Раллийная техничка. служба тыла

РАЛЛИЙНАЯ ТЕХНИЧКА. СЛУЖБА ТЫЛА

Есть командир (начальник команды), комиссар (пресс-секретарь), техника с экипажами. И, конечно, основа жизнеобеспечения – служба тыла. Ее главная движущая сила – автомобили технической поддержки (в просторечии – технички). О них – наш рассказ.

ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА.

Хотя проселков и в Подмосковье не счесть, раллийные трассы, как правило, проложены вдали от больших городов. В малонаселенной глубинке проще перекрыть движение транспорта на спецучастках и контролировать ситуацию на трассе, тем самым обеспечивая безопасность и зрителей, и участников. А так как этапы нередко отстоят друг от друга на сотни километров, то команды почти круглый год кочуют с места на место. Технички – главная тягловая сила обоза. Помимо штатного груза, везут бытовой скарб, амуницию и продовольствие. А на хвосте зачастую висит прицеп с боевой машиной. За сезон (около пятнадцати гонок) только холостого пробега набирается тысяч пятьдесят. И это не все. В ходе ралли обычно предусмотрены две зоны сервиса – путь туда-обратно добавляет еще километров пятьсот. Значит, и машина, и люди должны быть особо надежными.

СКЛАД НА КОЛЕСАХ.

Раллийный автомобиль, как известно, работает на пределе, отчего постоянно нуждается в запчастях. Например, «вечная» в обычной жизни коробка передач в спорте редко живет дольше одного этапа. Тормозные диски, рулевые тяги и элементы подвески – и вовсе расходный материал. Большим спросом в ралли пользуются зеркала, стекла и светотехника. Все это надо иметь с собой. В среднем резерв запчастей на одну боевую единицу в денежном выражении равен ее стоимости (в кубке «Ситроен Саксо», например, $15–20 тыс.). Естественно, значительная часть объема технички отведена под склад. Здесь же хранятся бочки с горючим – дозаправка спортивных машин разрешена только в зоне сервиса. Кладовщика в штате команды нет, и дебет с кредитом сводит один из механиков.

ПОЛЕВОЙ СТАН.

Итак, главная задача тыловой службы – поддерживать боеготовность спортивных авто. Дело, прямо скажем, непростое. Фактически каждая техничка – это мини-СТО на колесах, со всеми основными участками стационарного сервиса. Правда, трудятся здесь по-иному.

Заявки на ремонт принимают… по рации. Обнаружив неполадки, пилот выходит на связь и сообщает об этом экипажу технички. Механики, прикинув объем работ, встречают «клиента» во всеоружии. Так экономятся воистину драгоценные секунды. Ведь на текущее обслуживание в середине дня отводят лишь двадцать минут, а в конце – всего сорок. В эти, считай, мгновения мастера успевают «перекинуть» коробку передач, заменить сцепление, стойки, рычаги, привода и т. д. Много дел по «жестянке». После путешествия через кювет у болида надо отогнуть крылья, закрепить бампер, заменить фары, радиатор, вклеить (!) новое ветровое стекло.

Требуют забот и не пострадавшие «в бою» экземпляры. У них обязательно протягивают подвеску, заменяют колеса (30–50 км для резины «чемпионской» машины – предел!), заправляют и еще успевают помыть! Яркость красок – непременный атрибут праздника, а на чистых бортах заиграет реклама спонсора.

Разумеется, трудовые подвиги совершают не голыми руками – в недрах технички есть необходимое оборудование, включая шиномонтажный станок. Энергоносителями его обеспечивают дизельный генератор и автономный компрессор. Так как ралли проходят днем и ночью в любую погоду, в набор имущества непременно входит огромный складной шатер и мощные софиты.

На задней двери скромно ютятся непрофильные топор, пила и лопата. Шанцевый инструмент нужен при эвакуации техники. Тягач организаторов (так называемая «метла») подбирает лишь «легкораненых», транспортируя их к финишу ближайшего СУ (спецучастка). Выковыривать же остальных пострадавших из кустов и складок рельефа и доставлять их на базу входит в задачу механиков.

БОЕКОМПЛЕКТ.

Экипаж технички – три человека – по числу мест в кабине. Старший, он же водитель, отвечает за все: следит за приходом-расходом материальных ресурсов, комплектностью и исправностью ремонтного оборудования и агрегатов самой технички. Нелегкая это ноша! А еще надо иметь права категории «Е» (на случай буксировки прицепа-автовоза), загранпаспорт (некоторые этапы проходят за границей – в Прибалтике) и к тому же – навыки наставника (чтоб учить уму-разуму молодежь). Добавьте умение ремонтировать все, не считая часов, и в любую погоду, – и зарплата в тысячу у. е. не покажется чрезмерной. Новички, правда, зарабатывают поменьше – от $500.

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

Очевидно, на роль технички годится не всякий фургон. Чтобы поглотить в своих недрах и увезти все необходимое, нужны высокая грузоподъемность и внушительный внутренний объем. Важнейшая из координат пространства – высота, чтобы механик, работая в кузове, не сгибался в три погибели. Любимый «кольцевиками» трейлер-моторхоум в ралли не подойдет – мала мобильность. Плод компромисса – двухосный длиннобазный фургон с высокой крышей. Человековместимость, как мы и упоминали, – не менее трех человек. Силовой агрегат – непременно дизель. Во-первых, он обладает повышенными надежностью и ресурсом, а во-вторых, много экономичнее бензинового. В команде «Ситроен-Центр-Москва» предпочли, что вполне логично, «Ситроен-Джампер». Помимо рабочей зоны, в нем дооборудовали кабину экипажа. К штатному оснащению добавили рацию, телевизор и… штурманское оборудование – без него сложно пользоваться дорожной книгой. Да-да, своя «легенда» есть не только у гонщиков, но и у технарей. Они, хоть и тыловая служба, всегда на передовой.

ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в