть, одно из двух: либо деталь была изготовлена компанией, ответственной за сборку автомобиля на конвейере (и промаркирована брендом или номером автопроизводителя), или произведена компанией, которая работает на определенный автозавод и реализует свои запчасти под его брендом. И в том, и в другом случае продукцию, маркированную значком OEM, принято называть Genuine parts, или оригинальные запчасти.

Между тем этот же производитель OEM способен выступить на рынке под собственным именем, а не под брендом какого-нибудь автогиганта. Примеров тому предостаточно: Denso, Kayaba, NGK и т.д. Понятно, что качество такого товара ничем не отличается от качества OEMзапчастей. Кстати, и маркируется он схожим образом: OEM Supplier, то есть поставщик OEM. Собственно, это и есть неоригинальные запчасти, заслуживающие самого пристального внимания.

Наконец, компании, производящие эксплуатационные комплектующие, относятся к части рынка, именуемой Aftermarket. Неоригинал в этом сегменте иногда даже лучше конвейерных деталей, особенно когда речь идет о недорогих автомобилях. Зачастую в целях снижения себестоимости завод устанавливает на конвейере детали, качество которых ниже Aftermarket-запчастей. Дабы не быть голословными, отметим таких производителей неоригинала, как Brembo (тормозные системы), Denso и NGK (свечи зажигания), Kayaba (амортизаторы).

– Получается, что подлинный неоригинал по качеству не уступает оригинальным запчастям. Как же решаются рыночные вопросы: стоимости, конкуренции и т.д.?

– При прочих равных цены на неоригинальные запчасти существенно ниже, чем на оригинал. Почему? За счет сокращения цепочки поставщиков, отсутствия доплаты за торговую марку автозавода и т.д. Понятно, что существуют рыночные инструменты регулировки системы получения дополнительной прибыли. Приведу пример: компания Kayaba в качестве OEM-поставщика предоставляет амортизаторы заводу Toyota. Выходит новая модель – завод требует амортизаторы новой конструкции. Одно из условий сотрудничества заключается в том, что Kayaba обязуется не реализовывать под собственным брендом аналогичную запчасть в течение двух лет.

Российское гарантийное правило таково: на новый автомобиль устанавливаются только оригинальные комплектующие, после гарантии – все, что угодно! Данный закон весьма выгоден автопроизводителю, однако связывает по рукам и ногам компании OEM Supplier. Действительно, в случае 2–5-летней гарантии на то или иное авто поставщик деталей Aftermarket будет лишен возможности реализовывать в течение этого срока целый ряд запчастей под собственным брендом. В конечном счете проигрывает потребитель. Страны Бенилюкса подошли к проблеме с антимонопольной точки зрения. Если деталь надлежащим образом произведена и сертифицирована, то не имеет никакого значения, оригинальна она или неоригинальна. Запчасть может устанавливаться на автомобиль в любой период эксплуатации, будь то гарантийное или постгарантийное обслуживание. Замечу, что некоторые российские автопредставительства всерьез рассматривают возможность обслуживания постгарантийных машин с использованием комплектующих Aftermarket.

– Роман, с неоригинальным ассортиментом вы знакомы не понаслышке. Скажите, что обусловило выбор бренда для сотрудничества?

– Дело в том, что Nipparts входит в одну из крупнейших дилерских групп Европы – Kroymans. В последнее время направление бизнеса Aftermarket в этой группе растет быстрыми темпами. Ассортимент товаров значительно расширился. В первую очередь за счет роста популярности японских и корейских автомобилей; также среди наименований появились запчасти на китайские авто.

Nipparts располагает одним из самых удобных профессиональных каталогов продукции: номер детали сообщает информацию о том, что это за запчасть и для какой конкретной марки и модели она предназначена. С большого склада компании в Амстердаме идут поставки и на домашний рынок стран Бенилюкса, и в другие страны, не исключая Россию. На запчасти, произведенные под б р е н д о м Nipparts, распространяется такая же гарантия, как и на оригинальные детали, поступающие в продажу от имени автопроизводителя. А иногда даже больше. Например, максимальный гарантийный срок дается на приводные ролики и ремни – 50 тыс. км пробега. По традиции гарантия не распространяется на детали тормозной системы – диски и колодки. Понятно, что срок службы тормозов во многом зависит от манеры вождения и условий эксплуатации. Наконец, у компании весьма привлекательная ценовая политика. Для сравнения предлагаю познакомиться с таблицей цен на некоторые оригинальные/неоригинальные комплектующие.

– И последний вопрос: каков, по вашему мнению, потенциал рынка неоригинальных запасных частей в России? Есть ли у него, скажем так, официальное будущее?

– Во-первых, в России стремительно растет сегмент неофициальных сервисных станций – квалифицированных и оборудованных не хуже дилерских. Там обслуживается абсолютное большинство постгарантийных машин. Там же сегодня находит основной сбыт и добрая половина неоригинальных запасных частей, о происхождении и качестве которых мы говорили. Понятно, что бояться такого неоригинала не нужно.

С другой стороны, хочется верить, что политика автопроизводителей, а следовательно, и их российских представительств пойдет по пути стран Бенилюкса. Пожертвовав некоторой выгодой, но повернувшись к потребителю лицом, полагаю, автозаводы выиграют значительно больше…

Подпишитесь на «За рулем» в