Американский дедушка

АМЕРИКАНСКИЙ ДЕДУШКА

Для дорогих же иномарок плата за ввоз (в обоих случаях зависящая лишь от объема двигателя) без следа растворяется в без того немалой цене. Скажем, стоимость растаможки популярного в народе двухлитрового «Форда-Мондео» ныне около $4 тыс., а роскошного БМВ-740 с четырехлитровым мотором – всего вдвое больше! Впрочем, покупатели «бимеров» – контингент специфический, чего не скажешь о поклонниках вседорожников. В этом секторе мы и решили сосредоточиться, попытавшись понять механизм спроса и предложения.

ЛЕВО РУЛЯ!

Хоженые иномарки везут в основном из трех мест: Европы, Японии и Северной Америки. В зависимости от происхождения однотипные модели различаются состоянием, комплектацией и ценой. Техника из Страны восходящего солнца здесь, пожалуй, вне конкуренции. Машины для внутреннего рынка упакованы богаче экспортных, а отлаженная кредитная политика позволяет тамошним владельцам обновлять парк раз в 3–5 лет. Проблем две – правый руль и существенные порой конструктивные отличия от «леворуких» аналогов. В итоге жителю европейской части России не избежать проблем с запчастями и техобслуживанием.

Европа, долгие годы манившая российских (и не только) перегонщиков, ныне позиции утратила. Ведь за покупку теперь надо выложить на треть больше долларов, давно уже ставших нашей «национальной» валютой. Сказалось и подорожание топлива. Похоже, экономные европейцы сейчас меньше ездят, срок амортизации машин вырос, что плохо (для наших, разумеется, перекупщиков) отразилось и на структуре вторичного парка, и на ценах. С их ростом многие достоинства европейских машин обернулись недостатками. Например, высокотехнологичные двигатели часто не приемлют «92-й», а то и «95-й» бензин (который и у нас нынче дорог), требуя к тому же высокой степени очистки. Оказалось, что среди относительно дорогих моделей (как уже сказано, такие в основном и везут на наш рынок) преобладают топовые версии, так что сэкономить на кожаной обивке или климат-контроле покупателю не удастся.

В таких условиях многие поставщики предпочли Северную Америку. По некоторым данным, доля заокеанских машин на московских рынках доходит до 90%. Среди «американцев» довольно много свежих экземпляров. Дело в том, что не все продаваемые за границей подержанные машины уплывают в Россию: на месте тоже неплохой спрос. Очевидно, что свои снимают все сливки, оставляя иностранцам неликвидный товар. Правда, спрос хорош, пока есть кредит. Получить же его в США под машину с пробегом более 55 тыс. миль (90 тыс. км) крайне сложно – истекла заводская гарантия. Так что местным жителям эта техника неинтересна. Зато нам – в самый раз!

У прямых поставщиков почти не попадается «битье» – автомобили, восстановленные на продажу из хлама. В Новом Свете при их смешных ценах заниматься этим невыгодно. Та же мотивация живет по эту сторону Атлантики. На то, чтобы получить в порту Хельсинки, доставить в Москву и придать товарный вид жертве автокатастрофы, у негоцианта уйдет уйма времени и еще больше денег. Исключение – пресловутый литовский транзит. Тамошние посредники, следуя по давно отлаженной схеме, по дешевке скупают и приводят в чувство полностью убитые образцы. К их услугам – собственный порт и многочисленные мастерские.

Среди прочих достоинств – неприхотливые и надежные двигатели, хорошо переваривающие наш «92-й». Дизели не встречаются, что, с одной стороны, плохо: ведь такой экономичный мотор выгоден в эксплуатации. С другой – агрегат очень дорог в ремонте, а покупка «б/у» – всегда кот в мешке. Не повезет – замена турбины легко съест ожидаемую экономию на топливе.

Учтите и другие особенности комплектации. Так, звуковые охранные комплексы за рубежом запрещены – приходится довольствоваться иммобилайзером. На передних панелях «американцев» не встречаются телевизоры – табу. Голубые экраны лишь для пассажиров – на потолке либо в подголовниках. Светящееся на «торпедо» табло – система навигации, в России, увы, бесполезная.

Если все эти недостатки не смущают, а достоинства кажутся весомыми, можете отправляться на рынок.

ПО ПРИМЕТАМ

Начать стоит с выбора… продавца. Хорошо, если он обладает пятью – десятью автомобилями одновременно. Хорошо также, если на этой торговой площади он завсегдатай. Такой информацией с вами охотно поделятся его коллеги – залетных конкурентов не любят, а потому не станут и покрывать.

Определясь с моделью, изучите внимательно ПТС. Штампы питерской и московской таможни говорят о прямой поставке, калининградской – вероятно, через Литву.

Просить сервисную книжку нынче почти бесполезно. В США все давно компьютеризовано – информация о ТО хранится на пластиковой карте. Не найдете у продавца и родного американского техпаспорта – его изымают еще на таможне. Покончив с бумагами, переходите к осмотру машины, обращая внимание на пресловутые стикеры. Излишняя самоуверенность тут ни к чему – в сомнительных случаях нужна помощь консультанта.

ПО НАЗНАЧЕНИЮ

За покупкой резонно отправиться на крупный рынок вроде «Автогаранта» в подмосковных Люберцах – богатое предложение облегчит выбор. Среди вседорожников здесь правят бал «американцы». Правда, чистокровные янки редкость: они слишком громоздки для города и почти бесполезны на бездорожье.

Поэтому на продажу выставлены в основном американские версии японских и европейских моделей. Последние чаще встречаются в дорогом секторе.

Так, «Гелендеваген» предлагают от $60 тыс., «Мерседес-Бенц ML» – от $38 тыс. Нишу подешевле почти целиком занимают «американские японцы». В ней мы и задержались.

Двухлитровая «Тойота RAV-4» 2001 года за $25 тыс. выглядела идеально. Послерестайлинговый дизайн, обилие опций (в том числе обязательный для «американцев» «автомат»), умеренный городской габарит. В салоне за новую попросят около $35 тысяч – есть над чем задуматься. Однако внутри показалось тесновато: видимо, по мнению создателей, предельный рост европейца (да и американца) не превышает 180 см. Кроме того, не понравилась явно «паркетная» подвеска с многочисленными рычагами и тягами, а также отсутствие понижающей передачи. В общем, на «Тойоте» нестыдно показаться в приличном обществе, но с накатанного пути лучше не съезжать.

Следующий претендент – 2,7-литровый «Сузуки-Гранд Витара XL-7» 2001 года сулил куда больше машины за те же ($25 тыс.) деньги (цена новой примерно $36–37 тыс.). Почти мини-вэновский семиместный салон на внедорожном ходу – сочетание привлекательное. В активе – рамная конструкция и правильно подобранные подвески. Совокупность цельной балки сзади и независимой конструкции спереди, как правило, обеспечивает хорошую проходимость в грязи и достойное поведение на асфальте. В пассиве – спорный, на наш взгляд, алгоритм подключения переднего моста. В приводе нет дифференциала, поэтому вариант 4х4 можно использовать только на бездорожье. А зря! Он бы не раз выручил и на городских улицах, например в гололед. Впрочем, многие игнорируют автомобиль по иной причине: считают марку непрестижной. Ведь когда-то компания пришла на наш рынок с гаммой компактных (в нашем понимании несерьезных) машин. С тех пор много воды утекло, но, видно, так и не удалось до конца сломать стереотип.

Последним в ряду оказался трехлитровый «Mitsubishi Montero Sport/">Мицубиси Монтеро Спорт» все того же 2001-го. Продавали его, как ни странно, за те же деньги – $25 тыс. (цена нового в схожей комплектации начинается с $40 тыс.). Этот «проходимец» среднего класса создавали как автомобиль для активного образа жизни. Замысел удалось воплотить – «Спорт» с отключаемым передним мостом хорошо держит дорогу и не пасует перед разбитым проселком. Конечно, «Паджеро» последнего поколения много «ближе к асфальту», чем предшественники, но «Спорт» – самый прямой из наследников победителя «Париж–Дакар». Жаль, машина не блещет ярким современным дизайном, но зато практична. А уж о престиже и говорить нечего. И, наконец, 15 тысяч на дороге не валяются. С этим аргументом не поспоришь! После недолгих колебаний мы полезли за кошельком.

Подпишитесь на «За рулем» в