За стеклом

За стеклом

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Автостекло – не просто свет в окошке, у него много разных забот. Основная, конечно, обеспечить отменную видимость. Это не благое пожелание, а одно из требований активной безопасности. Стало быть, все, что может этому помешать, – сколы, трещины, затертости и глухая тонировка – официально объявлены вне закона.

Кто не верит – убедится при ближайшем посещении ПТО. Говорят, правда, с контролерами можно разойтись «по понятиям», но я не советую. Выгода уж больно сомнительная – на кону не их, а ваше здоровье, а то и жизнь.

Служит стекло и другому виду безопасности – пассивной. Ее нормы указывают, что ветровое, к примеру, не должно выпадать из проема, до последнего защищая экипаж. Боковые и заднее, напротив, обязаны рассыпаться на мелкие кусочки, открывая пути для эвакуации. Вот, кстати, еще один аргумент против тонировочной пленки – она препятствует разрушению стекла.

И, наконец (не поверите!), вклеенное стекло – важная часть несущей конструкции кузова! Здесь, в отличие от резинового уплотнителя, оно не ерзает как попало, а усиливает проем, не давая ему слишком «широко» дышать на неровностях.

Дополнительная нагрузка, увы, сказывается на живучести – даже маленький скол чреват здоровенной трещиной. Впрочем, если не тянуть, незначительные повреждения еще можно вылечить амбулаторно.

Очевидно, столь ценную (во всех смыслах) запчасть желательно сохранить целой как можно дольше. Конечно, увернуться от низколетящего камня дано не каждому, но многое все же в наших руках. Правила довольно просты: избегать контрастного душа (не поливать стекло горячей водой на морозе и ледяной на жаре), вовремя заменять щетки дворников, не скупиться на «омывайку» и избегать абразивной полировки поверхности – линзы с диоптриями вам обеспечены! К сожалению, эти меры не панацея – ультрафиолет, кислотно-щелочной смог и дорожная пыль все же съедают со временем немалую долю прозрачности. Тем, кто хочет видеть, куда едет, главное стекло стоит периодически обновлять – при интенсивной эксплуатации раз в три-четыре года.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Осознав необходимость замены, первым делом надо подыскать достойную запчасть. Для отечественных авто стекла по сходной цене давно не дефицит. Почти так же легко отыскать триплекс для популярной иномарки, однако стоимость фирменного изделия заставляет многих серьезно задуматься, не из горного ли оно хрусталя.

Впрочем, можно обойтись неоригинальной деталью. Взять, к примеру, стекла с маркировкой NordGlass. Трехслойное полотно для них поставляет известная фирма Sekurit, а требуемый размер и форму им придают на заводах Польши. И это не единственный стекольный интернационал.

Главное – убедиться в наличии сертификата. Следующий этап – покупка расходных материалов. В розничную продажу поступают специальные комплекты, включающие струну для вырезания стекла из проема, обезжиривающие салфетки и всю необходимую «химию». Различаются они в основном технологией использования. Наиболее современные – так называемые «беспраймерные». В суть углубляться не будем – подробности в инструкции по применению. Отдельной строкой идут герметики с высоким электросопротивлением (для стекол с обогревом или встроенной антенной) и повышенной твердости (для алюминиевых кузовов). Не запутайтесь!

При установке почти наверняка понадобятся молдинги, уплотнители, элементы их крепления и дистанционные прокладки. Виртуозы нередко исхитряются сохранить те, что есть, но, на наш взгляд, это не слишком правильное решение. Ведь слегка деформированная накладка на ходу может пронзительно засвистеть, сплющенная втулка не позволит правильно сориентировать стекло, а про всякие одноразовые клипсы и говорить нечего.

Для работы необходимы теплый бокс (оптимальная температура для нанесения клея 15–25°С), специнструмент и куча съемников. Взвесив материальную составляющую, трудоемкость и шансы на успех, большинство владельцев (мы – не исключение) предпочитают объятия профессионалов.

УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Сам процесс замены вклеенного стекла выглядит одинаково. Незначительные отличия обусловлены типом материала, технологией, оснащением и квалификацией исполнителей. А происходит все это так.

Прежде всего мастер должен принять автомобиль – осмотреть и зафиксировать состояние кузова и салона. Требуйте акт, даже если исполнитель «свой в доску» – в случае конфликта он непременно окажется в стане противника. Столь же внимательно надо исследовать стекло: сколы по краям, царапины на поверхности и пузырьки внутри – явный признак брака.

Лучше, если исполнитель предлагает собственную запчасть – отпадают проблемы с транспортировкой хрупкой детали, да и ответственность будет комплексной – и за работу, и за материал. Обязательно выясните, припасены ли необходимые уплотнители, прокладки, клипсы и т. д. – после вклейки негодный пистон не заменишь!

Осколки стекла поцарапают что угодно, а потому капот, крылья, «торпедо» надо как следует зачехлить. Полюбопытствуйте, приходилось ли мастеру работать с машиной такой же модели. В профессиональных техцентрах персонал, как правило, располагает справочной литературой (в том числе по методике частичной разборки салона) – самодеятельные спецы могут напортачить.

Старое стекло удаляют обычно двумя способами – вырезают струной или пневмоножом. Явных преимуществ (с точки зрения клиента) ни один не имеет – при аккуратном исполнении годятся оба. Только в первом выше вероятность порезать «торпедо» (особенно если не поставить самодельный страховочный щиток), во втором – ободрать проем соскочившим инструментом. Впрочем, при зачистке старого клеевого шва до нужной кондиции краска может пострадать в любом случае. Тогда в ход идет праймер – черного цвета грунт с отменной адгезией. Незаменимое средство покрыть издержки процесса даже в «беспраймерной» технологии!

Далее новое стекло и проем обрабатывают активатором. Некоторые мастера путают эту операцию с обезжириванием, пуская в ход уайт-спирит, бензин или растворитель. Поскольку замена неадекватна, склеиваемые поверхности будут держаться «на соплях».

Сам клей профессионалы обычно предпочитают наносить на стекло, дабы не лазить по всем закоулкам проема. Слой должен выйти однородным, без вкраплений и стыков, иначе протечек не избежать! Затем стекло пристраивают на место, возвращают назад все снятые прежде детали и терпеливо ждут полимеризации.

Время нормируется по условиям безопасности – при эталонном крэш-тесте стекло должно остаться в проеме. Реальный срок зависит от свойств применяемых материалов и составляет от 45 минут до суток. И «дольше» вовсе не означает «лучше»!

Гарантии выдают, как правило, на работу – брать на себя ответственность за хрупкое стекло дураков нет. Однако серьезные мастерские могут его… застраховать! Цивилизованный подход позволяет избежать склок в спорных случаях.

Как видите, замена вклеенного стекла – дело непростое. Соответственно велики требования к исполнителю. Мы составили собственный рейтинг. Владельцы дорогих гарантийных или застрахованных автомобилей могут обращаться к дилеру – сэкономить здесь не получится, зато предложат фирменные технологии. Вторая ступень – специализированные стекольные мастерские. Цены и уровень сервиса (типа чай-кофе) гораздо ниже при сопоставимом качестве работ. Остальное, на наш взгляд, систематизации не поддается. Цены – непредсказуемые, результат – тоже. Одним словом, стихия – может и вынести, и захлестнуть.

Редакция благодарит компанию «ИВАНКО» за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в