Дважды зеленый

ДВАЖДЫ ЗЕЛЕНЫЙ

ТЕХНИКА

ГРУЗОВИК: Volvo FH16

ДВАЖДЫ ЗЕЛЕНЫЙ

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: ФИРМА Volvo

По сложившейся традиции журналисты ЗР участвуют во многих автопробегах. Едва стартовала во Владивосток экспедиция «Нашей марки», как нас пригласили на демо-тур грузовиков «Вольво» по городам Сибири и Урала. Туда, где есть представительства и сервисные станции «Вольво Тракс». Уфа, Екатеринбург, Новокузнецк, Омск, Новосибирск, Красноярск. Из четырех машин две – самосвал FM12 и седельный тягач FH12 собраны в Зеленограде (ЗР, 2003, № 11), третьим стал фургончик FL6, а большой зеленой «изюминой» пробега – «чистокровный швед», топ-модель концерна – «Вольво-FH16». В этом году только начинаются их поставки в Россию, и велико было искушение проверить флагмана на трассе.

ВЕРНОСТЬ РАЗМЕРУ

После модернизации основного для больших «вольво» двигателя D12 (напомним, эти дизели ставят также на катера, яхты и прочие суда), замены в производстве ветерана D10 на D9А дошла очередь и до 16-литрового мотора. Прежний, тоже рядную «шестерку» с турбонаддувом и интеркулером, выпускали до осени 2001 года. Конструктивно «новичок» – это подросший на 4 литра D12D с размерностью ветерана: диаметр цилиндра 144 мм, ход поршня 165. Распредвал, управляющий 24 клапанами и шестью насос-форсунками, в угоду жесткости переместился в головку, только приводится со стороны маховика через каскад шестерен. Так и в кабине тише, и отобрать 100-киловаттную мощность на агрегаты надстройки легче. (Напомним, подобная схема, только без отбора мощности, используется на КамАЗе с середины 70-х.)

Настройкой «мозгов» двигателя, цикловой подачи электронно-управляемых насос-форсунок и производительности турбокомпрессора получают мощность 550 или 610 л. с. При одинаковом (2000 кгс/см2) давлении впрыска применили разные распылители. Более слабому мотору достались «пятидырчатые», мощному – с шестью отверстиями. Учтена каждая капля солярки – удельный расход всего 189 г/кВт.ч. Для России машины оснащают фильтрами грубой очистки топлива с электроподогревом. Конечно, лето не лучшее время, чтобы проверить их в деле, но на нашей товарной солярке на всем протяжении маршрута машины даже не чихнули. Нет и черного дыма на тягунах – требования Евро III соблюдаются не на словах. Неспроста, видимо, машина окрашена в зеленый цвет.

Дизели «Вольво» славятся своим ресурсом под два миллиона километров. Для новичка планку опускать, конечно, не стали. Ныне на всех двигателях, начиная с D9А, стоят составные поршни со стальными днищем, бобышками и алюминиевыми юбками – залог долговечности цилиндро-поршневой группы. За качество и стабильность смазки отвечают водомасляный теплообменник, три фильтра – два полнопоточных и один байпасный, перепускной. При засорении двух основных, но чаще при холодном пуске в главную магистраль поступает процеженное через него масло. Его, кстати, в системе 42 литра, поэтому замена предусмотрена через 90 тыс. км. Но это на автомагистралях Европы, у нас – при строительных и городских перевозках и сернистой солярке – эту операцию придется делать вдвое чаще.

АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА

В зависимости от настройки «мозгов» двигателя изменяется не только мощность, но и крутящий момент – 2500 и 2800 Н.м, однако трансмиссия машин почти одинакова. Сцепление только двухдисковое диаметром 394 мм, оттяжного типа с диафрагменной пружиной и пневмоусилителем.

На Западе давным-давно стандартом SAE унифицированы крепежные размеры картеров КП. На больших машинах это SAE-1: на любую можно поставить коробку ZF или, к примеру, американскую «Итон». Это у КамАЗа, ЯМЗ и ЗИЛа все размеры разные – не иначе, чтобы сбить с толку вероятного противника. Но «Вольво» чужое не нужно, коробки и мосты для тяжелой серии делают сами.

Для нового грузовика FH16 разработали коробку VT2814В с прямой или повышающей передачей, взяв за основу известную у нас VT2514В (цифры в обозначении: 28 и 25 – крутящий момент двигателя в Н.м, деленный на 100; 14 – количество передач). Это полностью синхронизированный агрегат с трехступенчатой основной коробкой, двухдиапазонным планетарным демультипликатором и делителем со встроенной тихоходной передачей-«черепахой».

Основной КП, «черепахой» и задним ходом управляют рычагом через тросы, демультипликатором и делителем – электропневматическим приводом с двумя клавишами. Обязательная для подобных коробок система смазки под давлением оснащена полнопоточным фильтром. По заказу для эксплуатации в тяжелых режимах устанавливают датчик температуры масла, водомасляный теплообменник, аварийный насос гидроусилителя руля, коробку отбора мощности и, конечно, гидравлический трансмиссионный тормоз-замедлитель (ретардер). Известная по «Вольво-FH12» электронно-управляемая механическая коробка I-shift пока не доросла до крутящего момента 16-литрового двигателя – все впереди.

Колесная формула нового FH16 гибко учитывает условия эксплуатации. Седельному тягачу достаточно 4х2, магистральному грузовику – 6х2, а лесовозу и 6х4 мало, но полноприводных модификаций не будет. Ведущие мосты аналогичны FH12 и подразделяются по нагрузке и типу главной передачи.

Самое малое передаточное число у одинарных гипоидных мостов низкорамных тягачей с широкопрофильными шинами – всего 2,1, а самое большое – 7,21 у автопоездов полной массой 100 тонн. Конечно же, такому богатырю положены мосты со ступичными планетарными редукторами и всевозможными блокировками.

СУДЬБА

БАРАБАНЧИКОВ

В демо-тур отправили усредненный, хотя и выставочный экземпляр, а ведь уже существует множество модификаций FH16. Предлагают три высоты шасси: 1000, 900 и 850 мм. Еще более разнообразны варианты колесной базы. У тягачей 4х2 – 3500, 3600, 3700 и 3800 мм; 6х4 – 3050, 3200, 3400 и 3600 мм, а самые длинные, конечно же, бортовые грузовики. Здесь база доходит до 6500 мм. Любимые скандинавами «ленивые» мосты при схеме 6х2 располагают перед ведущей осью или сзади нее. При заднем расположении их делают подъемными и снабжают рулевым управлением – гидравлическим или обычной механикой, иначе при разворотах такой «крокодил» быстро сотрет шины до корда.

Подвеска на выбор: полностью пневматическая, комбинированная – впереди параболические рессоры, сзади – пневмоподушки или полностью рессорная для машин 6х4 и 8х4. Есть одна особенность редукторных мостов с рессорной балансирной подвеской: на них устанавливают только барабанные тормоза с S-образными разжимными кулаками, которые на Западе уже сходят на нет. Дисковые тормоза – на мостах с пневмоподвеской: именно такие были на нашем FH16.

Горы на Южном Урале не очень высокие, но здесь-то и проявились способности зеленого «Вольво». На подъемах из автопоездов более-менее сопоставимы с «Вольво» суперМАЗы с 400-сильными ЯМЗ-7511. Но абсолютным лидером оказался маленький автопоезд – пожилые «Жигули»-«шестерка» с высоким тентованным прицепом, груженные и в салоне какими-то коробками. Еще бы – 40 «лошадей» на тонну полной массы. А вот на спусках FH16 действительно нет равных.

Отечественные грузовики сходят с гор на чуть большей скорости, чем забираются на них, и все равно над трассой стоит запах горелых накладок. Неоспоримо преимущество дисковых тормозов у «Вольво», но самое главное – взаимодействие горного тормоза, компрессионного моторного и гидравлического трансмиссионного – ретардера.

Когда рычажок дополнительной тормозной системы в положении «автомат», в первую очередь заработает именно она. Если эффективности почти в 500 кВт не хватает, при дальнейшем нажатии на педаль вступают в работу колесные дисковые механизмы, цепко держа на спуске груженый автопоезд. (Говорят, чертежи отечественного ретардера который год пылятся на кульманах инженеров ЯМЗ…)

ГДЕ ДЕНЬГИ ЛЕЖАТ

Чтобы сразу внушить почтение и нагнать страху на конкурентов, дизайнеры стремятся подчеркнуть исключительность флагманской модели грузовика. Даже окраска у FH16, как у роскошных легковых авто, – зеленовато-серым «хамелеоном». На «фасаде» – обилие хрома, в интерьере – натуральная кожа и кирпичного цвета велюр. На имидж работают аэродинамические обтекатели, спойлеры, колпаки колес. Удобные сиденья в трех вариантах исполнения, огромного объема кабина, широкие спальные полки, есть даже маленький сейф для денег и путевой документации. «Автономка», кондиционер, холодильник, полочка под TV, шкафчик для микроволновки. Надоело ехать – остановись там, где красиво, отдохни, выпей кофе, поставь видеокассету с культовым фильмом про дальнобоев – «Черный пес» с Патриком Суэйзи. Ты такой же, как он, и даже круче, и ты едешь на зеленом тягаче «Вольво». Вдвоем вам любая дорога по плечу.

Подпишитесь на «За рулем» в