Поговорим о голубом

Поговорим о голубом

Он бывает разный - черный, голубой, белый. Ну, или смешанный из нескольких. Черный говорит о переобогащенной смеси, виноват карбюратор. Об этом уже писали, повторяться не стоит. Белесым дым становится из-за попадания в цилиндры тосола. Тоже не трогаем. Поговорим о голубом - от сгорания масла в цилиндрах двигателя.

Король воскликнул: масло!

Откуда же оно в цилиндрах? Путей не так много. Обычно масло проникает в камеры сгорания либо через сальники клапанов (они же маслоотражательные колпачки), либо через сильно изношенные поршневые кольца.

Быстрей других стирается нижнее - маслосъемное - кольцо. Это мало сказывается на компрессии, зато расход масла может быть просто чудовищным. При поломке колец или перемычек поршня масло проникает в надпоршневое пространство, оттуда - в систему выпуска, там смешивается с раскаленными газами и горит.

Иногда расход масла растет из-за прогара прокладки головки: появился свищ. А если к тому же падает уровень охлаждающей жидкости, ездить опасно! Иногда жидкость может вытекать и прямо в цилиндр, а оттуда - в картер. С горячим маслом она легко образует эмульсию. Попадет такая адская смесь в систему смазки - пиши пропало. А потому увидишь, что в бачке мало антифриза - проверь масло на щупе. Есть эмульсия - глуши машину, ищи буксир. Скорей всего, ремонт обойдется малой кровью.

Аккуратней с колпачками!

В неработающем двигателе оба колпачка (впускного и выпускного клапанов) не дают маслу стекать по стержням клапанов в камеру сгорания. В работающем колпачок выпускного клапана стоит на пути горячих газов, рвущихся под клапанную крышку. Колпачок изнашивается (истираются кромки) и стареет: резина твердеет, становится хрупкой, и растрескивается. Если мотор старый, зазоры между стержнями клапанов и втулками большие, и клапаны "гуляют", еще больше разбивая колпачки.

Разрежение в цилиндре при впуске меняется. Наибольшее - на холостом ходу, особенно принудительном, при торможении двигателем. Если за машиной висит сизое облако на холостом ходу - виноваты колпачки.

Замена колпачка - дело тонкое. Втулки клапана бывают чугунные, металлокерамические и латунные. Чугун и металлокерамика - материалы хрупкие. Если работать грубо, можно запросто сломать втулку. Лучше всего аккуратно орудовать двумя отвертками, поддевая ими манжету.

Как надеть на втулку новый колпачок? Казалось бы, просто: нажми, ударь - он и сядет, куда надо! Вот так его порой и повреждают "с новья", оторвав манжету от корпуса (рис. 1, г). Тут тоже нужна аккуратность. Лучше всего работать оправкой - их сейчас продают полным-полно, для любых машин.

Опять скрипит потертое кольцо...

Чем сильней износ, тем легче газам прорываться в картер. Давление растет, усиливается выброс газов по вентиляционной трубе в воздухоочиститель и с ними - вынос сажи и капель масла. Если машина впрысковая - это еще полбеды. А в карбюраторной загрязняются воздушные жиклеры; смесь обогащается, мощность падает, расход бензина растет. Если под крышкой воздухофильтра видно масло, это звонок: пора менять кольца.

Роль колец неодинакова. Верхнее - компрессионное, в съеме масла не участвует. А вот на среднем есть направленный вниз скребок. Оно - маслосбрасывающее. У нижнего часто целых два скребка. Это - маслосъемное кольцо (рис. 2, а).

Если кольца изношены (рис. 2, б), то никаких скребков на них уже нет, а зазоры в стыках очень большие. Поэтому при ходе поршня вниз пленка масла на стенках цилиндра сохраняется, а при рабочем процессе выгорает - отсюда и дым. С изношенными кольцами при хороших колпачках двигатель сильно дымит на высоких оборотах. Почему? Потертое кольцо справиться с поступающим маслом просто не успевает - скользит по масляной пленке, не собирая ее. А чем больше обороты - тем больше на стенках оказывается масла.

Случается (и нередко!), что мотор начинает дымить и пожирать масло уже после скромного пробега в полсотни тысяч километров. Поршневые кольца при таком пробеге серьезно сработаться не успевают. Здесь часто виновато низкое качество масла, скажем, не соответствующее теплонапряженности двигателя. Оно просто коксуется. От шлаков и нагара кольца "залегают" в канавках поршня и теряют подвижность. Перестав работать как упругое тело, кольцо, естественно, перестает нормально прилегать к цилиндру. Дальше ясно.

"Залегшие" кольца иногда удается высвободить, скажем, керосином. Но чаще приходится менять, а приработка колец ускоряет износ цилиндра. Это, к сожалению, давно доказанный факт. И еще: никакие чудодейственную присадки не восстановят форму колец и не уберут овальности цилиндров, а потому не омолодят мотор. Надо чинить. И то сказать - нынче с запчастями проблем нет, а руки у нас - золотые. Разве нет?

Подпишитесь на «За рулем» в