И никаких гвоздей?

И никаких гвоздей?

Больше века назад, когда появилась первая шипованная шина, достойной альтернативы ей на зимней дороге не существовало. Сегодня мягкие «липучки» — прямые конкуренты «шиповкам» (что подтверждают и результаты тестов ЗР), они присутствуют в гамме каждого известного производителя. Основное достоинство шипованных покрышек — лучшее сцепление на льду благодаря твердым коготкам. Недостатки тоже известны. В современных автомобилях гул шипов на фоне тихих двигателя и трансмиссии слышен особенно хорошо. Кроме того, при потере шипов заметно ухудшаются сцепные свойства, возникает дисбаланс. Да и масса таких шин, как правило, больше — выше нагрузки на подвеску. Не говоря уже об износе дорожного полотна — это для многих понятие абстрактное, вроде экологических норм.

За считанные сотни километров шипы — как новенькие, но вырывы резины вокруг них красноречивы: под нагрузкой шип перекашивается, приподнимая резину вокруг себя — она и стирается о покрытие.
За считанные сотни километров шипы — как новенькие, но вырывы резины вокруг них красноречивы: под нагрузкой шип перекашивается, приподнимая резину вокруг себя — она и стирается о покрытие.

Так стоит ли овчинка выделки? Точки над i призван расставить сравнительный тест в реальных условиях российских зимних дорог. Автомобили — «Шкода-Октавия», шины — Nokian HKPL5 (шипы) и Michelin X-Ice (без шипов). Маршрут Москва-Тольятти проложили по разным дорогам: от многополосных асфальтовых до проселков.

Множество извилистых ламелей под разными углами — почти без следов износа. Мягкая резина современных шин обладает неплохой износостойкостью.
Множество извилистых ламелей под разными углами — почти без следов износа. Мягкая резина современных шин обладает неплохой износостойкостью.

Пробег чуть не сорвала погода. Прошлая зима выдалась бесснежной, но за день до намеченного срока закружила долгожданная вьюга, да такая, что к утру намело сугробы, а асфальт МКАД и Ярославского шоссе скрылся под толстым слоем снежной каши. Противо-буксовочную систему на обеих машинах пришлось отключить — она не давала тронуться с места, придушивая двигатель. Зато с пробуксовкой и курсовая устойчивость, и разгон на обоих комплектах — без нареканий.

[caption id="attachment_204714" align="aligncenter" width="150" caption="В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент троганья (с включенной противобуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать обеим лучше задним ходом.

«] 

В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент троганья (с включенной противобуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать обеим лучше задним ходом.
В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент троганья (с включенной противобуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать обеим лучше задним ходом.

[/caption]Из Ярославля в Нижний Новгород выехали пораньше — в планах значилась прогулка по целине (снега на полях было уже достаточно, 10–15 см). Глинистый разбитый проселок, схваченный двадцатиградусным морозом, превратился в стиральную доску с беспорядочными «каменными» колеями. Съезд в поле — на пределе проходимости «шкод». По ровному снегу и те, и другие шины гребли без затруднений, но вот на выезде пришлось помучиться. «Мишлен», отчаянно буксуя, взял подъем со второй попытки. «Нокиан» рыла шипами глубокие канавы в мерзлой глине, но без посторонней помощи выехать на дорогу не смогла.

Тестовый подъем: под слоем снега — смерзшаяся кочковатая глина. Обе переднеприводные машины выезжали почти на брюхе, но все же одолели склон.
Тестовый подъем: под слоем снега — смерзшаяся кочковатая глина. Обе переднеприводные машины выезжали почти на брюхе, но все же одолели склон.

Следующим испытанием стал слалом на ледяной дороге. Мы нашли пустынное широкое шоссе, ведущее к какой-то деревне (не иначе — однажды ее посетил глава обладминистрации, вот и построили «ав-тобан»). Перекрыв пятикилометровый участок дороги, по очереди проходили повороты, оценивая управляемость, разгон и торможение на льду и укатанном снегу. На провокацию — резкий доворот руля под сброс газа — оба автомобиля отвечали заносом, но восстановление качения у «Нокиан» происходило более резко, словно удар о бордюр. «Мишлен» на той же скорости реагировал мягче, предсказуемее. Наверное, поэтому многим кажется, что «шиповки» лучше держат дорогу — у них более резкий отклик. Впрочем, обе шины прощают почти все, кроме откровенного хулиганства, и разница в поведении минимальна. А вот в торможении у «Нокиан» заметное преимущество. Хотя удобство управления тормозами (если нет ABS) у обеих шин схоже.

Последний участок — узкие шоссе с неровным асфальтом, местами покрытые наледью (от Димитровграда до Тольятти вообще ехали по «стеклу»!). Здесь «липучки» не уступают «шиповкам» ни по курсовой устойчивости, ни по управляемости; правда, по шуму не сильно отыгрывают, хотя гул «Мишлена» скорее неприятен, чем громок.

Наш вывод: в большинстве реальных дорожных (и бездорожных) ситуаций современные нешипованные шины практически не уступают шипованным. Более того, последние порой провоцируют излишнюю самоуверенность, держа «до последнего», однако переход от качения к скольжению может быть более резким. Отметим лучшие тормоза «шипов», но не забудем, что главный залог безопасной езды — в голове. Осмелимся предположить, что в ближайшие годы в России «липучки» потеснят «шиповки», особенно в премиум-сегменте, где они, как показал наш пробег, действительно идут «ламель в ламель».

Перейти в медиа раздел с популярными галереями автомобилей

Посмотрите все фото и видео, которые нравятся нашим пользователям.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Подпишитесь на автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые