Кто разбудит Райкконена?

Кто разбудит Райкконена?
В дождевых гонках превосходство «Мак-Ларена» неоспоримо. Гран-при Великобритании Льюис Хамильтон провел безупречно.

Лето прошло под знаком явного превосходства Фелипе Массы над своим партнером по «Феррари» Кими Райкконеном. Бразилец одержал две победы и лишился еще одной из-за сгоревшего мотора в Венгрии – за три круга до финиша. Финн свою последнюю победу одержал аж в апреле! В Валенсии Масса взял «большой шлем» — поул-позишн, лучший круг в гонке и победа. А Райкконен, стартовав четвертым, так за четвертое место и боролся. Но даже и столь скромные очки не получил – снова подвел мотор. Попутно совершил нелепую ошибку на пит-стопе, рванув раньше, чем ему дали разрешение, – в итоге один из механиков повредил ступню.

Во второй половине сезона отлично проявил себя дебютант из «Рено» Нельсон Пике. Побывал уже и на подиуме.

Не надейтесь, болельщики «Мак-Ларена», горящие двигатели не станут визитной карточкой «Феррари». Причина выявлена — поломка шатуна. Получив миллион вопросов на эту тему, команда официально сообщила, что шатуны были из одной партии: «Мы знали о потенциальном риске отказа мотора на машине Кими, но замена мотора перед стартом привела бы к потере десяти позиций. А обгон в Валенсии почти невозможен. Кстати, это доказывает, что для интересной гонки недостаточно привести формулу 1 на красивую уличную трассу».

В летней части программы Фелипе Масса был хорош, но все же уступил Льюису два очка – 30 против 32 в шести гонках.

На вопросы о том, что случилось с действующим чемпионом, куда подевалась его былая резвость, отвечал лично шеф команды Стефано Доменикали. Итальянец отверг измышления прессы, будто финн, добившись титула, утратил мотивацию. Доменикали склонен считать, что у Кими обычный период неудач, какой случается у каждого. «Он часто уступает Фелипе в квалификациях. Это объясняется разницей в весе машины. Масса предпочитает машину полегче, а Кими, напротив, заливает больше топлива, чтобы потом в гонке пройти побольше кругов без дозаправки. Скорость в гонке – одна из его сильных сторон. Мы доверяем ему на сто процентов, и я уверен, что к концу сезона он отыграется. Хотя не берусь предсказать, кто именно из наших пилотов станет чемпионом».

И гонщики, и зрители приняли трассу в Валенсии на ура. Просмотр с балкона стоил от 400 евро.

Складно говорит руководитель команды, однако никоим образом не проясняет, чем именно вызван «период неудач» у Райкконена. И вообще, у «Феррари» летом было слишком много помарок, крупных и мелких. Тактическая ошибка в дождевом Сильверстоуне – не стали менять «промежуточные» шины на дождевые, как сделали все, и проиграли кучу позиций. Необъяснимо низкие результаты в Хоккенхайме – обе машины плохо держали дорогу, а у Массы еще перегревались тормоза. Наконец, в Валенсии бразилец, выезжая со второго пит-стопа, едва не впечатал в стену Адриана Сутила, за что был оштрафован на 10 тыс. евро.

Борьба в таком окружении стала привычной для Кими. Масса и «мак-ларены» где-то впереди.

Как результат, по сумме командных очков «Мак-Ларен» выиграл четыре этапа подряд, и от солидного преимущества «Феррари» в зачете производителей остались жалкие крохи. Дополнительной проблемой для команды в концовке сезона может стать… перевес Массы над Райкконеном. Как поведет себя молчаливый финн, чемпион мира, если ему скажут, что партнер в лучшем положении для атаки на титул и потому получает карт-бланш? Не исключено, впрочем, что это лучший способ разбудить Кими. С другой стороны, чередуя победы, отбирая друг у друга очки, едва ли обыграешь «Мак-Ларен», где в этом году как раз все поставлено на одну фигуру. Вот дилемма для Стефано Доменикали.

Избавившись от неудобного партнера – Фернандо Алонсо, Хамильтон выглядит значительно увереннее.

Покажите человеку со стороны, раньше не интересовавшемуся формулой 1, не знающему, какова она была три, пять лет назад, нынешнюю турнирную таблицу. «Надо же! – воскликнет он. – Какая интересная тут борьба!» Если судить по статичным цифрам, то за титулы почти на равных сражаются три команды и четыре пилота. Много ли Роберт Кубица уступает лидеру чемпионата? Сущий пустяк, какие-то 15 очков отыгрываются на раз-два. В командном зачете БМВ наступает на пятки «Мак-Ларену», а «Мак-Ларен» – «Феррари». Красота! Но в динамичной реальности ситуация несколько иная. «БМВ Заубер» все лето переживала очевидный спад. После феерического дубля в Канаде (спасибо Хамильтону, протаранившему Райкконена) – затишье, всего два подиума в пяти гонках.

Если тенденция не изменится, выше итогового третьего места БМВ не подняться. По счастью, баварскую дружину никто сзади не поджимает: «Рено» и «Тойота» хоть и получили вожделенные подиумы, но по-прежнему далеки от оптимальной формы. Самой же надежной и стабильной командой летней кампании стал «Мак-Ларен». Рон Деннис, однако, не торопится с выводами: «Мы добились прогресса и готовим несколько серьезных обновлений к следующим гонкам. Хамильтон взял в Валенсии стратегически важное второе место – он выступал с сильной простудой и добился максимального результата. Но я не стал бы критиковать и списывать со счетов Райкконена – он талантливый гонщик и серьезный соперник. Думаю, в шести оставшихся гонках главная угроза лидерству Льюиса будет исходить от него».

Массу спросили, ощущает ли он себя после успеха в Валенсии первым номером «Феррари». «Нет, – ответил бразилец. – Но команда работает так, будто я и правда первый номер. Полностью меня поддерживает. Я получаю все, что мне нужно. Набираю опыт, учусь побеждать свои эмоции, иногда мешающие концентрироваться. Я стал лучше, чем год или два назад, и мечтаю о титуле. В этом году цель как никогда близка». Статистика подтверждает закономерность притязаний Фелипе: он рекорд-смен чемпионата по количеству кругов лидерства – 278. У Льюиса Хамильтона – 238. У Райкконена – 135. Ну, и кто из них самый достойный?

Подпишитесь на «За рулем» в