Далеко не полный кастом-словарь

ДАЛЕКО НЕ ПОЛНЫЙ КАСТОМ-СЛОВАРЬ

"Альтернативный" производитель (alternative manufacturer).

В середине 90-х годов в США на волне очередного кастом-бума стали стихийно появляться независимые мелкосерийные мотопроизводители. Их продукция была призвана стать "альтернативой" вот уже несколько десятилетий господствующему на американском рынке "Харлею". Общепринятый на первых порах и, согласитесь, довольно обидный для "маленьких, но гордых" компаний термин "харлей-клоны" (Harley-clones) постепенно исчез со страниц мотопрессы - "альтернативщиками" называться было куда приятнее. А в последнее время оставшиеся на плаву и заматеревшие "в боях за независимость" компании предпочитают именовать себя "лицензированными производителями" (licensed manufacturer). Из "ветеранов" лучше других, пожалуй, сегодня чувствуют себя American IronHorse и Big Dog. Отдельная история - марка Victory, за которой стоит концерн Polaris.

Афтермаркет (aftermarket).

Индустрия "послепродажной персонализации" мотоциклов зародилась в 50-х годах, когда некоторые, тогда еще полукустарные мастерские (такие, например, как известная в наши дни компания S&S Cycle) стали изготавливать небольшие партии своих изделий для продажи "на сторону". Афтермаркет резко набрал обороты в начале 70-х. Уже тогда основной статьей доходов сегодняшних кастом-грандов вроде Arlen Ness или Performance Machine являлась почтовая рассылка деталей и аксессуаров, заказанных энтузиастами-чопперостроителями по каталогам этих фирм. Нынешние "афтермаркетовые" гиганты во главе с Custom Chrome - это настоящие империи с охватывающей десятки стран торговой сетью. Характерно, что такие компании традиционно отстегивают немалые средства для популяризации кастомайзинга (различного рода кастом-шоу и прочее). Оно и понятно - это их хлеб. Причем с маслом.

Бар-хоппер (bar hopper, bar-hopper, barhopper).

Чоппер, основное предназначение которого - перемещать байкера от бара к бару. Такой "межбарный попрыгун", сами понимаете, совсем не обязательно должен иметь высокую максимальную скорость, эффективные тормоза, комфортные подвески и т.п., зато просто обязан сногсшибательно выглядеть на стоянке у заведения. Как известно, в чем-то похожий термин "кафе-рейсер" (cafе racer, cafе-racer) применяется к мотоциклам, которые как раз наоборот - способны при необходимости (чаще, в условиях заключенного пари) прохватить вокруг заведения на время. В наши дни под бар-хоппером обычно понимается аскетичный короткобазный чоппер-хардтейл в стиле 60-70-х. В 90-е годы термин был почти забыт, но олд-скульная эпидемия вновь возвратила его к жизни. Например, на известном калифорнийском кастом-шоу LA Calendar Motorcycle Show сейчас существует номинация Bar Hopper.

Бикини (bikini fairing).

Мини-обтекатели в стиле кафе-рейсер, названные в честь атолла в Тихом океане (помните пляжный ансамбль "Мини-бикини 69" из "Бриллиантовой руки"?), стали все чаще появляться на кастом-байках в начале 80-х. Конечно, никто всерьез и не думал улучшить с помощью этого аэродинамику. Скорее обтекатель-бикини был и остается элементом декора, намекающим на спортивный характер мотоцикла.

Бич-бар (beach bar)

, он же "свипинг-уайд" (sweeping wide). Несмотря на в некотором роде "пляжно-алкогольное" звучание, бич-бар - всего лишь низкий, очень широкий руль в виде полуокружности, доставшийся современному кастомайзингу в наследство от довоенных американских круизеров (в принципе, подобная форма руля была характерна для многих мотоциклов начала XX века). С таким рулем степенно и важно дефилировать вдоль пляжа, а то и непосредственно по нему считается элементом шика.

Бич-круизер (beach cruiser).

Как правило, тяжелый "прогулочный" круизер с бич-баром. Похожий термин "бульварный круизер" (boulevard cruiser) встречался еще в 30-х и обозначал примерно то же - круизер, который, наперекор первоначальному значению слова "круизер", предназначался скорее для понтовства, нежели для путешествий.

Боббер (bobber), "боб" (bob), раннее - "боб-джоб" (bob-job).

Самая ранняя и очень популярная в наши дни разновидность кастом-байков. Стиль формировался одновременно с зарождением байкерского движения на юге Западного побережья США на стыке 40-50-х годов. Ранний мотоциклетный кастомайзинг развивался одновременно с автомобильным хот-роддингом, был его, можно сказать, двухколесным ответвлением, своего рода "младшим братом". Отсюда столько параллелей и пересечений. Некоторые историки считают, что корни бобберов следует искать в довоенных "хилклаймберах" - мотоциклах для гонок, именующихся "Подъем на холм". Не факт - в конце концов "гаражная" постройка любого гоночного мотоцикла, в первую очередь, подразумевает нещадное избавление от лишнего веса. А на бобберах, в отличие от чопперов, народ как раз был не прочь всерьез погоняться по дну высохших соляных озер, заброшенным шоссе или безлюдным пляжам. Типичный боббер в современном понимании - олд-скульный аппарат с низким рулем, небольшим углом наклона передней вилки и шинами одинаковой размерности, построенный, как правило, на серийной раме. А еще "bobber" означает по-английски "поплавок". Но не купитесь на это - мотоциклы, как правило, обладают никудышной плавучестью.

Бобтейл (bobtail, "купированный хвост"), "боб-фендер" (bob fender). Первые кастомайзеры "купировали" хвосты своим бобберам, словно заправские ветеринары. Уже на заре движения, в конце 40-х - начале 50-х, сформировалось три классических способа "рубки хвоста": 1) банально резануть болгаркой кусок заднего крыла; 2) переставить назад переднее крыло (благо, в те времена устанавливать шины разной ширины было не принято, а потому крылья тоже имели одинаковую ширину); 3) изготовить бобтейл. Последний способ, несомненно, самый остроумный и изящный: в этом случае заднее крыло укорачивается не сзади, а спереди, после чего оно "задвигается" глубже в раму, образуя характерный "утиный хвост". В конце 70-х такой фасон заднего крыла стал привычным атрибутом некоторых модификаций Harley-Davidson семейства FX, а в начале 80-х - и японских серийных чопперов. Однако стоит заметить, что еще в начале 60-х на "внедорожных" модификациях двухтактных одноцилиндровых "Харлеев" устанавливались самые настоящие бобтейлы.

Боди-байк (body bike),

изначально full-bodied bike. Максимально "зашитый", капотированный мотоцикл. Часто дизайн боди-байков перекликается с автомобильным, что неудивительно: иной такой аппарат по площади кузовных панелей может поспорить с малолитражкой. Легендарного Арлена Несса одно время сильно увлекала эта тема, и его боди-байки по праву считаются классикой жанра.

Боди-кит (body kit).

Набор деталей облицовки, часто пластиковых, с помощью которого можно, что называется, малой кровью преобразить до неузнаваемости серийный мотоцикл. В 70-80-х боди-киты в Америке шли нарасхват. И стоит сказать, среди таких изделий попадалось немало удачных "преобразователей". Однако в наши дни популярность "кузовных наборов" заметно упала. Типа "не по понятиям"

Борд-трекер (board tracker, boardtracker).

Кастом-байк, выполненный в стиле мотоциклов для популярных в Америке в начале прошлого века гонок на дощатых треках. Модное направление современного кастомайзинга, на которое вот уже несколько лет неровно дышат судейские бригады кастом-чемпионатов. Если вы увидите мотоцикл, больше похожий на велосипед, так и знайте: скорее всего перед вами борд-трекер.

Бэби-сит (baby seat).

Нет, это не детское автомобильное сиденье (без которого в России скоро будет запрещена перевозка детей до 30 лет - слышали?). "Бэби" здесь в другом значении. Правильно, это закрепленное на заднем крыле (часто съемное, на присосках) сиденье-"нашлепка" для перевозки визжащих экзальтированных дамочек. "Деточка, а вам не кажется, что ваше местоѕ на заднем крыле?" Нередко используется также старинный термин "пильон" (pillion, pillion pad), которому действительно сто лет в обед - так в английском языке принято называть отдельное пассажирское сиденье на мотоцикле.

Бэггер (bagger).

Изначально - увешанный сумками ("бэгами", отсюда и название) круизер для дальних поездок, турер. Отличительные черты современного бэггера - жесткие боковые кофры и развитая ветрозащита. В 60-х байкеры-"однопроцентщики" придумали для таких мотоциклов обидное прозвище garbage-wagon - "мусоровоз". (Кстати, основное значение английского слова "bagger" - "землечерпалка". Тоже, согласитесь, не "быстроногая лань".) Начиная с 80-х годов, многие мастера во главе с Нессом неоднократно и небезуспешно пытались доказать, что и в этом, казалось бы, скучном направлении есть где разгуляться кастомайзерскому таланту. Несмотря на это, факт остается фактом: бэггер - редкий гость на современных кастом-шоу. Может, "однопроцентщики" были правы?

Ви-бар (V-bar).

V-образная разновидность дрэг-бара. Вообще-то, если смотреть со стороны водителя, такой руль - это скорее "-бар". Да вот беда - нету в латинице такой буквы!

"Гондола" (nacelle).

Обтекаемый кожух фары головного света, по типу устанавливавшегося c 1965 года на Harley-Davidson Electra Glide.

Гердер (girder, "ферма").

Передняя вилка параллелограммного типа, она же "трапеция" (trapeze). В 60-е годы на чопперах встречалась не реже спрингеров. И почти наверняка считалась бы сейчас вымершим подвидом, если бы не олд-скул. В один прекрасный момент горсть оставшихся на плаву американских "афтермаркетовых" компаний, специализирующихся на гердерах (таких как Durfee, которая клепает "трапеции" аж с 1969 года), вдруг оказалась на коне. Помимо классического варианта с перьями из труб, сваренных в виде треугольника, встречаются и оригинальные конструкции. Например, вилка модели Nanna от Jesse Rooke Customs с перьями в форме луков. В арсенале того же Джесси Рука есть даже одноперьевые моно-гердеры под консольное крепление колеса.

Гуснек (gooseneck).

Рама типа "гусиная шея" - с вытянутой вперед рулевой колонкой. Одна из кастом-фишек 60-х. С легкой руки японских кастомайзеров вновь очень популярна у "олд-скульщиков" всего мира.

Даймонд (diamond tank).

Граненый чопперный бак в форме бриллианта. Пик популярности пришелся на конец 60-х - начало 70-х годов. Существует еще термин "призма" (prism tank). Некоторые буржуазные теоретики-умники утверждают, что "призма" и "даймонд" - не одно и то же. Не верьте! Частенько случается, что трудно определить, где коффин, а где даймонд, а уж найти различия между даймондом и призмой - и вовсе тухлый номер.

Подпишитесь на «За рулем» в