Погоня за европой

ПОГОНЯ ЗА ЕВРОПОЙ

Завод ее поддерживает и постарается в будущем году повысить престиж серии – значит, доволен. Команды и пилоты провели полноценный сезон из восьми гонок, пусть и на далеких от идеала трассах, но жалоб от них не слышно. Все понимают, что лучших условий надо подождать, стало быть, довольны. Многие важные спонсоры продлили с командами контракты – их, значит, тоже все устраивает. А как насчет зрителей?

ДАЙТЕ НАМ ТРИБУНЫ!

Все гонки в том или ином объеме транслировало телевидение, но полностью только заезды Lada Revolution – по центральному каналу и в удобное время. ТВ-рейтинги уверяют, что скромные российские спортпрототипы по числу телезрителей не сильно уступали формуле 1! А вот остальные классы машин в эфир попадали в урезанном виде и до широкой аудитории доходили с трудом.

На трассы же зритель пока не идет, если не считать «времянки» на Воробьевых горах. Там собирались немалые толпы, но площадка у подножия МГУ вообще не приспособлена к приему большого числа гостей. Более того, публика здесь мешает проводить безопасные состязания. А у организаторов гонок в Мячково и на «Невском кольце», где хорошие условия в общем-то создать можно, руки до зрителей не доходят. Слишком много других нерешенных проблем.

Болельщик на наших кольцевых автодромах (с билетом или бесплатно) получает минимум комфорта и удобств, но он все равно пришел бы – охота пуще неволи. Беда, что его даже не зовут – ни сообщений в СМИ о предстоящих гонках, ни рекламы. Сведения о том, где, когда и как проехать, найдешь разве в интернете. Печально, но аудиторию наших кольцевых гонок в основном составляют знакомые и родственники пилотов. «Правильных тиффози», знающих о достижениях любимой команды, можно пересчитать по пальцам.

Впрочем, зрители – вещь хитрая. Достаточно посмотреть на пустые или полупустые стадионы даже в дни чемпионата страны по футболу. А национальная гоночная серия LADA в сравнении с футболом младенец. И все же главную задачу ее устроители успешно решили: сделали пусть и небольшой, но шаг вперед к европейскому эталону. Минувший год, по сути, был первым, когда «кольцо» прочно поселилось в телеэфире. По этому показателю мы отстаем от западных стран почти на полвека… По другим – значительно меньше. Обретя наконец стабильные организационные формы, «кольцо» основательно озадачено постройкой стационарных трасс. Там-то фактор зрителя, наверное, выйдет на первый план.

КАК ПОЕДЕМ ЗАВТРА?

Известий о скором пуске новых автодромов у нас, как водится, больше, чем самих автодромов. Ульяновский проект, обнародованный год назад, все еще не обрел инвесторов. Куда больше можно надеяться на обещание АВТОВАЗа построить трассу на своем полигоне в Сосновке. Там действительно есть где развернуться. Но, опять же, до полигона полчаса езды на автомобиле от Тольятти по двухполосной дороге – не слишком-то удобно доставлять армию зрителей.

Гораздо лучше расположен спорткомплекс «Высокая гора» на окраине Казани. Там оборудованы отменные трассы для кросса и трековых гонок – с настоящими трибунами. Поговаривают, что Татарстан намерен включиться и в «кольцевое движение» и уже ближайшей весной доукомплектует «Высокую гору» трассой для кольцевых гонок. Автоспорт в республике курирует правительство, а значит, шанс обзавестись хорошим асфальтовым «рингом» довольно высок.

Что нового можно будет увидеть на действующих и новых (если они появятся) трассах в будущем году? Еще не совсем ясно, в каком формате НГС LADA продолжит жизнь. Вроде бы «туринговая» часть программы устроителям удобна – вазовская продукция туда неплохо вписывается. Даже в вотчине БМВ-320 пилот отечественного автомобиля не затерялся среди аутсайдеров, а стал бронзовым призером чемпионата.

В классе Lada Revolution, назначенном главным зрелищем НГС, заметного пополнения, увы, не предвидится. Машины не отличались сверхнадежностью и дешевизной, и потому вряд ли многие захотят ими обзавестись. В то же время АВТОВАЗ объявил о смене базовой модели в Кубке Lada. В бой пойдет «Калина». Так что будут устранены и спорные толкования нынешнего технического регламента, вызвавшие скандалы вокруг «двенадцатого» хэтчбека.

В заключение повторимся: вложения в новые трассы и автомобили не оправдают себя, если гонки останутся доступными только узкому кругу причастных к ним. Пока что зритель на наших трассах – фигура второстепенная, случайно забредший гость. С таким подходом мы никогда и никого не догоним.

Подпишитесь на «За рулем» в