Жизнь после сказки

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СКАЗКИ

ЗАТРАТЫ НА ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ИНОМАРОК

Почему-то все русские народные сказки заканчиваются одинаково счастливо – свадебкой главных героев; «и я там был, мед-пиво пил». Но, позвольте, потом же самое интересное начинается! А что случилось наутро после праздника? Детки-то у них народились или как? И не стал ли Иванушка на второй год супружества «погуливать» от ненаглядной, а то и – по богатырскому обычаю – поколачивать ее? Любя, конечно…

Это я к тому, что традиционно у нас считается: покупка нового автомобиля, тем более заграничного, – это праздник. А праздник, как известно, всегда остается с тобой. То есть новая иномарка никогда не ломается, и все траты на нее ограничиваются заправкой бензином. Иные же заботы оставим владельцам «жигулей» и «волг».

К сожалению, в реальной жизни совсем не так. Это отнюдь не означает, что новая «Тойота» умрет где-то посредине дороги из-за врожденного дефекта коробки, как какая-нибудь «десятка». Просто надо быть готовым к тому, что эксплуатация современной машины требует немалых средств. Речь идет не только о бензине, сигнализации, страховке и т. д. В копеечку выливается и регулярное обслуживание «железного коня» на сервисе, даже если все механизмы работают как часы (собственно, важнейшая задача периодических ТО – как раз поддержание автомобиля в боевом состоянии).

Вот мы и решили выяснить, во сколько обойдется обслуживание самых популярных в России иномарок стоимостью 10–15 тыс. долл. в течение двух лет (пробег – до 50 тыс. км). В список попали «Дэу Нексия», «Рено Символ», «КИА Рио», «Форд Фокус» и «Мицубиси Лансер». В сознании наших людей именно эти модели рассматриваются как некий компромисс между практичностью и престижем.

А ЦЕНА-ТО КУСАЕТСЯ…

«Дэу Нексия», несмотря на почтенный возраст и устаревший дизайн, который год ходит в России среди лидеров продаж. Все объясняет доступная цена автомобиля – от 8650 долл. Хорошо! Но к реалиям жизни возвращает стоимость уже первого ТО, которое по условиям гарантии надо проходить при пробеге 2000 км, – 3650 рублей (СТО «Восток»). За второе ТО (10 тыс. км) придется отдать уже 4300 руб., а каждые следующие 10 тыс. км надо «компенсировать» суммой в 5 тыс. руб. Как видите, даже если у вашей «узбечки» ничего ломаться не будет, профессиональный уход за ней обойдется почти в 28 тыс. руб. (980 долл.). Зато радует, что запчасти на «Дэу» есть повсеместно, стоят они недорого, а гарантия от серьезных поломок – до пяти лет.

Российский «Форд Фокус» – ныне самая востребованная из иномарок, а доступная цена (от 11,3 тыс. долл.) и «фирменный» кредит еще более приблизили автомобиль к народу. Но радость встречи со стилем «нью-эйдж», воплощенном в металле, резине и пластмассе, омрачена очередями: в свободной продаже «живых» машин нет. Те, кто все-таки дождался встречи со своей машиной, бывают приятно удивлены: стоимость каждого из первых трех ТО равна 60 долл. Правда, за масло, фильтры и колодки платите отдельно, согласно прейскуранту. Но все не так страшно; сервисмены из столичного центра «Мейджор-авто», к примеру, утверждают, что в итоге стоимость первого и второго ТО не превысит планку в 100 долл., а третье посещение фирменной станции обойдется в 150. Итого за 50 тыс. км пробега – 350 «вечнозеленых». Здорово! Недаром Глеб Хотимский, директор по сервису и запасным частям «Форд мотор компани» в России, считает, что «одним из существенных факторов, влияющих на решение о покупке автомобиля марки «Форд», как раз является политика компании в области обслуживания». Хуже, что на фирменное обслуживание тоже очереди, в которых можно «зависнуть» на несколько дней. Да, чуть не забыл: в рамках специального весеннего предложения, которое действует до 30 июня, стоимость планового ТО «Фокуса» дополнительно снижена на 1,2 доллара!

Еще одна иномарка, рожденная в России, – «КИА Рио» (11,2–13,2 тыс. долл.). Привлекательный дизайн, богатые комплектации, широкая возможность их выбора… Но от эмоций – к делу. Первое ТО (пробег 1,5 тыс. км) обойдется всего-навсего в 2800 руб. (группа компаний «Автомир»). Зато ТО-2 (10 тыс. км) облегчит кошелек уже на 4200 руб. Далее каждые 10 тысяч – вынь да положь по 6300 руб. Дорого? Так ведь иномарка, пусть и корейская, и с берегов Балтики. Итог: 32 тыс. руб. или 1100 долл. В столице на обслуживание придется записаться заранее, но ждать, как правило, не более одного дня.

Говорят, женщины обожают все французское. Духи, белье, вино, кино и пр. «комильфо», включая автомобили. А самый доступный сегодня у нас «француз» – седан «Рено Символ» (от 9,5 тыс. долл.). Базовая ставка за первые три ТО – 5,5 тыс. руб., а проходить их придется через каждые 15 тыс. км (по информации официального дилера «Муса моторс»). Всевозможные «расходники» повысят планку ТО-2 и ТО-3 еще в среднем на 6 тыс. руб. В «сухом остатке» – 22,5 тыс. руб. (790 долл.). И еще один положительный момент редких ТО – очередей на сервисах практически нет.

Увы, недешев в обслуживании хит продаж последнего полугодия – «Мицубиси Лансер» (цена – от 14,5 тыс. долл.). «Бюджетная» версия с двигателем 1,3 л: ТО-1 – 250 долл., ТО-2 – 270, ТО-3 – 255 (промежуток – 15 тыс. км). Запись на ТО по телефону, ждать придется до недели. Значит, за два года потратите как минимум 775 долл. (22 тыс. руб.). Для сравнения: «фирменный» уход за «Ниссаном-Алмера» (16,9–20,1 тыс. долл.) – от 620 долл. (обслуживание каждые 10 тыс. км). Значительно дороже «Тойота Королла» (от 15 400 долл.): на фирменном сервисе придется оставить 1100 долл., да еще и в очереди постоять, хотя многие СТО нынче вынуждены работать круглосуточно (!). Самой недорогой среди недорогих иномарок мы признали «Peugeot 206» (от 11 800 долл.), для которой техобслуживание рекомендуется проводить всего раз в 30 тыс. км. Обойдется это в 460 долл.

У РОССИЙСКИХ СОБСТВЕННАЯ СТОИМОСТЬ!

Для сравнения мы решили выяснить, в какую сумму выльется «правильное» техобслуживание отечественной машины, самой массовой из современных – VAZ 2110 (от 7,4 тыс. долл.). Кажется, цена должна быть по-российски низкой… Но это не совсем так. Первое ТО по рекомендации завода надо проводить при пробеге 1,5–2 тыс. км. В компании «Ростокино-Лада», где «все по-честному», работа обойдется в 1408 рублей, «расходники» – за отдельную плату, по выбору клиента – отечественные или импортные (плюс 500–1000 руб.). Работа по ТО-2 – 1179 руб., ТО-3 – 2848 руб. и так далее, через каждые 10 тыс. км. Итого 20,1 тыс. руб. (или 700 долл.) за два года – дороже, чем у «Peugeot 206»! (Это в том случае, если ничего у вашей «десятки» не сломается, не выйдет из строя, но таких счастливчиков история практически не знает.) Правда, есть щадящий вариант: менять масло и свечи самостоятельно (и регулярно!), а сэкономленные средства пускать на другие цели. Отлучат ли вас в этом случае от гарантии? Увы – скорее всего, да.

Итак, что у нас в итоге? Все просто. Главное – при покупке автомобиля не кидаться в объятия продавца, завидев соблазнительную цену, а внимательно просчитать, во сколько может обойтись эксплуатация машины при вашем режиме поездок. Ведь сказка кончается быстро, а с автомобилем жить придется, извините, не один год…

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВА

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» изготовитель (продавец) вправе устанавливать на товар гарантийный срок, в течение которого недостатки, возникшие по вине изготовителя, он сам или продавец устраняют бесплатно. Обнаружив их, потребитель вправе предъявить к изготовителю (продавцу) требования, установленные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей».

В случаях, когда возникают конфликтные ситуации, связанные с ремонтом автомобиля в течение гарантийного срока, необходимо руководствоваться главой 2 Закона «О защите прав потребителей», поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества. Специальный договор на выполнение работ по гарантийному ремонту между потребителем и изготовителем (продавцом) не заключается.

Так как при техобслуживании (ТО) автомобиля контролируется его техническое состояние (меняют масло, проводят другие рекомендуемые изготовителем работы), сама по себе такая проверка не может служить причиной возникновения неисправностей, а значит, и отказ в последующем гарантийном обслуживании будет неправомерен. Из этого следует, что потребитель вправе проходить техническое обслуживание автомобиля на любой СТО.

Изготовитель (продавец) не будет отвечать за недостатки товара только в том случае, если докажет, что они возникли вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Других оснований для отказа в гарантийном обслуживании законодательством не предусмотрено. Однако имейте в виду, что плановое обслуживание для многих компаний – основной источник дохода. Поэтому они под различными предлогами пытаются отказать в гарантийном ремонте, если вы делали ТО не у официального дилера. Так что, если вы все-таки решили сэкономить на обслуживании автомобиля, отказавшись от услуг СТО, приготовьтесь к тому, что свою правоту по гарантийной претензии придется отстаивать в суде.

Подпишитесь на «За рулем» в