Загадка для Нельсона

Загадка для Нельсона
Кульминация «Гонки звезд «За рулем». Дополнительный заезд за первое место – заслуженный мастер спорта Сергей Успенский (слева) и мастер спорта международного класса Алексей Васильев.

Нельсон Пике, обутый в изящные гоночные ботинки, с недоумением разглядывал дорожку Центрального московского ипподрома: лед, неравномерно покрытый гигантскими лужами. Казалось, хотел спросить – что, тут будут ездить?! Конечно, будут, Нельсон! Это же «Гонка звезд», проводимая с 1978 года, и погода в день старта ни разу еще не стала поводом для отмены! Да, такая у нас русская зима, из крайности в крайность. Ровно год назад Себастьен Лоэб зябко ежился в валенках на 20-градусном морозе, а сегодня – плюс шесть на термометре, проливной дождь и сбивающий с ног ветер. Погодный катаклизм пришелся точнехонько на 23 февраля – День защитника Отечества, день «Гонки звезд» и день, когда отмечается 80-летие журнала «За рулем».

Необычный формат и невероятная погода ничуть не помешали собрать воистину звездный состав участников: на трассу вышли 16 машин и 32 пилота.

Но ничего – это пешком ходить по шлифованному льду, покрытому слоем воды, скользко до невероятия! А у автомобиля как-никак четыре точки опоры. И за руль сядут самые-самые, которых не смутишь ни льдом, ни лужами. Гонщики вообще ездят увереннее, чем ходят. Да сейчас и сами попробуете, Нельсон, технический персонал уже вывел на дорожку ваш «Рено-Логан» – один из тех одинаковых, что подготовили для суперфинала.

Евгений Вертунов на белом «Ситроене» стартовал с первой позиции и лидировал больше полутора часов, создав такой задел, что даже поломка не помешала ему попасть в суперфинал.

НА СТАРТ, И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ!

Новый формат «Гонки звезд» вызвал поначалу немало споров и пересудов, но в итоге гонщики признали его оригинальным и интересным: «В этом что-то есть!» Смущала не столько новизна, сколько отступление от многолетней традиции – таблицы заездов для 16 участников, введенной самим же журналом в 1978 году на первой «Гонке звезд». Но ведь и она в то время казалась чем-то непонятным и диковинным! А длинные, так называемые гонки на выносливость – с пит-стопами, дозаправкой, сменой шин и пилотов – в нашей стране проводили не раз. Правда, не на ледяных зимних трассах, но почему не попробовать и здесь? К тому же это позволяет выявить не только сильнейшего спортсмена, но и лучшую команду.

Один из ключевых и самых ответственных моментов длинной гонки. Шины меняли быстро, но без чрезмерной спешки.

Именно формат двухчасового марафона по 1800-метровому овалу привлек не только заядлых трековиков, но и тех звезд российского автоспорта, кто на ипподроме доселе не выступал. Для примера назовем многократных чемпионов страны – кольцевика Михаила Ухова и раллиста Александра Никоненко. Более того, состав участников «Гонки звезд» образца 2008 года стал по-своему рекордным: в числе 16 экипажей – сразу шесть ее победителей разных лет. Да какие имена – Николай Больших, Борис Маслов, Виктор Козанков, Сергей Успенский. Люди-легенды! Ветераны, кстати, сказали в этот день очень веское слово, забрав ощутимую часть призов.

Возвращение легенд на Центральный московский ипподром. Николай Больших выигрывал «Гонку звезд «За рулем» дважды – в Измайлово (1982) и Гусь-Хрустальном (1984). Для полной коллекции не хватало этой трассы.

Конечно, погоду ожидали иную. Лучшие гонщики страны, получившие персональные приглашения, должны были мчаться по утрамбованному снегу, который на приятном морозце искрился бы в ярких лучах солнца. Снег честно завозили на ипподром, чистый, из сельской местности. Полторы сотни самосвалов выгрузили. Но силы небесные ударными темпами превратили его обратно в воду. Однако по регламенту, первые полчаса марафонского заезда все машины провели на зимних шинах «Пирелли» без шипов! И лишь потом колеса меняли на «зубастые» той же марки. Так что Нельсону Пике в этом смысле повезло: его «Логан» прочно стоял на шипах с самого начала.

После этого эпизода Максим Травин (слева) понял, что в ходе длинной гонки не стоит ввязываться в мелкие потасовки. А Сергей Успенский (справа) знал об этом заранее.

ГЕРОИ СТА ДВАДЦАТИ МИНУТ

Часть поломок и сходов с дистанции – прямая заслуга воды, попавшей куда не надо. Что говорить, даже прозаичный отказ «дворников» превращался в сложную проблему. И при исправной-то их работе видимость далека от идеальной. А тут круг за кругом мощный поток из-под колес соперников! Главным залогом успеха в этих условиях, граничащих с антигуманными, стала надежность. Причем надежность всего комплекса, именуемого командой, – машины, экипажа, механиков.

Проход виража с опорой на внешний бруствер в исполнении Александра Тюрюмина. А ведь Алексей Васильев предупреждал: это весьма рискованный способ, хотя и наиболее быстрый.

В двухчасовой гонке были абсолютно все перипетии, свойственные и трековым, и кольцевым гонкам: столкновения, наскоки на снежный бруствер, оторванные бамперы и поломки всех видов. Четырежды на трассу выезжал «сэфети кар», чтобы тягач мог спокойно вытянуть с трассы очередной безжизненный автомобиль.

Ошибки допускали и самые опытные трековые пилоты. Вряд ли Алексей Дудукало (победитель «Гонки звезд «За рулем»-2006) планировал проехать здесь именно так.

Некоторые эпизоды будут вспоминать еще долго. Например, такой: экипаж Алексея Васильева начал борьбу с отставанием в три круга, опоздав из-за экстренной замены сцепления. Новый агрегат команда Forza Sport позаимствовала у Сергея Успенского. И не напрасно механики ползали по снежной каше: Васильев пробился в суперфинал и стал там главным оппонентом… Успенского!

«Лада-Калина» тоже умеет быстро ездить по льду, но в такие ситуации ее лучше не загонять. Михаил Иляков пытается вернуться на дорожку.

Двукратный триумфатор «Гонки звезд» (1991, 1993) был великолепен. В марафонской гонке долго шел то вторым, то первым, меняясь позициями с Евгением Вертуновым. Действующему раллийному чемпиону страны и обладателю звания «Лучший гонщик 2007 года» сначала не повезло – минут за двадцать до финиша «Ситроен» Вертунова приполз на пит-лайн, и над ним долго колдовали механики – без особого успеха. А потом повезло: когда дали клетчатый флаг и подсчитали пройденные круги, оказалось, что Евгений замкнул-таки заветную шестерку финалистов!

Слева направо: Нельсон Пике-младший, главный редактор журнала «За рулем» Петр Меньших и Евгений Вертунов, только что получивший из их рук регалии лучшего гонщика России 2007 года по итогам опроса, проведенного журналом.

Заметим, явных аутсайдеров не было. Если судить лишь по скорости, абстрагировавшись от технических неурядиц, то на место в первой шестерке претендовали вообще все. И «калины», ведомые Александром Никоненко и покорителем «Дакара» Фирдаусом Кабировым, поначалу шли в группе лидеров! А расстановка на старте, как и гласят каноны длинных гонок, на порядок финиша влияет слабо. Тем более на трассе с таким непредсказуемым характером.

Сергей Успенский был чрезвычайно близок к тому, чтобы получить хрустальную шину навечно. На его счету – победа среди экипажей и команд в двухчасовой гонке.

НОВЫЙ ХОЗЯИН ШИНЫ

Видимо, в любую погоду и при любом формате «Гонка звезд» остается высшим мерилом гоночного мастерства. На славу подобралась и нынешняя финальная шестерка: заслуженный мастер спорта, три мастера спорта международного класса... Но лишь у одного финалиста, Сергея Успенского, были шансы заполучить главный приз – хрустальную шину – навсегда. Для всех остальных это был приз переходящий. По неофициальному уговору, не записанному ни в одной бумажке, шина переходит в вечное владение тому, кто выиграет «Гонку звезд» трижды.

А теперь все сначала – выясним, кто самый быстрый среди самых надежных. Старт первого заезда финальной части «Гонки звезд «За рулем» на одинаковых «логанах».

С позапрошлого года, когда впервые для суперфинала выдавали одинаковые машины (2006 – «Калина», 2007 – «Ситроен-С2»), задача усложнилась. После всех баталий, сражения с трассой и с соперниками надо быстро забыть все радости-неприятности и морально настроиться на новый, еще более решающий бой. А заодно адаптироваться к незнакомой технике. Конечно, руль и педали расположены в привычных местах. Но все равно по характеру эти машины ощутимо отличаются от тех, которые гонщики готовили и настраивали под себя, под индивидуальные особенности манеры пилотирования.

Дуэль российского и бразильского гонщиков. Алексей Васильев уже на самом старте добился заметного преимущества. Ничего не поделаешь, лед – не асфальт.

Впрочем, «Логан» со 100-сильным мотором ни для кого не стал непостижимой загадкой. Сергей Успенский позже выдал ему комплимент: «Понятный автомобиль с предсказуемыми реакциями, и едет в целом правильно». Нарекания вызвали лишь стекло-очистители, не справлявшиеся с объемом работы – на них пожаловались сразу несколько участников финала. А уровень безопасности лично оценил – и весьма высоко! – Борис Шульмейстер. Ему довелось после контакта с одним из соперников налететь на дерево, ударившись боком близ водительской двери. Дверь не выдержала и отвалилась, а сам Борис остался цел и невредим.

Для Алексея Васильева гонка началась форс-мажором, а закончилась триумфом. Когда-то, наверное, это все равно должно было случиться: звезда просто обязана хоть раз выиграть звездную гонку.

В трех заездах, таким образом, до финиша добрались своим ходом пять машин из шести, хотя все – заметно помятыми. Казалось, Успенский, уверенно выигравший первый заезд, сегодня вне конкуренции, и хрустальная шина – его. Но Алексей Васильев был иного мнения и для начала свел результат к ничьей – под постоянным жестким прессингом Успенского. Две победы и третье место по сумме очков равны одной победе и двум вторым местам, а потому для выявления победителя потребовался дополнительный старт – ничего себе интрига!

После перерыва «Гонка звезд «За рулем» вернулась туда, где она впервые состоялась 30 лет назад. Полные трибуны Московского ипподрома – лучшее украшение праздника.

Сложно сказать, что помогло Васильеву, а что помешало Успенскому, у кого в тот момент был моральный либо физический перевес, на чьей стороне фортуна. Но шина ушла в новые руки: Васильев – победитель «Гонки звезд «За рулем»! Успенский еще раз отменно поддержал свое реноме выдающегося пилота, причем в обеих стадиях состязания. Виктор Козанков – третий призер. Нужны ли еще какие-то доказательства того, что при новой схеме «Гонки звезд» наилучшие козыри «пришли» к самым опытным спортсменам?

Среди прочих призов, завоеванных Васильевым, – ключи от машины, на которой выступал Нельсон Пике. Ну и сама машина, понятно. А бразильца в дуэли, которой предстояло стать кульминацией дня, россиянин переиграл легко. К чести Нельсона, тот настоял, чтобы старт заезда с одним из самых быстрых наших пилотов дали с одной линии. И ошибся в первом же повороте, после чего отыграться было нереально. Свежеиспеченный победитель «Гонки звезд «За рулем» отметил позже, что наивно ожидать от пилота формулы 1 высокого результата на данном, как бы сказать, покрытии. Примерно это же, но другими словами сказал и сам пилот команды «ING Рено F1»: «Моя стихия – асфальт. На льду я выступаю впервые в жизни. Я приложу все усилия, но лед для меня – загадка». Ну что ж, для дебюта – неплохо. Приезжайте к нам еще – желательно в статусе чемпиона мира! 

ВОПРОС КО ВСЕМ:

– Как вы оцениваете новый формат «Гонки звезд»?

Борис Шульмейстер:

– Скользко, лужи – но все равно здорово и интересно! Марафонские гонки лично мне очень нравятся, двухчасовой заезд – то, что надо! Кроме того, как еще собрать столько звезд для одной гонки? Для меня огромная честь ехать в одной компании со столь именитыми мастерами. Еще от марафона выигрывают спонсоры: финансовая нагрузка распределена равномерно, а отдача – два часа телеэфира!

Алексей Дудукало:

– Формат непривычен, поэтому есть некоторое смятение: что делать, как настраивать технику, какую тактику выбрать? Это ни в коем случае не развлекательное мероприятие, все требует очень серьезной подготовки. Один из положительных моментов – возможность молодым пилотам проехать в одном строю с заслуженными мастерами.

Сергей Афанасьев:

– До нынешней «Гонки звезд «За рулем» мне довелось ездить по ипподрому лишь на автомобиле «Ока-Юниор». Здесь же дорожка такова, что с первого круга становится немного некомфортно. Но у состязаний в Москве есть много «плюсов». Во-первых, удобнее для зрителей. Во-вторых, гонка в центре столицы привлекла внимание к автоспорту в целом. Понимая это, нормально воспринимаешь и двухчасовой формат, и сопутствующий ему риск для автомобиля и для пилота. Для меня же главное в этой гонке – работа на командный результат, ведь в подготовку автомобиля вложено много труда.

Валерий Павлов:

– Очень необычно – только что сменился, впечатлений море! На трассе тоже море, причем состояние дорожки все время меняется – приходится искать новые траектории, но это добавляет азарта. Разница в управлении на шипованных и нешипованных шинах будет, но только первый десяток кругов после пит-стопа: потом все «гвозди» постепенно вылетят.

ВОПРОС АЛЕКСЕЮ ВАСИЛЬЕВУ

– Доводилось ли когда-нибудь выступать на треке в столь специфичную погоду? Как состояние дорожки?

– С грозой в феврале встречаюсь первый раз. И если бы гонка длились не два, а двадцать четыре часа, то с такой погодой мы могли бы встретить смену времен года. Дорожка очень скользкая. Вчера на тренировке самым быстрым способом оказалась довольно рискованная езда с опорой о наружный бруствер. Думаю, этот метод будет эффективен и сегодня.

ВОПРОС МИХАИЛУ УХОВУ

– Как человек с огромным опытом в картинге и кольцевых гонках чувствует себя на дорожке Московского ипподрома?

– На треке я впервые в качестве участника. Много лет рядом, смотрел на других, но никогда не ездил. Помню, в молодости, когда еще был картингистом, мы приходили сюда смотреть на борьбу автомобилей классической компоновки. Даже заезды 21-х «волг» застал.

Факт проведения «Гонки звезд «За рулем» в Москве очень важен. Ведь энтузиазм команд и людей нынче отходит на второй план, на первом – привлечение бизнеса в автоспорт. А для этого и зимние, и летние его дисциплины требуют поддержки прессы. И то, что происходит здесь сегодня при скоплении журналистов – позитивно. Пусть по лужам, пусть пит-стопы, – это намного лучше, чем замалчивание.

ВОПРОС ВИКТОРУ КОЗАНКОВУ

– Виктор, вы один из немногих, кто ездил раньше на Московском ипподроме. Приятно было спустя много лет вернуться на эту ледовую дорожку?

– Конечно, приятно. Снова появилось разнообразие. Не секрет, последние годы в столичном регионе доминировал лишь один ипподром. А монополия единственной трассы не помогает росту профессионализма. Пилоты прикатываются только к ней, появляется всем известный шаблон в подготовке автомобилей. Когда трасс несколько – намного интереснее. Гонка на каждой имеет свои особенности, различается состав участников, есть нюансы в подготовке машин. Поэтому мое отношение к тому, что «Гонка звезд «За рулем» вернулась на Московский ипподром, разумеется, положительное.

Какой формат гонки мне сейчас по душе – марафон со сменой пилотов или спринт по классической таблице шестнадцати?

В длинных гонках есть своя прелесть, и в целом они мне нравятся. А спринт мы на этот раз видели в финальной части. Сожалею, что борьба в ходе суперфиналов зачастую была не просто жесткой, а откровенно грубой. Поэтому из шести финальных машин серьезных повреждений не получили только две.

ВОПРОС МАКСИМУ ТРАВИНУ

– Максим, это ваш первый старт на ипподроме: каковы впечатления от трудной гонки, совместной работы с титулованным партнером?

– Признаюсь, я очень волновался, поскольку напарник у меня именитый – Виктор Козанков, которого нельзя подвести. Тем более, из-за отсутствия опыта выступлений на ипподроме я успел повредить автомобиль еще за день до старта. К сожалению, много раньше, чем мы откатали запланированную тренировочную программу. Так что груз ответственности чувствовал. А тут еще экстремальные погодные условия. Самое неприятное – соперники, проезжая через лужи, окатывают лобовое стекло такой лавиной, что видимость пропадает секунд на десять. Представьте себе: прямая, полный газ – и слепой полет, где надежда только на интуицию.

На трассе многому научил один случай: боролись с Сашей Тюрюминым, причем довольно жестко. Чтобы, толкаясь борт в борт, не угодить в серьезную аварию, я все же пустил его вперед. А буквально на следующем круге он вылетел с трассы. После этого эпизода заставил себя предельно сконцентрироваться и решил никого не удивлять высокой скоростью на одном-единственном круге, а двигаться стабильно, четко, как говорится, «на доезд».

ВАСИЛЬЕВ vs ПИКЕ

Алексей Васильев (13.01.72), пилот заводской команды Spyker Squadron

1984–1990: пятикратный чемпион Москвы по картингу, призер чемпионата СССР по картингу (1989)

1996, 1997, 2000: чемпион России по кольцевым гонкам

2001–2006: участник чемпионата FIA GT, «24 часов Ле-Мана», серии LMES; победитель FIA GT в командном зачете (2004), признан лучшим гонщиком России (2004), призер серии LMES (2005, 2006)

Нельсон Пике (25.07.85), пилот заводской команды

ING Renault F1

1995–2000: трехкратный чемпион Бразилии по картингу

2001–2002: южноамериканская формула 3, чемпион (2002)

2003–2004: британская формула 3, чемпион (2004), самый молодой за всю историю

2005–2006: серия Grand Prix 2, вице-чемпион (2006)

2007: тест-пилот команды «Рено» формулы 1

Подпишитесь на «За рулем» в