Светлый путь

Светлый путь

Конечно, «изыски» вроде голубой подвески днища кузова не рассматриваем, наша тема – лампочки функциональные, предусмотренные конструкцией машины.

Их можно разделить на несколько групп. Первая – лампы наружного освещения (фары, подфарники, задние фонари и т. д.). Вторая – осветительные лампы в салоне, багажнике, под капотом. Третья – лампы, применяемые в щитках приборов. Четвертая – миниатюрные лампочки, встроенные в некоторые переключатели.

В зависимости от назначения, у них разные размеры, мощность, конструкция, цоколевка и т. д.

Лампы первой группы, как правило, с большой колбой и цоколем – чтобы поместилась нить накаливания достаточной мощности, а конструкция не перегревалась. Кроме того, учитывается и риск коррозии, особенно для маленьких ламп.

На фото 1 – типичные образцы из группы. Самые большие лампы головного света фар (поз. 1 и 2) – те, что обеспечивают «совмещенный свет», у них общий отражатель для нитей накаливания ближнего и дальнего. Нити по-разному расположены относительно фокуса отражателя, а у «ближней» есть еще дополнительный экранчик (поз. 2); он «срезает» лучи, слепящие встречного водителя. Такие лампы можно встретить в фарах автомобилей прошлых лет.

В наше время чаще встречается разнесенный свет (идея тоже не нова – вспомним хотя бы «дедушку» VAZ 2103!). Одна лампа на ближний и дальний свет, другая – только на дальний, со своими отражателями и рассеивателями. А в современной блок-фаре у каждой лампы своя часть рассеивателя с необходимыми оптическими элементами – линзами, призмами и т. п. Соответствующие мощные однонитевые лампы – на фото 1, поз. 4, с индексами Н1 и Н3 (последние – на «десятом» семействе ВАЗ). На машинах ВАЗ последних выпусков (пример – «Калина») стали применять для ближнего света лампы Н7. Для дальнего – Н1 или Н3.

На прежних моделях «волг», «москвичей», ВАЗов были лампы, показанные на фото 1, поз. 1. Стремясь усилить свет фар, некоторые автомобилисты заменяли их галогенными лампами Н4. Сегодня для этой цели можно купить недорогие переходники, тогда как фара под лампу Н4 обходится намного дороже.

Модный ксенон стоит особняком – на отечественных автомобилях пока что не узаконен, потому о нем здесь говорить не будем.

Лампы габаритного света – 12 В 5 Вт – могут устанавливаться в подфарники или входить в состав блок-фар и задних фонарей, см. фото 2, поз. 2.

Лампы указателей поворотов, стоп-сигналов, света заднего хода, заднего противотуманного света (фото 2, поз. 3, 4, 5) мощнее – 21 Вт, цокольные, однонитевые. (Напомним: с лампами меньшей мощности указатель с электронным реле будет мигать чаще, а с тепловым, скорее всего, не будет вовсе.)

На старых отечественных («Волга» ГАЗ-21, ЗИЛ-130 и др.) и современных американских моделях встречаются особые лампы (фото 2, поз. 4) – с двумя нитями 21 Вт и 5 Вт. Нить 21 Вт работает в стоп-сигналах и совмещенных с ними поворотниках, а нить 5 Вт – в «габаритах». На некоторых европейских иномарках аналогичные лампы работают иначе: 21 Вт – стоп, 5 Вт – «габариты». Подобная схема появилась на «волгах» GAZ 24-01, «Москвиче-403», 408 и т. д., а также на VAZ 2101–2103. Позднее пошли разнесенные лампы. А чтобы не ошибиться при их установке, штифты на цоколе у них несимметричны.

На фото 3 «салонные» лампы. Мощность их, как правило, на уровне 2 Вт. Некоторые с цоколем, другие (справа на фото) без. Последние миниатюрны (фото 3, поз. 5, 6, 7) и обычно работают в щитках приборов. Впрочем, в щитках VAZ 2101–2107 есть и двухваттные с цоколем (фото 3, поз. 2).

Но вот рядом (поз. 3) – почти такая же по размерам галогенная лампочка, причем мощностью 10 Вт. Вставив ее вместо двухваттной, недолго подплавить пластмассу щитка.

Самые крохотные лампочки – в переключателях (фото 4). К сожалению, в продаже они – редкость, поэтому, если уж сгорит, придется либо мириться с этим, либо менять клавишу целиком.

Встречаются на рынке и «псевдолампы» – с обычным цоколем, но вместо колбы – светодиоды (фото 2, поз. 1 и фото 3, поз. 4). Дань моде. Но при некоторой фантазии куда-нибудь их пристроить можно. Например, в набалдашник КП. Вот только нужно ли?

Подпишитесь на «За рулем» в