Детройт-2009: Последняя попытка

Детройт-2009: Последняя попытка

Детройтский салон 2009 года наглядно продемонстрировал слабое место американской промышленности: букет концептов и минимум серийных новинок. Посетители восхищаются дизайном Cadillac Converj, а легендарный производитель роскошных авто терпит убытки. Но корни кризиса американского автопрома зародились не два и не три года назад: вся "продуктовая" политика "Большой тройки", начиная с 80-х годов, была недальновидна. Как результат — закрытие Oldsmobile и Plymouth при росте продаж японских и корейских авто. Что ждет американский автопром в ближайшем будущем? Есть ли возможность отыграть позиции и вновь захватить хотя бы домашний рынок?

Ford F-150 2009

Американцы — народ своеобразный. Один из самых популярных типов кузова в Штатах — пикап. Причем это справедливо не только для Техаса — штата ковбоев и бескрайних ранчо. Даже в Нью-Йорке пикапы — не редкость. (Хотя падение их популярности в США — уже явно наметившаяся тенденция). Объяснение любви к большим вещам, наверное, лежит в области психологии, однако спрос есть, и большой кусок этого рынка отхватили японцы. Живой пример — Toyota Tundra, которая по итогам продаж за 2008 год заняла третье место, обойдя Dodge Ram. А лидер, уже на протяжении нескольких десятков лет — Ford F-150. Этот крупный рамный вседорожник во всевозможных вариациях продается лучше, чем Toyota Camry или Honda Accord. И в том, что в качестве соперников я назвал японские седаны, нет ничего удивительного: они успешнее американских аналогов уже на протяжении пятнадцати лет. И именно в сегменте семейных авто у "Большой Тройки" серьезные проблемы.

Chevrolet Traverse
Chevrolet Uplander
Cadillac BLS
Pontiac Aztec
Saab 9-2X

GM привык к своему глобальному лидерству. Может, от этого и его беды: слишком уж инерционна политика концерна. Если взглянуть на американский модельный ряд за последние несколько лет, там можно найти и морально устаревшие авто, и потребляющие слишком много топлива, и, прямо скажем, не слишком привлекательные внешне. К последним можно смело отнести семейство крупных минивэнов: Chevrolet Uplander, Pontiac Montana, Buick Terraza. Только в прошлом году эта троица была снята с конвейера. В гамме Chevrolet появилась замена — Traverse: хоть и не шедевр, но куда более ладный экземпляр. Кроме того, история GM знает и куда более провальные проекты — тот же Pontiac Aztec. Он был создан на волне популярности компактных кроссоверов, но тут с дизайном явно перемудрили. И хоть этот "Квазимодо" не продержался на конвейере и двух лет, запомнить его успели. Из последних неудач можно отметить Cadillac BLS – в принципе, грамотный автомобиль, спроектированный на базе Saab 9-3 специально для Европы. Однако, сами европейцы к подобной смеси "шведского с североамериканским" оказались не готовы. Даже Saab пострадал от подобного бэдж-инжиниринга: в 2005 был представлен 9-2Х, представлявший из себя слегка видоизмененную Subaru Impreza.

Chrysler Sebring
Chrysler Sebring
Dodge Avenger
Dodge Avenger

Chrysler также не смог избежать промахов. Один из последних — парочка Chrysler Sebring/Dodge Avenger. И если об экстерьере можно еще развести полемику (лично знаю людей, кому Sebring нравится), то качество салона — нечто из ряда вон. Если американцы хотят покорить Европу, им стоит поработать над материалами и стилистикой. Современный седан D-сегмента с салоном из дешевого пластика — нонсенс. Результат — неважные продажи не только в Европе, но и в США. Незадолго до этого появился Dodge Caliber, первый из Dodge, официально поставляемых на европейский рынок. Беда та же: для нормальной конкуренции в европейском гольф-классе "Калибру" не хватило именно приличного интерьера.

Ford Five Hundred
Американский Ford Focus
Американский Ford Focus

На те же грабли наступил и Ford. До сих пор в Штатах продается Focus, по сути своей являющийся лишь рестайлингом первого поколения, то есть модели 1999 года. Между тем в Европе уже успели привыкнуть к доработанному варианту второго поколения. И даже серьезное обновление прошлого года не помогло увеличить долю Focus на рынке США. Другой пример из истории — седан Five Hundred, призванный заменить безнадежно устаревший на тот момент Taurus – совершенно безликий седан с посредственным дизайном. В итоге — возврат к названию Taurus в 2010 году и новая модель, разработанная с чистого листа, а значит, сократившая бюджет компании не на одну сотню миллионов долларов.

Ford Taurus 2010

На данный момент картина плачевна: чуть ли не половину объемов производства американских марок занимают вседорожники и пикапы, популярность которых неумолимо снижается. "Мастодонты" вроде Chevrolet Suburban, Dodge Durango или HUMMER H2 уходят в прошлое, они уже не в состоянии обеспечить прибыли на должном уровне. А рынок минивэнов и седанов завоевали японцы — Toyota Camry, Honda Accord, Nissan Maxima.

Chevrolet Volt

Основную ставку в возрождении былой славы все три столпа американской автоиндустрии делают на энергосбережение. У GM для этого есть Chevrolet Volt, и пока он единственный представлен в серийном обличье. Кроме того, гигант собирается максимально сократить "портфолио" брэндов: скорее всего, будут проданы Saab и HUMMER, а Saturn может вообще исчезнуть. Европу в ближайшие годы ожидают Chevrolet Cruze и Spark – явно "выгодные партии". Cruze должен занять свою нишу в "гольф-классе", Spark завоюет сердца молодежи. Однако, двух моделей для восстановления благополучия всего бизнеса маловато. Скорее всего, в ближайшем будущем нас ожидает еще более массивная унификация европейских и американских платформ — как, например, в случае с Opel Insignia: на его базе уже разрабатывается несколько моделей Buick, пока еще ее использует Saab для нового 9-5.

Chevrolet Cruze

Ford грозится выпустить целую россыпь гибридов к 2012 году, однако, дальше обещаний пока дело не идет. Но уже сейчас известно, что унификация будет использоваться все чаще. Так, Ford Mondeo послужит основой для очередного американского седана среднего класса Fusion, следующее поколение Focus будет едино в Европе и за океаном, а уже в этом году в США должны стартовать продажи Fiesta.

Chevrolet Spark
Ford Fiesta

Chrysler же объявил о стратегическом партнерстве с Fiat – и это может оказаться самым грамотным решением. Итальянцы сильны в создании компактных моделей, кроме того, многие обожают их за потрясающий дизайн; умения создать даже из хэтчбэка сегмента С "конфетку" у фиатовцев не отнять. С другой стороны, Fiat получит новый шанс выйти на крупнейший американский рынок, где он не был представлен с 80-х годов. Ну а разрабатывать новое поколение гибридов Chrysler и Fiat будут вместе. Однако в памяти всплывает история трехлетней давности: тогда GM пытался купить Fiat, но ничего не вышло. Все, что успели сделать — разработать на единой платформе Fiat Grande Punto и Opel Corsa. Сейчас же о слиянии речь не идет: только сотрудничество на взаимовыгодной основе.

Детройт-2009:

Подпишитесь на «За рулем» в