Кто приведет молодых?

Кто приведет молодых?

Масштабный восьмиэтапный чемпионат страны закончился, разыграны медали в трех зачетных группах, еще в трех – награды первенства России, около 200 экипажей из сорока городов вышли на старт. Впечатляющую картину не особо портят даже накопившиеся проблемы.

ДОРОГИ И ДЕНЬГИ

К числу неизбежных и нерешаемых годами задач отнесем отсутствие приемлемых асфальтовых трасс. Но печалиться особо не стоит. В конце концов, даже ФИА взяла курс на грунтовые гонки и постепенно избавляет чемпионат мира от асфальтовых. В теории, это должно привести к сокращению расходов – командам не придется тратиться на «асфальтовую» версию автомобиля. Очевидно, что и мы немного сэкономим. А ведь главная проблема российского ралли, да и всего нашего автоспорта – именно финансовая.

У чемпионата по-прежнему нет генерального спонсора, стабильного телеэфира. По сути, коммерческой его стороной никто не управляет, PR-активность возле нулевой отметки. Группы сподвижников, проводящие отдельные этапы, довольствуются сбором стартовых взносов, привлечением скудных местных инвестиций и помощью региональных властей. О том, чтобы сделать из ралли зрелище, масштабную туристическую акцию, и речи нет. Не везде даже афиши найдешь, некоторые гонки и вовсе проводят втайне от широкой общественности. На обочинах скоростных участков – жалкие горстки зрителей.

Из-за «неразвитой инфраструктуры» из календаря чемпионата-2007 собрались вычеркнуть ралли «Гуково». Однако не следует думать, что в других краях и весях инфраструктура идеальная. Просто здесь – совсем никуда не годится. Болельщики для наших организаторов, увы, не источник доходов. Скорее, головная боль, поскольку приходится заботиться еще и об их безопасности.

ЛЮДИ И МАШИНЫ

К техническому развитию раллийного автопарка претензий нет. Новейшие модификации «лансеров» и «импрез» появляются у нас быстро. Засилье «ситроенов» в 1600-кубовых зачетах N2 и А6 закономерно. «Ситроен» осознанно ведет в России внятную спортивную политику: работает, предлагает варианты. АВТОВАЗ на этом поле битвы, увы, сильно уступает. Почти вся отечественная техника сгрудилась в национальных зачетах Р10 и Р11. Это машины, у которых, говоря формальным языком, истек срок международной омологации, – «восьмерки» и «десятки». Раллийной «Калины» в заводском исполнении нет и, похоже, не будет. Впрочем, это проблема не ралли как такового – гонщики найдут на чем ездить, благо выбор достаточно велик.

Куда более остро стоит вопрос: для чего это все?

Последние заметные успехи россиян на международной арене достигнуты в середине 90-х: раллисты старой, советской школы бывали призерами европейских первенств. Кое-кто из них успешно выступает и сейчас. А весь свой опыт они передают сегодня, как правило, бизнес-драйверам. Людям с хорошими бюджетами, севшим за руль спортивной машины в зрелом возрасте. Некоторые становятся в итоге сильными гонщиками в масштабе страны, единицы что-то могут показать за рубежом. Счет раллистов «бизнес-класса» идет на десятки. А молодых перспективных спортсменов можно пересчитать по пальцам.

У нас давно нет никакой схемы или системы, позволяющей пестовать таланты смолоду, выращивать своих Лоэбов. Вся надежда на средства и альтруистические соображения тех же бизнес-драйверов. По всей видимости, от них же зависит и дальнейшая судьба российского ралли – спонсоры, трансляции, привлечение зрителей. Они же приведут к гоночным вершинам молодежь – Кубок России по ралли в абсолютном зачете выиграл 16-летний Евгений Новиков, сын бизнес-драйвера Максима Новикова, обладателя Кубка 2001 года. А заодно найдут новые трассы – ведь родилось же ралли «Ермак» в городе Чусовом с легкой руки бывшего губернатора Пермской области Юрия Трутнева, однажды ставшего призером чемпионата России по ралли. Конечно, это пока единичные примеры. Но ведь всегда большое дело начинается с малого.

Подпишитесь на «За рулем» в