Как в истребителе

Как в истребителе

Аббревиатура HUD (Head – Up – Display), если перевести ее дословно, означает что-то вроде «дисплей для поднятой головы». Именно так называются эти системы, пришедшие к рядовым потребителям из военных разработок. Изначально HUD проецировал информацию на ветровое стекло истребителей — пилотам в поисках ее некогда обращаться к россыпи приборов. Внедрить подобное на автомобилях американцы пробовали еще полвека назад, но тогда не сложилось. Зато сегодня во многих недешевых машинах штатная HUD-система – явление привычное.

Конечно, автомобиль – не истребитель, но за рулем, по большей части, сидят не асы, и в наших общих интересах сделать так, чтобы средний водитель реже отвлекался от управления, шаря взглядом по дисплеям, указателям и шкалам. Этому, в частности, должны способствовать появившиеся в продаже HUD-системы, которые можно установить на машину самостоятельно. Конечно, они не будут сообщать вам, что в техцентре не почистили пепельницу, но с главной своей функцией – отображать показания скорости – справятся легко. Три подобных изделия стоимостью от 3000 до 8200 руб. представлены ниже.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Часто бывает, что дополнительный «прибамбас» только отвлекает водителя, да и в салоне смотрится чужеродно. А что сказать о HUD-системе?

Начнем с недостатков. Самый очевидный из них: блок проецирования крепится прямо на панели – на самом видном месте. Поскольку цена моделей с широким набором функций переваливает за 8 тыс. руб., привлекательность этой «игрушки» для нечестивых граждан особенно очевидна. Тем более что никакой специнструмент для ее изъятия не нужен: кирпичом по стеклу, 15 секунд «работы» – и «золотой ключик» в руках. Можно, конечно, заняться глубоким тюнингом салона, чтобы утопить прибор в приборную панель, но это занятие – для исполинов духа. О деньгах и прочих затратах при этом лучше не думать.

Второй недостаток – внешний вид. Все приборчики выглядят в салоне весьма чужеродно, а вот третий недостаток менее очевиден. К ветровому стеклу следует приклеить специальную пленку, на которую, как на экран, проецируются показания приборов. С формальной точки зрения она хоть и незначительно, но ухудшает видимость, а потому (см. «Мнение юриста») у инспектора есть право обвинить вас в нарушении закона.

ЧТО ОНИ МОГУТ

Для работы HUD-систем необходим сигнал от электрического датчика скорости, а значит, на автомобилях с механическим спидометром проецировать им будет попросту нечего.

Каждый из трех приборов умеет отображать скорость на ветровом стекле автомобиля и со своей задачей справляется неплохо. Дисплей проецирует полупрозрачные цифры на пленку перед глазами водителя, дабы тот лишний раз не отвлекался от дороги. Дополнительно все устройства могут устанавливать лимит скорости и автоматически изменять яркость дисплея. Выставив значение, скажем, 70 километров в час, можно спокойно вести автомобиль – при превышении выбранного порога прибор сообщит о грозящем общении с сотрудниками ДПС. При изменении освещённости владельцу не нужно судорожно регулировать яркость – дисплей понизит ее автоматически.

Остальные возможности зависят от стоимости прибора. Самый непритязательный – продукт от Pro-Sport. Кроме джентльменского набора, он сумеет только подмигнуть в тот момент, когда обороты двигателя будут максимальными («шифт-лайт»). HUD-PA4 – это, по сути, парктроник, поэтому, кроме скорости и времени, дисплей сообщит о расстоянии до препятствия. Самое общительное устройство предлагает компания Defi. Дисплей расскажет об оборотах двигателя и скорости движения, а вместе с контроллером – о температуре и давлении масла, температуре охлаждающей жидкости и остатке топлива в баке. Функциональность обернётся тратами: за эти же деньги можно купить по три комплекта Pro-Sport или HUD-PA4.

Как и где установить обновку? Самое простое – изделие от Pro-Sport – можно подключить самостоятельно. Сложность в поиске провода, внутри которого «живёт» сигнал от датчика скорости. Два оставшихся – это плюс и минус. При установке HUD-PA4 придётся выполнять работы по сверлению бампера, прокладке проводки через всю машину и креплению блока управления – одним словом, установке парктроника. К штатной проводке подключаются всего пять проводов, четыре из которых – питание дисплея и парктроника. Пятый – сигнал с датчика скорости.

У Defi широта взглядов обернётся не только самой высокой ценой, но и самой сложной установкой. Если не имеете опыта, лучше всего обратиться к профессионалам – разобраться с проводами не так-то просто..

PRO-SPORT, КОРЕЯ

Ориентировочная цена – 3000 руб.

Недорогой и компактный прибор с минимумом функций. Внешне очень напоминает электронные часы. Умеет отображать значения скорости, а также сообщать о превышении ее лимита и о запредельных оборотах двигателя («шифт-лайт»).

+ Простая установка: подключить нужно всего три провода. Самая низкая цена.

HUD-PA4, КИТАЙ

Ориентировочная цена – 3 200 руб.

Основное назначение – парктроник (четыре датчика плюс дублирование расстояния голосом). При включении зажигания сообщает о напряжении в бортовой сети, отображает показания часов и сигнализирует о превышении двух предустановленных лимитов скорости.

+ Автоматическая регулировка яркости дисплея. Парктроник.

DEFI — LINK DISPLAY VSD X, ЯПОНИЯ

Ориентировочная цена - 8500 рублей

(плюс 3000 рублей за контроллер Defi Link Control Unit)

Благодаря самому большому среди представленных устройств дисплею прибор одновременно отображает цифровой ряд и аналоговый тахометр, а в цифровой зоне скорость и обороты двигателя. Если же подключить контроллер Defi Link Control Unit, то добавятся: температура охлаждающей жидкости и масла, давление масла и количество топлива. Есть выносной пульт управления.

+ Возможность одновременно отображать спидометр и тахометр, привлекательный дизайн, выносной пульт управления.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Правилами дорожного движения установлен запрет на установку дополнительных предметов или нанесение покрытий на ветровое стекло при условии, что это ограничивает обзорность с места водителя (пункт 7.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).

Если экран, на который проецируются показания приборов, ограничивает обзорность, то эксплуатировать автомобиль с таким изделием нельзя.

Подпишитесь на «За рулем» в