На траве дрова

На траве дрова

Если рост цен продолжится сегодняшними темпами, то уже через пять–десять лет многие вынуждены будут поставить свои автомобили на прикол. Применительно к двигателям с воспламенением от сжатия одна из возможных альтернатив – биодизельное топливо. Тем более идея получать его из растительного сырья была озвучена еще Рудольфом Дизелем! В 1900 году он даже продемонстрировал двигатель, работавший на горючем из арахисового масла.

РЕЦЕПТУРА

Основой для биодизельного топлива служат различные компоненты, чаще всего соя, рапс, хлопок, а в последнее время ятрофа – это южноамериканское растение еще называют бутылочным деревом. Технология в общих чертах такова: семена растений проходят через маслобойку, в которой масло отделяется от шрота – отходов маслоэкстракционного производства. Затем масло смешивают с метанолом, применяя в качестве катализатора метоксид натрия. Полученную смесь очищают – горючее готово.

АРГУМЕНТЫ «ЗА»…

Сторонники «биодизеля» называют множество его плюсов. Прежде всего, конечно, упомянутый в начале экономический аспект. Страны, где нефти нет либо крайне мало, готовы платить зеленым сырьем (а не долларом) за энергетическую независимость!

Немаловажна экологическая составляющая – «биодизель» практически не содержит серы и канцерогенного бензола. Разложение этого топлива происходит в естественных условиях без вреда для природы, а в процессе сгорания в двигателе выбросы в атмосферу СО2 на 50–80% ниже, чем при работе на традиционном минеральном дизтопливе.

Растительное топливо отличает хорошая воспламеняемость, поскольку его цетановое число достигает 58, тогда как этот показатель для традиционной солярки не превышает 52. Иными словами, зажечь биодизельное топливо легче, но, увы, сгорает оно с меньшей теплоотдачей (см. таблицу).

Наконец, в большинстве случаев для перехода на «биодизель» не требуется серьезных модернизаций мотора: как правило, достаточно перенастроить блок управления.

…И «ПРОТИВ»

Неужели все так безоблачно? – поднимут брови скептики. Увы, нет. Стоит задуматься, как становится ясно: приобретая выгоду в одном, мы неизбежно теряем в другом. Так, британские исследователи представили наиболее вероятный с их точки зрения сценарий глобальной «биодизелизации». Для производства топлива в африканских странах, где наиболее доступно пальмовое масло, будут вырубать и сжигать тысячи гектаров пальмовых лесов. Результатом станет выделение огромного объема углекислого газа, который может нанести урон не только экологии региона, но и всей планеты.

В числе «мелких» проблем специалистов беспокоит высокое содержание в «растительном» выхлопе окиси азота NOx. Несмотря на официальные данные многих «биодизельных» продавцов, по которым содержание NOx в выхлопе превышает просто дизельное на 10%, в ходе эксперимента инженеры «Вольво» доказали, что эта разница может достигать 40%. Борьба с токсичностью приводит и к потере мощности – а ее компенсирует больший расход топлива…

Наконец, «биодизель» слишком агрессивен. Это чревато потерей стойкости резиновых прокладок и сальников, образованием твердых отложений в форсунках и жиклерах, забитыми топливными фильтрами и отказавшими насосами высокого давления.

В ЗНАМЕНАТЕЛЕ

Бесспорно, у «биодизеля» неплохие шансы на выживание. Уже сегодня такие традиционно «дизельные» государства, как Австрия, Франция и Италия, постепенно переводят на него часть автопарка. Правда, пока ограничиваются добавлением его в обычное минеральное дизтопливо, что позволяет снизить цену последнего.

Но технологии не стоят на месте. Так, норвежские компании–производители газетной бумаги планируют построить в течение пяти-шести лет завод по переработке древесных опилок и получать чистую «биосолярку» нового поколения. Оригинальное направление выбрали американские ученые из университета Айовы, намеревающиеся привлечь нанотехнологии. Они предложили использовать мельчайшие частицы – наносферы, которые отличает пористая структура. В ходе химической реакции поры заполняет катализатор, что ускоряет процесс, а необходимая обычно процедура очищения становится лишней.

Пока «биодизель» едва-едва вышел из возраста технического курьеза и постепенно привлекает на свою сторону инженеров и потребителей. Так было со многими крупными изобретениями. И если «биопрогресс» будет развиваться по пути очищения, удешевления и достижения единых стандартов биодизельного топлива, то его массовое внедрение окажется лишь вопросом времени…

Подпишитесь на «За рулем» в