Свежевыжатое

Свежевыжатое
Так устроен цилиндр с механической компенсацией.

В современных коробках передач все больше ступеней. Когда-то вполне обходились тремя передачами, сегодня и шесть не редкость. А значит, прибавилось работы левой ноге – чаще приходится выжимать сцепление. Свою лепту вносят и бесконечные пробки на дорогах. Фирма GIF постаралась облегчить труд водителя (а особенно водительницы с изящной, но не слишком сильной ножкой).

Схема устройства для механической компенсации усилия.

По мере нажатия на педаль сила ее сопротивления возрастает – такова характеристика любой пружины. Причем по мере износа сцепления возрастает и усилие на педали из-за перемещения рабочей точки. Инженерам удалось найти простой (без всякой электроники) способ компенсации как основного, так и дополнительного (из-за износа) усилия, необходимого для выключения сцепления.

Вариант с гидравлическим подпором пружин.

На первой схеме показан принцип работы главного цилиндра. В нем на шток надет конус с точно рассчитанным профилем, на который давят подпружиненные ролики. В итоге усилие уменьшается на 19%, то есть достаточно ощутимо. Но главное в другом: на изношенном сцеплении оно остается почти прежним, тогда как без механизма компенсации усилие значительно выросло бы. В этом случае выигрыш достигает уже 41%.

Но как эти ролики-пружинки «узнают», что пора увеличить степень компенсации? Посмотрите на вторую схему. Здесь компенсационные пружины дополнительно нагружаются поршнями, на которые воздействует давление из… самой рабочей магистрали привода сцепления. В трубку встроен клапан, пропускающий рабочую жидкость лишь в одну сторону, к поршням. Чем больше (по мере износа) становится давление в системе, тем сильнее поджимаются компенсирующие пружины.

Реальный механизм выглядит несколько по-другому и весьма компактен: компенсирующая пружина всего одна, и она как бы надета на главный цилиндр. Но принципа работы это не меняет.

Подпишитесь на «За рулем» в