Отпетые мошенники

ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ

Но тут вместо мотора – сам хозяин. Пока здоров, контролирует себя без лишних приборов. С мотоциклом и автомобилем сложнее: силовой агрегат, разработанный хоть самым гениальным конструктором, по возможностям самоконтроля никак не дотягивает до знаменитого Терминатора. Следить за его системами совершенно необходимо: чуть недоглядев, окажешься, как минимум, с пустым топливным баком. Это первое (и самое безобидное!) предупреждение ротозею. Надо ли подробно расписывать, чем грозит потеря охлаждающей или тормозной жидкости? Утечка масла или пропажа давления? Даже при самых благополучных показаниях контрольных приборов отнюдь не исключены отказы коварных систем, но все же не зря ваше внимание привлекают к самым «криминальным» показателям, вроде перегрева двигателя или отсутствия давления масла. Это сигнал к немедленной остановке, толчок классическим раздумьям на тему «Что делать?». Ехать наудачу никак нельзя.

Минимальный набор контролируемых водителем показателей – это скорость автомобиля, количество топлива в баке (в том числе резерв), температура охлаждающей жидкости, реже – давление в системе смазки. Как правило, их дополняют контрольные лампы – минимально допустимого давления масла, контроля зарядки батареи, включенных осветительных приборов (отдельно – дальнего света фар), указателей поворота. В сущности, такой набор уже позволяет ездить достаточно уверенно.

С некоторых пор из спорта в семейные машины перекочевал тахометр. Насколько он здесь нужен, вопрос спорный. Более-менее опытный водитель переключает передачи скорее по слуху и иным ощущениям, а не разглядывает циферблат. Да и перекрутить современный двигатель с исправным ограничителем оборотов можно только при торможении машины пониженной передачей, когда скачок оборотов ощутим и без тахометра.

Не редкость на приборном щитке (главным образом – устаревших карбюраторных машин) и так называемый эконометр. Спокойному водителю эта штука помогает беречь топливо. Здесь же встречаются вольтметр или амперметр – как альтернатива контрольной лампочке генератора либо совмещенные. Случается, кто-то забывает отпустить стояночный тормоз, да так и едет, изнашивая колодки, шины и т.д. В помощь забывчивому – сигнализатор, обычно это красная мигающая лампа. О включенной аварийной сигнализации водителю напомнит мигание другого индикатора. А еще есть контрольная лампа падения уровня жидкости в приводе тормозов (ниже уровня min в бачке). Атрибут современного автомобиля (с ЭСУД и впрыском) – сигнализатор «непорядка» в силовом агрегате: загорается надпись CHECK ENGINE (проверь двигатель), либо символ с изображением двигателя (см. фото 1). На дизельном автомобиле должна быть контрольная лампа свечи накаливания.

Ряд дополнительных функций – контроль закрытия дверей, застегнутых ремней безопасности, уровня масла в двигателе или омывающей жидкости в бачке, уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и т. д. – нередко возлагают на так называемый блок индикации бортовой системы контроля – соответствующие лампочки в нем, а не на щитке приборов. Кроме того, многие автомобили прямо на конвейере комплектуют маршрутным компьютером.

Понятно, что показания всех приборов на щитке должны легко читаться, защитные стекла – не бликовать и т.д. Последнее, заметим, не самая простая задача. Помните, приборы первых VAZ 2105 закрывали хитрой формы стекла, присутствие которых можно было определить разве что на ощупь. Или очень сильно отклонившись в сторону. Увы, позднее на этом сэкономили…

Расположение перечисленных нами указателей, лампочек и т. п. на щитке – дело разработчика. А он может руководствоваться разными соображениями, не в последнюю очередь технологичностью изготовления и монтажа на машине. Самые современные щитки, например «десятки», «Калины» (фото 1), – фактически неразборные. Ремонтопригодность почти никакая. Оправдать такой подход можно, если приборы надежны, ведь по цене они на уровне дорогой автомагнитолы. К счастью, жалоб автовладельцев почти нет – отказов немного.

Ну а если потребуется заменить такой щиток, решение заводских конструкторов вам, возможно, понравится – тут даже трос спидометра отключать не надо, ведь троса нет! Спидометр электронный, работает от датчика скорости на коробке передач. Меняя щиток, достаточно перестегнуть парочку разъемов.

На устаревших машинах часто найдете разнесенные указатели (фото 2 и 3). Выглядит архаично, зато любой отказавший элемент можно заменить, сохранив остальные, и на этом ощутимо сэкономить.

Кстати, это расширяет возможность доработок. Но фото 2 – панель приборов VAZ 2105, на которой вместо круглой комбинации приборов (температура двигателя, указатель уровня топлива, лампы контроля генератора и аварийного давления масла) установили тахометр от VAZ 2106. Вместо штатного спидометра – «шестерочный», со счетчиком суточного пробега. На фото 3 – центральная консоль («борода») VAZ 2107, где вместо часов врезаны три прибора от VAZ 2106 (см. фото 3). А часы есть в магнитоле.

Несколько слов о самих приборах. Начнем с механического спидометра (фото 2). В отличие от упомянутого выше электрического, он приводится тросиком (по-научному – гибким валом). Болячки подобных конструкций известны уже лет сто – в их основе механический износ, отсутствие смазки или застывшая на морозе смазка, поломки деталей. Например, при обрыве пружинки, возвращающей стрелку к нулю, последняя тут же застынет на рекордной скорости. Но коварней ситуация, когда усилие некачественной пружинки снижается и прибор день ото дня все охотней завышает скорость – к нулю-то стрелка возвращается. Вот и разберись тут… Стоит заметить, что автомобильные приборы в тысячи раз дешевле аналогов, например, на «Боинге». Обратная сторона этой медали – низкая точность показаний. Все спидометры врут, в основном завышая показания. Это предусмотрено техническими требованиями к их регулировке: поскольку разброс показаний все равно неизбежен, диапазон регулировок несколько сдвинут вверх. Кто-то в свое время метко назвал эту технологию «комплимент водителю». А вот спидометр, занижающий скорость, скорей всего неисправен (возможно, в нем уже «поковырялись»). Особенно заметно вранье на больших скоростях. Если ваш VAZ 2109 запросто выдает 170–180 км/ч, то первым заслуживает похвалы спидометр – ни скромная мощность двигателя, ни топорная аэродинамика подобного чуда не объяснят.

Тут уместно вспомнить и о колесах с шинами. Увеличив их размерность по сравнению с родными, вы в такой же степени увеличиваете фактическую скорость по сравнению с приборной. Вот сколько вопросов, друзья!

Немало врут указатели температуры охлаждающей жидкости, из-за чего читатели бомбардируют нас вопросами. А специалисты заводов неустанно повторяют, что эти показатели всего лишь ориентировочные.

Указатель уровня топлива. Осторожней! Даже в вертикальном баке «Жигулей», где проблем меньше, он может врать безбожно. Ну а если вы катите на малознакомой «десятке», чей плоский бак полупуст, то рискуете встать среди чиста поля…

Однажды мы решили сравнить показания некоторых автомобильных приборов и маршрутного компьютера. Оказалось, что все указатели на щитке – отпетые мошенники, но особенно спидометр! Он показывал 120, когда на дисплее компьютера читалось 109.

Подпишитесь на «За рулем» в