Тихо хлопнув дверкой

Тихо хлопнув дверкой

Сейчас дополнительные работы по шумовиброизоляции заказывают (или делают сами) две основные категории клиентов. Первая – это как раз те, кто недоволен повышенным уровнем шума в салоне. Им для достижения ощутимого эффекта потребуется обработка многих элементов кузова (а значит, разборка если не всего салона, то уж большей части – наверняка). Другая категория – те, кто желает наилучшим образом установить музыкальную систему, чтобы не слушать потом вместе с колонками всевозможные «призвуки» и резонансы элементов салона. В этом случае обрабатывают не все детали, а лишь те, которые максимально «звенят» от музыки (чаще всего это двери, если в них установлены динамики). Конечно, когда позволяют средства, можно сделать и полную шумовиброизоляцию.

ТАМ, ГДЕ ТИШИНА

В нашем случае цель была как раз в том, чтобы наиболее грамотно установить фронтальную акустику: должны играть только динамики, а не сама дверь, ее обшивка, ручки и прочее.

Разобрать дверь – не самая сложная операция. Но и с ней спешить не стоит, а то и «пистоны» поломать можно, и декоративную отделку испортить вместе с обшивкой. После того как работа будет завершена, тщательно очищаем и обезжириваем дверь растворителями. Только после этого можно приступать к оклейке материалами.

Виброизоляцию начинают изнутри. На внутреннюю поверхность двери наклеивают самый жесткий вибродемпфирующий материал с наибольшим коэффициентом поглощения. Оно и понятно: плоскости довольно большие, а значит, склонные к колебаниям и вибрациям. К тому же дверная акустика еще больше способствует этому. Дребезжание и гул – это совсем не то, что нам нужно.

Перед наклейкой материалы да и саму поверхность нагревают строительным феном. Номенклатура у всех производителей своя – в нашем случае использовались материалы STP. Вполне возможно, что, обратись мы в другой установочный центр, применялись бы материалы другой фирмы.

У поверхности двери, что непосредственно за обшивкой, на порядок больше ребер жесткости и куда более хитрая форма. Как следует прикатать туда жесткий вибродемпфирующий материал крайне сложно, поэтому часто используют более мягкий вибропласт М1, М2 с несколько меньшим коэффициентом поглощения. Поверхность обклеивают таким же способом, но, в отличие от визомата, этот материал не нуждается в обязательном нагреве, что значительно упрощает дело.

С так называемой металлической частью двери мы разобрались, но сама обшивка осталась еще нетронутой. Что ж, ее ожидает подобная участь: очищаем, обезжириваем и обклеиваем, но не только одним вибропластом, а еще и противоскрипным материалом.

В арсенале производителей «шумки» (как ее иногда называют), как правило, четыре типа материалов: вибродемпфирующие (для «успокоения» – утяжеления больших плоскостей), звукопоглощающие (похожие на поролон, служат, чтобы воспрепятствовать проникновению шума), противоскрипные (наклеиваются на стыки деталей для предотвращения скрипа) и термоизоляторы.

При обклейке деталей кузова часто пользуются так называемым «бутербродом». Сначала применяют тяжелые вибродемпфирующие материалы, потом укладывают звукопоглотители, а иногда и теплоизоляторы. Несмотря на разное назначение по свойствам, они несколько похожи и не впитывают воду, что иногда очень важно. Сверху кладут легкие вибропоглотители. Но в дверях такая технология не прижилась – это не пол и не багажник.

Если обработать автомобиль полностью, включая крышу, пол, арки и т.д., его вес возрастет на 50–70 кг. На редакционной машине мы ограничились только передними дверями. Поэтому, если говорить про общий шум в автомобиле, особенно тише не стало, хотя разница все же заметна. Но исчезли неприятные скрипы от дверей, которые так любил наш «Адмирал». Когда слушаешь музыку, дверь больше не дребезжит.

На очереди – подиумы для акустики.

Благодарим компанию «ААЦ-ТЮНИНГ» за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в