Страхование. комиссары – кто они?

СТРАХОВАНИЕ. КОМИССАРЫ – КТО ОНИ?

КОНСУЛЬТАНТ, ПСИХОЛОГ, ЭКСПЕРТ

Вопрос на засыпку: кому в Петербурге звонят по номеру 001? С места ДТП, круглосуточно? Правильный ответ – «аварийным комиссарам». Название профессии звучит загадочно, ведь пока мало кто за пределами Питера имел с ними дело. Подчеркнем: ПОКА!

Службы аварийных комиссаров растут быстро и тихо, словно грибы. Они есть уже в 30 городах России – от Мурманска до Владивостока. Создан объединяющий их Всероссийский союз… Но об этом позже. Сначала выедем с одним из пятидесяти комиссаров петербургской компании ЛАТ на место происшествия.

…Девушка-диспетчер принимает звонок водителя «девятки», поцарапавшей на Невском правый борт «Мерседеса», и вызывает ГИБДД. Пострадавших нет, иначе она первым делом вызвала бы «скорую». Садимся с Андреем в «Оку» со спецраскраской и цифрами 001 на капоте. Эти маневренные машинки позволяют «аваркомам» добираться до места ДТП за 15–30 минут. Приезжали за опытом московские коллеги, покритиковали «Оку»: «Непрестижно! У нас на таких пиццу развозят!». И предложили оптимальный, по их мнению, вариант: универсал-«четверку» со скутером в багажном отсеке. Круто, но когда еще это будет…

А пока на «непрестижной» «Оке» мы приехали раньше ГИБДД. Андрей представляется клиенту и просит показать полис ОСАГО. Все в порядке: страховая компания владельца «девятки» имеет договор с ЛАТом. Но аваркома можно вызвать и без всякого договора – правда, в этом случае придется оплачивать его выезд.

Из нормативного документа «Обязанности аварийного комиссара»: «По прибытии оказать Клиенту психологическую поддержку»

Клиенту из «девятки» от стресса явно зябко. Но до шокового состояния далеко – не тот, слава богу, случай. Чтобы окончательно успокоить, достаточно попросить его помочь в составлении схемы ДТП – например, придержать конец рулетки…

«Осмотреть место ДТП, сфотографировать повреждения»

У аваркома в багажнике целый арсенал: конусы для ограждения места аварии, профессиональная аптечка, измерительные принадлежности, мощный фонарь-«бластер» для ночной работы, цифровой фотоаппарат… Очень часто эти снимки бывают полезны группам разбора ГИБДД.

«Оказать содействие в установлении очевидцев происшествия»

Клиент, если даже не ранен, зачастую упускает их из виду. Уехали, разошлись… А комиссар обычно кого-то находит. Вот хотя бы лоточника, продающего на тротуаре мороженое.

«Противодействовать физическому и психологическому давлению на Клиента со стороны третьих лиц, при необходимости через диспетчера вызвать охрану»

В 1998-м, когда в Питере появились аварийные комиссары, это было едва ли не главной их функцией. С тех пор нравы, говорит Андрей, стали более цивилизованными. А мастерам «подстав» вызов комиссара не сулит ничего хорошего, и они обычно спешат ретироваться.

«Оказывать консультационно-правовую помощь Клиенту при оформлении документов на месте происшествия»

Имеется в виду милицейский протокол, вникнуть в который участники аварии часто не в состоянии. Ну и, конечно, пресловутое «Извещение о ДТП», необходимое для выплаты денег страховой компанией: правильно заполнить его не так-то просто, а инспектор ГИБДД в этом не советчик…

ЩЕДРОСТЬ С КАЛЬКУЛЯТОРОМ

В Петербурге многие страховые компании выдают полисы ОСАГО и «АвтоКАСКО» вместе с «подарком» – правом бесплатно вызывать аварийного комиссара. Эта щедрость удивительна лишь на первый взгляд. Умный страховщик платит за клиентов отнюдь не в убыток себе– аваркомы экономят ему очень большие деньги.

В аналитической группе фирмы ЛАТ мне показали пачку свежих аваркомовских рапортов о сомнительных ДТП. Вот, например, «Ауди А4» с помятыми бампером и левым крылом. Владелец заявил, что оставил его вчера вечером возле бровки целехоньким, а днем, выйдя из дому, увидел повреждения. Но комиссар не обнаружил возле машины ни кусочка отлетевшей краски. А главное (это хорошо видно на приложенных к рапорту фотографиях), у «Ауди» мокрые шины и арки колес, хоть асфальт вокруг сухой. Значит, автомобиль проехал по луже, но не вчера, а сравнительно недавно. Налицо явное страховое мошенничество. Аварком, однако, пишет свой вывод осторожно: «Предположительно повреждения автомобиля могли образоваться в другое время и в другом месте»…

– Почему такая деликатность? – спрашиваю.

– Аварийный комиссар обладает квалификацией дознавателя, но не заменяет его. Мы просто обращаем внимание страховщика на конкретные неувязки, а принять решение – уже его дело…

По оценкам экспертов, каждое десятое заявление о страховом случае – мошенничество. Страховщикам очень трудно с этим бороться – они ведь не выезжают на место ДТП, а работают с бумагами. Не поможет и инспектор ГИБДД, он лишь фиксирует повреждения, а размышлять о причинах их появления – не его задача. И если документы составлены гладко, мошенники обычно получают страховую сумму.

Жуликам аварийные комиссары – злейшие враги. В Петербурге проделали эксперимент: тщательно изучили ДТП, где страхователь имел право бесплатно вызвать аваркома, но почему-то не вызвал. 70% этих происшествий оказались явно фальсифицированными, а остальные 30 вызвали серьезные сомнения…

ГРЯДЕТ РЕВОЛЮЦИЯ

Сняв массу проблем водителей и страховщиков, службы аварийных комиссаров пока не решили свою наболевшую. Речь о правовом статусе: с точки зрения закона они что-то вроде бюро добрых услуг. Законодательное собрание Санкт-Петербурга должно вскоре принять соответствующий закон – как говорится, лиха беда начало…

Союз добивается также, чтобы аварийным комиссарам предоставили право выезжать на мелкие ДТП вместо милиции. Тогда легче станет и водителям, и перегруженным сотрудникам ГИБДД. Долго ли ждать?

Подпишитесь на «За рулем» в