Мотор бьет тревогу

Мотор бьет тревогу

Недавно вернули в строй ВАЗ-2107 с хрестоматийным для «классики» повреждением двигателя. Цепочка событий, начавшись с «пустячка», привела к ремонту, влетевшему в копеечку!

Тому, кто хорошо знаком с конструкциями распространенных двигателей, излишне напоминать о недостатках привода масляного насоса у двигателей семейства ВАЗ-2101. Но винить конструкторов ВАЗа вроде бы не в чем: узел перекочевал со знаменитого ФИАТ-124 - и с тех пор с завидным постоянством огорчает владельцев. Что и говорить, хлипковат! Увы, эта проблема решалась лишь силами умельцев, «бывалых» и прочих толковых людей - но всерьез переделать мотор по силам лишь заводу. А ему это надо?!

Тот самый «грибок». Приглядитесь к шлицам. Жалкие остатки! Мой опыт никак не позволяет поверить, что эту деталь меняли 15 тысяч километров назад.

Поломки чаще случаются на моторах с изрядно изношенными деталями привода. Его ахиллесова пята - шлицы в соединении ведущего вала маслонасоса с винтовой шестеренкой - «грибком». Пока шлицы целы, насос справляется с подачей даже стылого масла. Но поршневой мотор богат всяческими колебаниями! Так, неравномерное вращение коленвала передается на сцепление, коробку передач, ГРМ и так далее- вплоть до масляного насоса. Естественно, вибрации тоже «разбивают» шлицы - зазоры растут.

Нижняя крышка шатуна и вкладыш. Бывают картины и хуже этой, но и того, что случилось, любому из нас достаточно, чтобы заразиться бессонницей!

Если шлицы срежутся, масляный насос откажет - дай бог вовремя заметить тревожный свет красной лампы! Правда, мотор не обязательно заклинит сразу - при небольших нагрузках машина порой проходит десятки километров. Увы, водитель может узнать об отказе слишком поздно! Что будет, если так и не вспыхнет на щитке лампочка аварийного давления? Неисправности датчика, самой лампочки, ее цепи и т.п. исключать нельзя. А у того, кто постоянно «балдеет» от громкой музыки, мало шансов вовремя заметить изменение тональности двигателя. Ну а когда из-под капота внятно загрохочет, музыку можете не выключать - все равно мотор убит!

Шлицевой конец вала ведущей шестерни насоса. Где тут шлицы? Опять жалкие остатки.

Если он остановлен вовремя, можно восстановить привод народными средствами. Например, от консервной банки отрезаем узкую (3-4 мм) полоску жести, сгибаем скобочкой и, вложив в отверстие «грибка», плотно насаживаем на вал насоса легкими ударами. После пуска двигателя лампа погасла - давление есть, до магазина или сервиса доедете.

Задранная шатунная шейка - приговор коленвалу. Дорогостоящего ремонта не миновать.

…Владелец «семерки» сообщил, что его машину ремонтировали примерно год назад. Сделали все отлично - в частности, заменили маслонасос и детали его привода (запомним этот пункт заказ-наряда!). После этого мотор стал «просто зверь», машина ни разу не подвела, - и хозяин почти 15 тысяч километров наслаждался ездой, не особенно завидуя даже владельцам новых авто. Но у самого выдающегося спортсмена нет-нет да прихватывало сердце! Так и с двигателем. О том, что в нем была некая «слабина», владелец знать не мог. В недавней поездке машина шла довольно быстро - за свистом ветра и звуками магнитолы он не сразу заметил, что шум двигателя какой-то непривычный. На мгновенье вспыхнула лампа аварийного давления. Погасла… Снова вспыхнула… Хозяин немного сбавил скорость, прислушиваясь к шуму под капотом, а тот явно усиливался - и вскоре перешел в глухой тяжелый стук. Лампа уже не гасла.

Так выглядел снятый нами насос. Закопченный. Закоксованный. Нет, никто его год назад не менял - типичный «ветеран» со стажем лет десять.

К нам машина прибыла на буксире. Дабы убедиться в правоте хозяина, мы на несколько секунд пустили двигатель: да, стук типично шатунный - какому-то вкладышу пришел конец. Разборку мотора начали с того, что сняли распределитель зажигания и вынули «грибок».

Так и есть: шлицы в «грибке» на стороне привода насоса стерты до основания. Добрались до самого маслонасоса. Шлицы на валике - как корова языком слизала, а сам насос, судя по его виду, отработал долгие годы. И скорее всего, уже давно не обеспечивал достаточно высокого давления масла, но мотор каким-то чудесным образом это терпел. (Помните, я рассказывал похожую историю про «Форд»?) Когда лампочка аварийного давления вспыхивала и гасла, шлицы еще кое-как «подкусывали», но давление в системе уже было недопустимо низким. А вот и результат отказа - шатун первого цилиндра сухой и черный, словно обугленный. Здорово грелся, бедняга! Дальнейшая разборка показала, что его вкладыши и шейка коленвала задраны, а остальные шатуны, как обычно, еще не совсем убиты, но тоже близки к этому. Дело житейское: всегда сначала погибает один - если в этот момент мотор остановить, то остальные еще живы, хотя и дышат на ладан! Пострадали, конечно, и коренные вкладыши.

Рассказывать подробно о ремонте этого двигателя нет смысла - дело обычное. А обошелся ремонт почти в 1 6 тысяч рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в