Дом, где рождается стиль

ДОМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СТИЛЬ

Световой дизайн, предложенный известным американским мастером Джеймсом Тарреллом (James Turrell), уникален. Что ж, так и должно быть: красивые автомобили уже на концептуальном уровне должны быть окружены красотой. Это одна из главных предпосылок, которая откроет новые горизонты перед «двойным шевроном» и маркой со львом на решетке радиатора.

ОБЪЕДИНИТЬСЯ, ЧТОБЫ РАЗМЕЖЕВАТЬСЯ

Как ни странно это звучит, но идея поместить творческие коллективы двух компаний под одной крышей как раз и заключалась в том, чтобы они ни в чем не смогли повториться. Чтобы «Ситроен» был «Ситроеном», а «Пежо» оставалась «Пежо». А этого легче добиться, когда знаешь, что делает твой сосед. Кроме того, создание единого дизайнерского комплекса, по замыслу акционерного общества PSA, способствовало концентрации передовых технических средств.

Ни для кого не секрет, что нынешнему автомобильному дизайнеру мало карандаша и бумаги. Сегодня даже наличие мощного компьютера – обязательное, но вовсе не достаточное условие для того, чтобы быть в числе лидеров. Нужны сверхмощные вычислительные центры, объединенные с роботизированными комплексами.

Одну из уникальных машин нам показали – это электронный «скульптор». Из огромного куска пластилиновой массы он по рисунку и размерам, заложенным в компьютере, вырезает макет будущего автомобиля в натуральную величину. Точность работы «скульптора» оценивается долями миллиметра. Сотрудники центра не без гордости замечают, что такого нет пока ни у кого из ведущих автопроизводителей. Как можно догадаться по фото, машина работает над «портретом» нового «Ситроена-С4». Разумеется, на публику – ведь этот автомобиль уже запущен в производство. Без посторонних глаз электронный «скульптор» трудится над моделями будущего. Он уже доподлинно знает, как будет выглядеть и «Ситроен С6», и преемник «Peugeot 206».

Но главное – современная техника не допустит смешения стилей «Пежо» и «Ситроена». И никто по внешнему виду не заподозрит родства таких разных по стилю автомобилей, как «Peugeot 307» и «Ситроен С4», собираемых на одной и той же платформе и на одном и том же заводе.

«ОЛОБАНШ» ИЛИ ПОГРУЖЕНИЕ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Но есть в дизайнерском центре Велизи магическая комната. В ней стоит много компьютеров и проекционных аппаратов, вмонтированных в пол, стены, потолок.

Чтобы начались чудеса, нужно выключить свет и надеть стереоочки. И тогда перед вами появятся реальные автомобили. Вы сможете открыть дверь и заглянуть в салон: все в натуральную величину. Конечно, создавалась она не для игр и забав. Зал виртуальной реальности открывает создателям автомобиля неслыханные доселе возможности посмотреть, как «вживую» выглядят их наброски. «Материализация» такого характера позволяет тестировать большое количество предложений, не тратясь на изготовление прототипов. Здесь же можно оценить удобство салона, спланировать размещение дополнительных емкостей, увидеть истинный объем багажника, посмотреть, достаточно ли места для ног задним пассажирам, а также сделать заключение об обзорности с места водителя.

Но больше удивила прямая взаимосвязь между виртуальной моделью и производственной деятельностью. Оказывается, в зависимости от конструкции автомобиля можно не сходя с места спроектировать все этапы его заводского изготовления, включая обустройство и оборудование рабочих мест.

И уж совсем фантастикой показался «Олобанш» (Holobanch), как его называли сотрудники центра. Под таким странным названием в центре функционирует отдельный проекционный зал, где имитируется обустройство труднодоступных мест и зон обслуживания автомобиля. «Олобанш» может показать, как будет выглядеть моторный отсек, скажем, «Peugeot 206», если под капотом окажется V-образная «шестерка». Оказывается, если такой мотор и удастся как-то пристроить, то на его обслуживании без демонтажа с автомобиля придется поставить жирный крест. «Олобанш» разработан совместно с инженерами аэрокосмической компании «Дассо» (Dassault).

Выйдя из французской виртуальной реальности, я подумал: наверное, у российских авиакосмических корпораций тоже есть свои «олобанши». Только знают ли о них, к примеру, на ВАЗе?

У КРАЯ ПЛАТФОРМЫ

Группа «Пежо-Ситроен» одна из немногих объединила две марки, производящие легковые автомобили общего назначения. Ни та, ни другая не делает ни вседорожников, ни грузовиков, ни автобусов. Поэтому сохранение фамильных черт для каждой из марок – вопрос жизни и смерти.

Вместе с тем политика единых платформ для разных моделей, которую осуществляет группа «Пежо-Ситроен», все сильнее объединяет эти марки. К настоящему времени различные модели, собираемые на одной платформе, унифицированы более чем на 60%. Дизайнерам приходится использовать оставшиеся 40%, чтобы сохранить и приумножить традиции марки, ее стилистику, не потерять индивидуальность. В Велизи мне показали, как из одних и тех же деталей и элементов рождаются такие непохожие друг на друга спортивного вида «Ситроен С2» и первый компактный автомобиль с автоматической сдвижной дверью «Peugeot 1007».

Сорок процентов свободы для дизайнеров и стилистов… Оказывается, это довольно много. Полагаю, с открытием дизайнерского комплекса «Ситроен» и «Пежо» в Велизи эти сорок дизайнерских процентов станут еще весомее.

Фото автора и «Пежо-Ситроен»

Подпишитесь на «За рулем» в