Лучшее – враг хорошего?

Лучшее – враг хорошего?

ДАВЛЕНИЕ ПОДСКОЧИЛО

«Да тут, оказывается, еще шестая передача!» – и «Октавия RS» вновь уносится на динамометрическую дорогу Дмитровского полигона. Дело в том, что методики замеров эластичности и «максималки» для автомобилей с пяти- и шестиступенчатыми коробками передач различаются. А значит, «красная стрела» продолжит рассекать воздух на пределе возможностей.

Результат, однако, не впечатлил: в данном случае шестая передача лишь потешит самолюбие владельца и позволит сэкономить немного топлива. А разница в максимальной скорости составляет всего-то 4 км/ч. Хотя, вероятно, для кого-то даже такой прирост имеет значение.

Но, по сути, это не главное в самой быстрой «Октавии». Автомобиль подкупает в первую очередь своей универсальностью. Он почти не отличается от своих флегматичных братьев по утилитарным возможностям, но уже в базе имеет богатую комплектацию. В наличии и парктроник, и «ксенон», и штатный CD-ресивер. Качество аудиосистемы, впрочем, восторгов не вызвало: как ни играй с настройками, идеально сбалансированного звучания не добьешься.

И конечно же, смущают откровенные признаки бюджетной модели, вроде потолочных ручек без микролифта. При высоком качестве интерьера в целом, этот диссонанс воспринимаешь как лишнее подтверждение места «Шкоды» в корпоративной иерархии. Дескать, «Гольфу» – гольфово, а «Октавии»…

«Шкоду» комплектуют только механической коробкой передач, но это нисколько не расстроит тех, кто сознательно идет на покупку такой машины. Ведь мотор здесь действительно прекрасный: двухлитровый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Он достаточно тяговит для неспешной езды в пробках и вместе с тем восхитительно отзывчив на высоких оборотах. При динамичной езде стрелку тахометра можно легко пустить к семи тысячам. Только тогда двигатель проявит себя сполна. Не исключено, что кому-то его возможности покажутся избыточными.

Для чего же еще выбирают горячие хэтчбеки, а потом отдают их в руки тюнеров? Конечно, в погоне за порцией адреналина. После того как двигатель получил новую программу управления, его потенциал должен был возрасти. По данным фирмы WKR, прибавка в мощности составляет 60 л.с.! Это серьезная заявка, ведь в таком случае динамические возможности будут сопоставимы со спорткарами вроде «Мицубиси Лансер Эволюшн» или «Субару Импреза WRX STI».

Первые впечатления отчасти подтверждают приводимые WKR цифры. По субъективным ощущениям экспертов, под капотом «Октавии RS» явно больше 200 л. с., хотя и не 260, как было заявлено. Осталось только пройти «детектор лжи» – серию инструментальных замеров. Беспристрастный прибор показал данные, близкие к паспортным. Именно так! Автомобиль, прошедший чип-тюнинг, сверхрезультатов не достиг.

Получить весомый прирост мощности мотора с турбонаддувом одним лишь изменением программы управления теоретически можно. Однако ее максимальное значение будет достигаться на строго определенных оборотах. Та же картина и с характеристикой момента, только прибавка будет более весомой.

Например, ближайший родственник «Фольксваген Гольф GTi» оснащен такими же, как у стандартной «Октавии RS», двухсотсильным мотором и трансмиссией. Он показал худшие результаты при разгоне на четвертой и пятой передачах. Зато в зоне низких оборотов, при ускорении на шестой передаче, «Гольф GTi» немного выигрывает у доработанной «Октавии RS» – все в соответствии с принципами чип-тюнинга.

ДИЗЕЛЬНАЯ ЗАЖИГАЛКА

Дизель на «горячих» хэтчбеках пока редкость, но «Фабия RS» оснащена именно таким мотором – объемом 1,9 литра, с наддувом, интеркулером, исходными 131 л.с. и 310 Н.м, да еще и «прошивкой» от WKR! Тюнеры обещают существенную прибавку, более 30 л.с. и 100 Н.м – и все опять благодаря чип-тюнингу, который позволяет турбокомпрессору достичь большей производительности. В росте мощности усомнимся: «максималка» осталась на уровне паспортной. Зато динамика и эластичность, зависящие от момента, впечатляют: время разгона до сотни уменьшилось по сравнению с паспортными данными на секунду с лишним! Получилась настоящая «зажигалка», которая после недолгого привыкания способна доставить массу удовольствия. Конечно, манеру езды придется подкорректировать: чтобы передвигаться быстро, нужно «ловить момент», в прямом и переносном смысле. Самый эффективный диапазон – всего от двух до четырех тысяч оборотов, что требует постоянно снимать правую руку с руля. В коробке шесть сближенных передач, и переключать их одно удовольствие: механизм хорош, да и эффект того стоит. Причем даже в диапазоне «до большого взрыва» тяги больше, чем у привычных для этого класса бензиновых моторов.

Возросшие возможности двигателя не потребовали вмешательства в настройки шасси, они и так хороши. Педаль тормоза в штатных режимах кажется тяжеловатой, зато эффективность замедления выше всяких похвал. Тормозной путь всего 37 метров – результат, которому позавидуют намного более динамичные автомобили. А упражнения на спецдорогах показали, что и управляемость этой «Шкоды» на высоте. Главное, перед поворотом подо-ткнуть нужную передачу и точно работать газом, подправляя траекторию.

Да и в целом автомобиль гораздо более ладный, чем показалось вначале. Часто ли приходится опускать задние стекла? Так ли нужен парктроник на компактном хэтчбеке?

А что касается чип-тюнинга, то и тут, как в случае с «Октавией», картина схожая. Стоит ли тратиться на прирост парадных цифр или получать удовольствие от изначально незаурядных автомобилей – решать потребителю.

НАША СПРАВКА

Немецкое ателье WKR Automobil Design, специалист по модернизации программного обеспечения для «бошевских» систем управления двигателем, предлагает доработку моторов «Шкода Октавия RS» и «Шкода Фабия RS». Автомобили с таким объемом переделок не требуют специального технического обслуживания и принимаются обычными дилерами «Шкоды». Цена чип-тюнинга «Октавии RS» – 1360 евро, «Фабии RS» – 690 евро.

Подпишитесь на «За рулем» в