Он у меня ручной…

ОН У МЕНЯ РУЧНОЙ…

РЫНОК И СЕРВИС

ЭКСПЕРТИЗА: ТРОСЫ ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА VAZ 2108

ОН У МЕНЯ РУЧНОЙ…

МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ

Вообще говоря, тросики на «Самару» мы уже проверяли – правда, довольно давно (ЗР, 1999, № 12). Импортные детали тогда стоили рублей 600–800, наши раз в пять дешевле. А что на рынке сегодня?

Цифр в ценнике стало намного меньше: теперь, независимо от гражданства тросика, его стоимость – от 35 до 50 руб. А вот по части имиджа особых изменений не произошло: даже в солидных магазинах наряду с изделиями в фирменных упаковках запросто продают нечто, брезгливо извлекаемое из большого деревянного ящика под прилавком. И это не подделки, а самые настоящие заводские изделия.

Честно говоря, если достать импортные тросы из целлофановых пакетиков, их облик будет не так уж сильно контрастировать с отечественными. Поэтому выбрать в магазине желаемый трос от конкретного изготовителя – задача непростая: где шильдики, лейблы, этикетки, голограммы? Короче говоря, куда смотреть-то? Скажем откровенно – некуда…

Тросы мы, конечно же, купили – отсутствием маркировки «зарулевцев» не испугаешь. Изделиям «Трос привода стояночного тормоза 2108-3508180» (четыре пары в различных вариантах исполнения) предстояла проверка на «геометрию» и прочность заделки наконечников. Кроме того, решили оценить их долговечность.

ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК…

Вид длиннющего изделия, прописанного под днищем автомобиля, на первый взгляд как-то не вяжется с высокой точностью. Однако нормативные документы ее требуют: длина троса при усилии 320 кгс должна составлять 1623±3 мм. Оболочка тоже должна быть не абы какой – ее длина при том же усилии обязана уложиться в 1365±3 мм. Если тросик окажется слишком длинным, то при изношенных колодках отрегулировать ручник не удастся: не хватит хода натяжителя. Чересчур короткий трос вообще не закрепить по месту, особенно если колодки новенькие. А из короткой оболочки трос будет торчать дальше, чем нужно, – опять-таки не хватит запаса на регулировку…

Если геометрия вынуждена добиваться уважения к себе, то такой параметр, как прочность заделки наконечников, в этом не нуждается. Сказано – 400 кгс в течение 30 с – значит, так и надо. И уж совсем не вызывают вопросов требования по циклическим испытаниям – трос обязан выдержать 10 000 циклов нагружения с усилием 150 кгс. Именно столько раз можно безбоязненно поставить машину на ручник – даже если делать это каждую секунду.

ИГРА В РУЛЕТКУ

Первая же пара проверяемых тросов оказалась разнородной: цвета пружин и полимерных втулок оболочки у даазовских изделий заметно отличаются друг от друга. Подделка? Да, только которая из двух? Измерив под нагрузкой длину, выясняем, что один из даазовцев явно «не вышел ростом» – и трос коротенький, и оболочка. Но в магазине такой замер не повторить…

Что ж, на очереди – пара «кедров» из Миасса. К цветовой гамме претензий нет, а вот рулетка опять сказала свое «Фи!»: у одного из изделий слишком короткая оболочка и чрезмерно длинный трос… Мысленно поблагодарив Отечественного Производителя, извлекаем из упаковки парочку «немцев» – уж здесь-то порядок гарантирован! А вот и нет – у обоих слишком длинные оболочки! Что касается «чехов», то они с вазовскими размерами не знакомы вообще – и тросы длиннющие, и на оболочку материала не хватило… Вот и ходи после этого в магазин без рулетки!

М-да… К силовым упражнениям еще и не приступали, а уже ясно, что из восьми тросиков на место под солнцем… простите, под «Самарой», вправе претендовать только два, причем оба – наши… Ладно, мерить так мерить – проверим всех. Сначала подергаем за наконечники, потом устроим обещанную «физзарядку» из 10 000 циклов «туда-сюда», а после опять померим размеры – не вытянулись ли? Под конец еще раз оценим прочность заделки наконечников и выясним…

…И выясним, что наконечник плохо закреплен только на одном из «кедров» – который «не того размера». Остальные тросики оказались прочными – лишь один из «чехов» после «физзарядки» вытянулся на миллиметр. И без того-то был длинным, а теперь и подавно.

Кстати, мы забыли еще про один нюанс. Согласно вазовскому чертежу, наконечники троса должны быть развернуты один относительно другого на 90 градусов – в противном случае при монтаже его придется «скручивать». Так вот – оба «кедра» растут неправильно: им забыли придать нужную ориентацию! Мелочь, но на общем безрадостном фоне – сами понимаете… А «до кучи» добавим, что ширина паза у немецких тросиков оказалась меньше положенной: захочешь установить – берись за надфиль…

Что ж, за пять лет мало что изменилось – по-прежнему из всех приобретенных тросов только один можно без сложностей и опасений устанавливать на автомобиль. Как же ездят «самарцы»? Впрочем, многие давно привыкли обходиться без ручника…

Заявленный производитель –

ОАО «ДААЗ», Димитровград, Россия

Ориентировочная цена – 35–40 руб.

Опознавательным знаком даазовских тросиков служит приведенная на фото эмблема – ее можно отыскать на наконечнике оболочки. Упаковка отсутствует как класс. Один из тросов сразу был забракован из-за негодных размеров, зато другой единственным из всех выдержал испытания без замечаний. Он в итоге и оказался победителем. Захотите купить – не забудьте прихватить из дома рулетку…

Заявленный производитель –

«Кедр», Миасс,

Россия

Ориентировочная цена – 35–40 руб.

Привычное для отечественных изделий отсутствие упаковки вынуждает обращать внимание на зеленую полимерную трубочку, надетую поверх оболочки. Первый «Кедр» забраковали – и размеры не те, и наконечник «потерял»… Кроме того, у обоих тросов неправильно ориентированы наконечники: изделия будут вынуждены работать в скрученном состоянии. Впрочем, ко второму «Кедру» других замечаний нет.

Заявленный производитель –

«Атэ» (Ate),

Германия

Ориентировочная цена – 40–50 руб.

Немецкие изделия имеют характерное покрытие желтого цвета и продаются в полиэтиленовой упаковке. Длина тросиков – в норме, а вот оболочка у обоих на несколько миллиметров длиннее положенного. Кроме того, ширина паза наконечников равна 5 мм – должно быть 5,8 мм. По части прочности к «немцам» претензий нет, однако многочисленные нелады с геометрией закрывают им доступ к рабочему месту...

Заявленный производитель –

«Эндикар» (Andycar),

Чехия

Ориентировочная цена – 40–50 руб.

Чешские изделия – самые симпатичные из всех: белое покрытие пружин и наконечников, фирменная упаковка… Но на машину их ставить нельзя: тросы длиннее допустимого аж на сантиметр, а оболочки, напротив, несколько короче, чем требуется. Кстати, после испытаний на долговечность чешский тросик оказался единственным, который хоть немного, да вытянулся. Это лишь усугубило общее негативное впечатление…

Подпишитесь на «За рулем» в