Правило «номер раз»

ПРАВИЛО «НОМЕР РАЗ»

К дополнительным неприятностям приводят вольности в соединении проводов. Неаккуратная скрутка, слабая изоляция, да еще ненароком в цепи, где нет предохранителя, – путь к пожару. Пайка? У нее свои минусы. Например, излишняя жесткость. Если провод сильно вибрирует, возле пайки обязательно оборвется. Нужно дополнительно его закреплять, сообразуясь с характером вибрации, – а кому охота? Не случайно в мировом автопроме укоренились строго определенные способы соединения проводов – созданы надежные разъемы, клеммы, наконечники, как и приспособления для их монтажа. Это делает машину технологичней в производстве и ремонте, но любое разъемное соединение может ослабнуть, окислиться, подгореть. Тут нужен глаз хозяина.

При ремонте неисправный провод чаще всего заменяют, соблюдая простое правило: чтобы после ремонта не нарваться на проблемы, сечение токопроводящей жилы нового провода должно быть не меньше, чем у «родного». Тонкий провод начнет нагреваться, его сопротивление вырастет, ограничивая ток, питающий потребителя. Пусть это электродвигатель вентилятора. Дело может кончиться перегревом двигателя машины. Улавливаете важность правила?!

От клеммы «+» батареи отходит еще один провод – он несколько тоньше стартерного, но все же выглядит солидно. Его и называют «опорный плюс». От него питаются многочисленные потребители, поэтому ток в этом проводе достигает 50 А. Естественно, его дефекты сказываются на всем «хозяйстве». Например, из-за ненадежных контактов слабо подзаряжается батарея, а это тянет за собой другие отказы. Многие автомобили в этой цепи не имеют предохранителя, поэтому она нуждается в трепетном отношении. Например, свободно болтающийся провод к горячей выхлопной трубе приваривается замечательно, происходит замыкание…

Несколько слов о подвижных проводах. Это те, что идут из стоек кузова в двери, крышку багажника или пятую дверь, обеспечивая питание стеклоподъемников, обогреваемых зеркал и стекол, динамиков и т. п. Важно проложить их так, чтобы при открывании двери деформация проводов была как можно меньше. Самая безобидная – скручивание провода. Хуже изгиб, а растяжение вообще недопустимо. Вот почему отверстия под провода в стойке и торце двери делают на разной высоте.

Ремонт поврежденных проводов в этом месте – дело почти невозможное. Как правило, их приходится заменять новыми: любые скрутки (тем более плотно обмотанные изолентой) нарушают гибкость жгута проводов и губят их еще быстрее.

Особого внимания требуют чехлы проводов. Их нужно тщательно подбирать: в жгуте проводам не должно быть тесно, чтобы трение их зря не напрягало. По этой же причине наиболее предпочтительны чехлы-гармошки из мягкой резины, а не гладкие. Наконец важно, чтобы концы чехла плотно держались в отверстиях «жестянки», исключая повреждения проводов.

Подпишитесь на «За рулем» в