Бригада передовиков: Лидеры экспертиз «За рулем»

Тему подсказал читатель: а что, если собрать в кучу всех лидеров экспертиз и посмотреть, как изменится поведение мотора по сравнению с его базовой комплектацией? Лидеров собрали Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

Конечно, если одновременно поставить и залить все лучшее, что проходило через наши руки, может статься, мотору и бензин не понадобится. Об этом говорит простое сложение обещанных эффектов... Но это так, шутка. Причем старая.

Что получится на самом деле, проверить интересно. Для чистоты эксперимента ограничились только тем, что входит в штатную комплектацию мотора – без всяких турбулизаторов, магнитов и волшебных скорлупок. Лучше охватим основные расходники: свечи, высоковольтные провода, воздушные фильтры, бензин и моторное масло. А заодно посмотрим, что поменялось в поведении лидеров со времени предыдущих испытаний – ведь время на месте не стоит, все движется… Причем не всегда в лучшую сторону.

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Смахиваем пыль с пожелтевших от времени протоколов. Выбираем объекты эксперимента: иридиевые свечи Denso IW20 (ЗР, 2006, № 4 и 7), высоковольтные провода Champion (2006, № 1), воздушный фильтр Bosch S9061 (2006, № 12), бензин «ЛУКОЙЛ-Экто-95» (2008, № 1 и 7), масло Shell Helix Ultra Extra 5W-30 (2009, № 4).

Компания достойная – но кого ей в соперники? Обижать никого не стали и поступили просто – сняли все с нового мотора ВАЗ-2111, только что купленного для серии испытаний. То есть начальную планку для сравнения задало то, что поставили на АВТОВАЗе. Бензин тоже взяли простенький – с обычной заправки со скромным брендом. Но перед началом испытаний отдали его пробу в лабораторию, чтобы исключить разговоры о явной бодяге.

ДАЛЬШЕ?

А дальше все просто. Начали «баловать» мотор то одним, то другим – чтобы у него от восторга сразу шок не наступил. Ведь хорошего должно быть понемножку! Сначала заменили бензин, потом масло, за ними последовали свечи, провода. Замкнул цикл испытаний воздушный фильтр. И каждый раз после очередного подарка, преподнесенного мотору, снимали его характеристики – чтобы прочувствовать меру радости! Когда потребление бензина приблизилось к нулю… Ладно, это мы опять шутим. Лучше разложим эффект по полочкам.

БЕНЗИН

Лукойловский бензин всегда показывал хорошую экономичность на моторе, да и с мощностью тоже было все в порядке: прибавка 2–4% относительно некого усредненного топлива фиксировались устойчиво. Здесь результат подтвердился – впрысковый мотор отреагировал на замену бензина снижением аппетита на 3,4% и ростом мощности на 1,8%.

«Откуда дровишки?» Сбалансированный групповой состав, хорошая детонационная стойкость – а отсюда правильная реакция системы управления двигателем, высокая калорийность и оптимальная скорость сгорания… Впрочем, об этом писали уже не раз. Отметим лишь, что бензины с моющими присадками типа «ЛУКОЙЛ-Экто» дают лучший эффект на загрязненных двигателях, а наш был чистым! Поэтому топливо проявило себя не в полной мере – в реальной жизни дополнительные бонусы обеспечила бы именно моющая способность.

МАСЛО

Шелловское масло – группы SL, а это значит, что уже при его создании в фирменную канистру закладывался определенный, вполне значимый энергосберегающий эффект. Раньше у нас получалось очень даже прилично – 4,2% по сравнению с неким базовым маслом. Сейчас результат послабее, но ведь и масло в исходной комплектации было получше: минералка группы SJ. Тем не менее выиграли около 3% по топливной экономичности и около 2% по приросту мощности.

Это в результате уменьшения потерь на трение – создатели масла достигают его как подбором оптимальной вязкостной характеристики (в рамках заданного класса вязкости SAE, естественно), так и добавкой антифрикционных и противоизносных присадок в базовом пакете. У «Шелла» с этим все очень хорошо – по крайней мере, так показали испытания. Итого, за счет бензина уже набралось 6% экономии топлива и около 3% прироста мощности. Неплохо…

Выходит, только за счет оптимального выбора основных рабочих жидкостей – масла и топлива – уже можно получить реальную экономию.

СВЕЧИ И ПРОВОДА

Когда-то это была наша любимая тема – ставить разные свечи и удивляться результату. На него влияют и форма электрода, и его размер, и величина зазора. Все это определяет силу и размер искрового разряда, а потому – интенсивность начального поджига топлива, скорость и полноту сгорания. И, как следствие, эффективность и мощность. И здесь у нас неоднократно лидировали иридиевые свечи Denso IW20.

Почему именно эти свечи? Они отличаются от прочих своим центральным электродом – его толщина всего 0,4 мм. В результате получается мощная, стабильная и, что немаловажно, практически открытая искра, пламя от которой ничем не экранировано и сразу идет в объем цилиндра. Мы писали об этом ранее (ЗР, 2005, № 10; 2006, № 4; 2009, № 7).

Но к свечам еще надо подвести напряжение. И об этих «путях подвода» и препятствиях на пути импульса напряжения мы тоже рассказывали не раз. Высоковольтные провода, как выяснилось, вносят свой вклад в работу двигателя, причем заметный. Он зависит и от качества изготовления проводов, и от линейного распределенного сопротивления, и от равномерности сопротивлений линий зажигания по отдельным цилиндрам (ЗР, 2006, № 1; 2008, № 1).

Сначала снова визуально сравнили интенсивность искрообразования – ввернули свечи в отдельно стоящую головку цилиндров, запитали их через лидерские провода Champion от штатной системы зажигания стендового двигателя и сфотографировали. А потом повторили процедуру для базового комплекта приборов зажигания. Результат был предсказуем. Искра у обычного комплекта неплохая, но не выдающаяся. Она синяя с фиолетовыми и даже красными проблесками, свидетельствующими о возможности периодических пропусков вспышек. Причем на самом длинном проводе ситуация похуже, на самом коротком – получше. А у лидерского комплекта все куда интереснее: искра стабильная, бело-голубая, практически одинаковая для всех цилиндров.

Реакция мотора полностью подтвердила выводы «атмосферных» испытаний. Правда, эффект получили поменьше, чем раньше: 2,0–2,5% по расходу топлива и чуть больше 1% – по мощности. А вот экологические показатели на хорошем комплекте улучшились значительно: снижение и по СО, и по СН составило 15–24%. Дело в том, что система управления впрыскового двигателя очень не любит пропусков вспышек, даже небольших. Лишний кислород в отработавших газах воспринимается как сигнал к обогащению смеси – отсюда и повышенная токсичность.

А почему же экономию топлива получили меньше той, что раньше? Ведь было 4–5%... Плюсы свечей скушал… хороший бензин! Чем хуже горит топливо, тем значимее роль его эффективного начального поджига. Ради интереса снова сменили топливо – на начальное, и эффект немедленно вернулся к этим самым процентам!

Вывод не самый радостный для любителей арифметики: простого суммирования эффектов не получается! В моторе все взаимосвязано, поэтому – очень сложно.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР

Не новость, что воздушный фильтр оказывает заметное влияние и на мощность мотора, и на его экономичность. И чем лучше он фильтрует, тем больше душит мотор – это, в принципе, понятно. Как понятно и то, что нужен компромисс. Когда-то (ЗР, 2006, № 12) этому пожеланию наилучшим образом отвечал немецкий фильтр Bosch S9061. Вот его и возьмем в компанию лидеров.

Исходно фильтры – базовый и лидерский – новые и чистые. Потому и моторный эффект достигнут не очень большой: чуть выше 1% по мощности и по расходу топлива. Но на грязных фильтрах, после их длительной работы в условиях особой, российской пыли (по крайней мере, отдельные спецы по фильтрации настаивают на ее особости), этот разбег окажется куда больше – до 5–7%!

СУММИРУЕМ

Забраться выше 100% нам так и не удалось – извините… Но даже полученные цифры вполне можно назвать если не сенсационными, то, во всяком случае, неожиданными. Установка лучших комплектующих в совокупности с применением лидеров наших тестов топлива и моторных масел позволила выиграть по расходу топлива до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологическим показателям до 25–30%! Причем, как мы уже отметили ранее, простого сложения эффектов не получается – ведь в моторе всегда есть взаимное влияние процессов.

Конечно, на фоне рекламы всяких прибамбасов, например турбулизаторов, присадок или синтезаторов катализаторов, достигнутое нами – сущие копейки! Там легко наобещают хоть 40% – всегда и везде! Зато наши цифры абсолютно честные и, в общем-то, понятные. Они очень заметны в обычной эксплуатации, особенно с учетом того, что стоимость установки этих комплектующих не так уж высока. При этом мы не касались такой статьи расхода, как улучшение зимнего пуска, снижение износов и т. п.

А НАПОСЛЕДОК…

Отвечаем на очевидный вопрос: почему такие замечательные компоненты не идут прямиком на автовазовский конвейер? Вредительство, лень, глупость? Не станем горячиться с обвинениями – все иначе. Более совершенные компоненты, как правило, чуть дороже. Производитель же печется прежде всего о снижении себестоимости продукции, чтобы в конечном итоге удержать розничную цену доступной для покупателей, что, в свою очередь, гарантирует достаточный уровень реализации машин. С позиций массового производства 3 рубля,сэкономленных на стоимости комплектующего изделия, много важнее 5% снижения расхода топлива в эксплуатации. Да и не факт, что те, кто выпускает несколько лучшие узлы и детали, в состоянии бесперебойно и в конвейерных объемах обеспечивать ими автозавод. Вдобавок замена любой детальки аналогичной, но несколько более совершенной потребует столько сил и времени на мучительные согласования, что всякая тяга к обновлению пропадает... Зато у нас с вами есть неплохой выбор.

Применение лучших комплектующих изделий и технических жидкостей позволило выиграть по расходу топлива до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологии до 25–30%!

Подпишитесь на «За рулем» в